Русская поэзия 1960-х годов

Шкаф-купе: музей для вещей

«Дорогой, многоуважаемый шкаф!» — патетически восклицал чеховский Гаев, обращаясь к книжному шкафу. Книжный шкаф, гардероб, сервант в традиционном обществе всегда занимали почетное место в жилом пространстве. Разнообразные шкафы призваны были не только выполнять свои прямые функции, но и свидетельствовать о благополучии и достатке семейства. Уважающие себя хозяева дома обзаводились массивными шкафами из дорогих пород дерева, украшенными резьбой, инкрустацией, коваными деталями.  Менялись виды шкафов, но это представление о важности шкафа как такового оставалось неизменным: даже в поздней советской культуре пресловутая «чешская стенка» являлась предметом вожделения определенных социальных кругов и объектом презрения, «клеймом» для других. Шкаф-«стенка» была символом семидесятых-восьмидесятых годов, символом советской эпохи.

В девяностые годы «стенки» сменяются новой конструкцией: появляются шкафы-купе. Традиционный рекламный ход в продажах «купейных» шкафов — экономия места. Однако прагматика никогда не является единственной мотивировкой использования вещей в культуре. Да к тому же стоимость шкафов и их нередко роскошное оформление противоречит этому оправданию. В чем же символический смысл шкафа-купе и почему они так популярны?

«Пуант» шкафов-купе — их раздвижные двери, заимствованные из японского стиля обустройства жилища. Однако имитирует шкаф-купе не японские традиционные шкафы (встроенные), а воспроизводит принцип организации японских комнат. В такой интерпретации шкаф оказывается комнатой — отдельной комнатой для вещей, двери которой призваны не столько скрыть, сколько продемонстрировать изобилие. Вспомните шкафы для туфелек и масштабные гардеробные шопоголиков из голливудских фильмов. Музейное пространство внутри шкафа-купе предназначено для хранения и для лицезрения вещей, для услаждения взгляда хозяина: легким движением руки раздвинуть двери и любоваться…