Русская поэзия 1960-х годов

Три заметки о телесности

3. Женский мазохизм

Женская судьба в любую эпоху — тяжела и незавидна. Патриархат, обманувший жених, замужество по родительскому выбору, пеленки, немытая посуда, грязный, злой и уставший добытчик, вернувшийся с охоты на мамонта, наложившая порчу завистливая соседка — от этих и миллиона других трагических обстоятельств не избавлена ни индеанка доколумбовой эпохи, ни жительница полуострова Ямал. Всеми любимый технический прогресс и эмансипация устраняют добрую часть женских злоключений: наступает с Запад феминизм, на родителей при выборе суженого уже мало кто оглядывается, ванна, стиральная и посудомоечная машины освобождают 90% процентов времени, а в порчу никто уже не верит.

И тут выясняется, что  без многочисленных несчастий и измывательств женщине неуютно. Не по себе. Как-то «не так». Что же делать? Чем заполнить освободившееся пространство? И мазохистская женская натура находит выход: телесное самоусовершенствование, доведение собственного тела до идеала. Идущая на поводу у женщины медицинская и косметическая индустрия предоставляет бесчисленное множество древних и новейших способов самоистязания: «безболезненное» выщипывание бровей, массажный стол с «мягким» антицеллюлитным массажем, после которого неделями не сходят синяки, перманентный макияж, электроэпиляция, подтяжки лица, кислотные чистки…

Список инквизиторских методов экзекуции, на которые женщины идут добровольно — и еще готовы платить за них — нагоняет ужас на любого мужчину, не занятого в этой индустрии. Натяжкой и оправданием выглядит мотивировка, к которой обычно прибегают: дескать, это для того, чтобы понравиться. Да, но кому? Им, мужчинам, не обращающим внимание на лишний сантиметр в бедрах (вспомните анекдот о жене в противогазе), пугающимся нарощенных ногтей и пирсинга в пупке? Подруге? Не совсем так. Себе, любимой — популярнейшая формулировка нашего времени.

Делается все это именно для себя и собственного отражения в зеркале, меняющегося с каждым походом в салон, как будто инициальное перерождение в процессе косметических пыток заставляет женщину наконец чувствовать себя собой.