Русская поэзия 1960-х годов

Символика и прагматика: большой город

Современное городское пространство — одна из любимых тем для обсуждения в среде автомобилистов, любителей старины и аутентичного городского облика, городской администрации и вольнолюбивых журналистов. Город одновременно является утилитарным пространством, где живут и перемещаются люди, где находятся магазины, банки, офисы, и пространством культурным — хранящим память о прошлом, наполненным историей и воспоминаниями, передающим информацию о системе культуры. Проблема любого исторического города — в совмещении этих двух функций: как сохранить культурное прошлое и требования растущего современного населения, например, оставить нетронутым исторический заповедник старой Москвы и обеспечить грузоперевозки по Москве, объем которых растет из года в год? Прагматика и символика, успешно совмещавшиеся в артефактах арахической культуры, в современном мире постоянно вступают в противоречие: история занимает слишком много пространства, мешает развиваться, ограничивает и стесняет динамику. С ней приходится считаться, и это возмущает.

Это противоречие практически отсутствует в новых городах или в культурах, для которых историческое прошлое несущественно: например, в Южной Корее ничтоже сумняшеся сносят старые здания с традиционными национальными архитектурными элементами и строят на их месте новостройки и торговые центры — безликие, сетевые магазины западных или корейских брендов. Нетронутыми остаются прогулочные парки, занимающие существенную часть пространства корейских городов да старые буддийские храмы, которых в черте города не так уж и много (основные храмовые комплексы изначально строились в горах, в десятке километров от города). Другие конфессии совершенно не стремятся к соблюдению архитектурных храмовых традиций и успешно размещаются в обычных зданиях, разве что водружают на крыше шпиль с крестом. Для российской культуры этот ход немыслим: почтение к историческоме прошлому среди населения слишком сильно. Русская культура для России — одно из главных средств самоидентификации нации, и любые посягательства на памятники архитектуры со стороны девелоперов или городской администрации воспринимаются обычными жителями как личное оскорбление. Необходимость обеспечить эффективную торговлю в центре города и оптимизировать грузоперевозки Москва считает недостаточным поводом для сноса старых зданий. Противоречие между практическими и символическими функциями большого города в европейской культуре невозможно за счет использования только силовых и «приказных» мер: для успешного его разрешения, очевидно, одной из сторон придется идти на компромиссы. Мнимый баланс нынешней ситуации вряд ли сможет быть стабильным.