Русская поэзия 1960-х годов

Центр vs. окраина

Сакральный центр — важнейший универсальный пространственный аспект любой культуры. Чем бы они ни был отмечен — мировым древом, великой горой или столбом, именно в центре располагается алтарь, и остальное пространство группируется именно вокруг него, соотносится с ним. В зависимости от удаленности от этого центра формируется ценностная и смысловая структура всех остальных пространственных областей. Алтарь, храм, центральная площадь, столица — эти элементы пространственного членения всегда иерархически выше, чем периферийные, окраинные, пограничные. От этой архаической универсальной пространственной структуры отталкиваются в своем развитии более поздние построения человеческого сознания. Но, даже вступая в противоречие с ней, они все равно подразумевают эту структуру как точку отталкивания и собственную иерархию воспринимают как оппозиционную. Так в прошлом веке усадебная дворянская культура выстраивалась как антистоличная (антипетербургская) и поэтому более истинная и настоящая. Так в конце ХХ века строительство дачных домов было заменой жилого пространства для городских жителей. Невозможность реализовать потребность в увеличении квартирного метража приводит к своеобразной сублимации (раз мы не можем построить нормальный дом для того, чтобы жить в нем — построим дачу, вернемся к земле и будет выращивать картошку на грядках). В качестве оппозиции для стандартной универсальной схемы (центр как ценное / периферия как менее ценное) возникает восприятие ближайших пригородов как престижного пространства для жизни. Рублевка, Барвиха, Репино, Комарово становятся не менее вожделенными районами обитания, чем центр Москвы (внутри Садового кольца) или центр Петербурга, а с учетом определенного налета оппозиционности устоявшимся стандартам — и более вожделенными. Центр и периферия неожиданно меняются местами в ценностной структуре, и это определяется даже не столько коммерциализацией, сколько определенными чертами постсоветского общества, где центр продолжает быть населен старожилами (случайными, с точки зрения нуворишей, людьми), а удаленность от центра расценивается как определенная степень свободы и независимости.