Русская поэзия 1960-х годов

Новый год как ритуал перехода

Из всех ритуальных действий и атрибутов, связанных с Новым годом, в современной русской культуре неизменным остались только два: елка и подарки. Все остальное, в разное время актуальное для обывателя, постепенно отходит на второй план и становится необязательным: поздравление президента по телевизору, Голубой огонек, салат оливье, шпроты и шампанское далеко не всеми сейчас считается необходимыми элементами праздника. А вот подарочные коробки под украшенной елкой — это то, без чего не мыслят Новый год даже русские туристы, отправляющиеся отмечать праздник к теплому морю, и для них специально гостиничный персонал организует «новый год в русском стиле».

Устойчивость этих атрибутов вполне объяснима с ритуальной точки зрения. До сих пор Новый год сохраняет свой обрядовый смысл как календарный рубеж, перелом, временная смерть, за которой последует воскресение и новая жизнь — и природы, и социума, и отдельного человека. Символизирует этот перелом новогоднее дерево, украшенное и приготовленное к принесению в жертву ради будущего благополучия. Ту же функцию выполняют и подарки с пожеланиями удачи в новом году. Блестящая новогодняя упаковка, скрывающая подарок-сюрприз с неизвестным содержимым, — необходимый атрибут праздника. Лучше всех это чувствуют дети, которые верят, что новогодний подарок — награда за поведение в уходящем году и одновременно символ изменений, обещаемых наступлением нового года. Именно поэтому подарок на Новый год не менее важен, чем то, что дарят на день рождения: фактически смысл этих подарков очень близок, ведь оба праздника есть праздники перехода на новый уровень, в новое качество. Но новогодний подарок более мистичен, более сакрален: это не подарок родителей, а то, что исходит от некоей высшей силы, от волшебного деда Мороза.

Это детское восхищение и предвкушение мистического события — получения новогоднего подарка — остается и у взрослых, которые давно не верят в деда Мороза, но по традиции придают огромное значение новогодним подаркам, пусть маленьким и символическим, условным — типа никчемных безделушек, свечек, елочных игрушек, но обязательных, призванных обозначить наступление новой жизни и помочь в преодолении возможных трудностей.