Русская поэзия 1960-х годов

Паломничество vs. отдых

Священных мест на географической карте для верующих, принадлежащих к одной конфессии, обычно не слишком много, и одно из них всегда отмечено как сакральный центр мира. В религиозной картине мира путешествие и пребывание в этом сакральном центре кардинально меняет не только внутреннее мироощущение паломника, но и его статус среди остальных верующих. Совершенное путешествие есть причащение к земным воплощениям божественной истины, оно очищает от грехов и наполняет мудростью и святостью. Эта взаимосвязь географии и морали, пространства и этических категорий является универсалией человеческого мышления и присутствует практически во всех культурах.

Израиль и его столица — священный город Иерусалим являются сакральным центром сразу в трех религиозных системах: иудейской, христианской и мусульманской, и всегда были важнейшей целью паломнических маршрутов. Храмовая гора в Иерусалиме, где раньше стоял Иерусалимский Храм и теперь находится мусульманский Купол Скалы, Храм Гроба Господня, Стена плача — эти места стали центрами активного паломничества довольно давно. Храмовая гора и развалины Иерусалимского Храма всегда были священным местом для иудеев — единственным местом, где возможны жертвоприношения Единому Богу. Христианские паломники устремляются к Гробу Господню еще в эпоху византийского господства над Иерусалимом, а в средние века, с приходом династии Омейадов и возведением Куббат ас Сахра и Аль-Акса Храмовая гора становится центром ислама. Впрочем, представления об идеальном религиозном пути к сакральному центру могли существенно различаться: крестоносцы были уверены, что лучшим служением Господу и очищением от грехов будут Крестовые походы для освобождения Гроба Господня из рук неверных.

Иерусалим оказывается не только священным городом, но и точкой пересечения государственных и церковных интересов. Смешение языков, подобно Вавилонской башне, в городе начинается особенно активно во второй половине XIX века: после длительного и тоскливого владычества Оттоманской империи город вновь открывается для паломников всех трех религий. Религиозные туры в Израиль конца XIX века очень наглядно изображает Б. Акунин в книжке «Пелагея и красный петух», с избытком насыщенной забавными отсылками к актуальной современности с ее коммерциализацией веры, заботой о лицах нетрадиционной ориентации и прочими шалостями, которые на фоне древнего священного города выглядят мелочно и жалко.

В ХХ веке Иерусалим сохранил паломнические потоки и религиозный настрой, но к ним добавились новые традиции: в современной культуре на смену религиозным путешествиям приходит туризм и туристы, которым интересно не только древнее прошлое города, но и его бурное настоящее: лечение на Мертвом море, SPA-отели, алмазные биржи. Обычные туристические программы включают, конечно, обязательное посещение мест паломничеств, и смысл действий современных туристов наследует непосредственно паломническим практикам, однако изменилось восприятие пространственных перемещений. Если религиозное путешествие меняло моральный и духовный статус паломника, то туристическая поездка сегодня — прежде всего фиксация и повышение социального и культурного статуса туриста.