Русская поэзия 1960-х годов

Сакральные рисунки

Татуировки и рисунки на теле, распространенные среди туземцев Южной и Северной Америки, Новой Зеландии, Австралии, Африки и тихоокеанских островов, не были просто украшением. Как и любая культурная деятельность первобытного общества, татуировка выполняла коммуникативную функцию: она содержала в себе некое сообщение. Помимо того, что с помощью татуировки можно было определить принадлежность ее носителя к конкретному племени и роду и идентифицировать его место в социальной иерархии, в нательном рисунке отражалось представление о мире и о вселенной, свойственное данной племенной культуре. Нанесение рисунков на тело носило сакральный характер и подчинялось строгим правилам. Французский антрополог Клод Леви-Стросс в статье «Симметрично развернутые изображения в искусстве Азии и Америки» так характеризует значение татуировок для аборигенов: «Узор действительно сделан на лице, но в другом смысле само лицо предназначено для узора, посколько только благодаря ему и только через его посредство оно приобретает свое социальное достоинство и мистическое значение».

Большинство ритуалов инициации в первобытных племенах так или иначе были связаны не только с переменой статуса испытуемого в социуме, но и с реальными трансформациями его тела. Нанесение тату завершало инициальное испытание и призвано было демонстрировать всем членам племени его успешность. Татуировки вождей или шаманов, занимающих высшую позицию в племенной иерархии, всегда обладали большей сложностью и изощренностью рисунка, чем тату остальных членов племени, подчеркивая сакральный или властный статус носителя.

Условные изображения тотемных животных, символические орнаменты часто могли покрывать все лицо и тело индейцев, при этом обязательно соблюдался принцип симметричности рисунка. В представлении туземцев роспись на женском теле делала обладательниц орнаментов гораздо более красивыми, чем естественная красота. Поэтому ни боль, ни сложность татуирования не останавливала индеанок в стремлении покрыть все тело декоративными переплетениями и арабесками, и импровизированные тату-салоны под пальмами неизменно пользовались популярностью.