ОБЪЕДИНЕННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВОКАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ТАРТУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц
personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | ruthenia в facebook

МАТЕРИАЛЫ К БИОГРАФИИ А. А. ШАХОВСКОГО:
ПИСЬМО М. С. ВОРОНЦОВУ1

Д. ИВАНОВ

Москва 6 февраля 1829 года

Не получая долго ответа на мое письмо: <сознаюсь> в грехе моем: я начинал думать, что <нрзб> время, не ожиданно, задело извинил и Ваше Любезнейшее Сиятельство; но чрезвычайно обрадовался когда увидел: что я виноват, что сердце мое <нрзб>, что Граф Михаил Семенович, не может походить на общий итог, и что почести, высокородье и самая слава, не в силах не убавить не переменить его, как выходцев Фортуны: потому, что оно его наследственное достояние2. Едва ли во всю жизнь мог я чувствовать, столь живое удовольствие, которое произвело в моем сердце дружеское письмо, доброго старого товарища и собеседника3; я радовался за <себя> и даже за наше отечество; в котором еще существует, истинный вельможа, соединяющий в свое душе просвещение чужих стран, с простым радушием старинных русских бояр. Самолюбие, нашего брата стихотворца, похоже на <нрзб>, которого все тотчас [Л. 1] оскорбляет и все мигом приводит в восхищенье: оно радо придраться ко всему, что ничто себе <нрзб> и часто, для удовлетворения своего, сближает, самые отдаленные идеи4, и вот почему, мне было очень приятно что славное имя Воронцова, слитое с бессмертной памятью Ломоносова5, может быть будет защищать несколько строчек и моей биографии: некоторые из нас писцов большие <нрзб>, и Северные пчелы, жужжат изо всех сил о живых и мертвых6. С самого детства, бредя бессмертием7, я <нрзб>: хоть говорил С: Павел, противу <нрзб>, чтобы не вовсе умереть8: Так мне бы очень грустно было, естли б я <нрзб> моей пожить вместе с Краонским Героем и покорителем Варны9. Так, долговечная память, цель и воздаяние победителей и поэтов, обожающих честь и славу своего отечества, часто сближали их имена в народных летописях, и письмо ваше любезный Граф, мне показалось задатком, сего единственнаго [Л. 1 об] воздаяния. За долговременные труды мои Вы желали иметь список всех произведений моей болтливой Музы, я его здесь прилагаю10, с двумя новыми лирическими выкладками моего разгоряченнаго воображения11. Два различные чувствования, бросили меня в Пиндарство: первые стихи мои, были мне внушены, <нрзб>, надеждою на грудь русскую, и любовь к Славной родине12; а вторые вырвало из меня в негодовании, против тех бездушников, которые не имея, ни доброй воли, ни нравственной силы, чтобы быть полезными сынами своего отечества, величают свое ничтожество, гражданством целаго мира, и уничтожают врожденное чувство, любви к родимой-стороне, подчиняя его формам правления13. Я не знаю успел ли я, отразить, моими стихами, всю силу моего презрения к ним, и завистливого почтения к тем, которые в Царствах и республиках, в стяжении или <нрзб>, жертвовали всем отечеству, [Л. 2] без великих своекорыстных расщетов, и потому только, что любили Его как мать родную. В эту минуту, я оставил, чтобы писать к вам; начатую тут мною, Маленькую Лирическую поэму, в разномерных стихах: в ней мне хочется представить, пиитическими картинами, Взятие Москвы и противуположенное, вшествие ваше в Париж14, увенчанное Светло-Восхищенным молебством, на <нрзб> площади15: Как скоро я кончу, это новое Пиндарство16, и буду им доволен, то пришлю его в Одессу17. Из списка моих сочинений видно как мало их напечатано: я признаюсь что этому причиной только моя беспечность; но что все мои сочинения еще не изданы вместе в этом не она а безделие мое виновато. Я хотел в полном издании моих Драматических произведений, предисловиями сообщить читателям, то что приобрел долговременной опытностью18, и показать причины, перехода моего [Л. 2 об] из высокопарной и холодной Французской школы, в пространное поприще Шекспирово, как <некоторые> называют; Романтизма19, но не имея средства исполнить своим скудным иждивением20, моего предприятия, прибегнул к Российской Академии как давнишний и не совсем бесполезный член ея21; Но Академия объявила мне, что по сделанному расщету, она не имеет довольно сумм, ибо издание мое будет стоить в двойном заводе22, как я просил: около 30 000 рублей. Граф Пушкин23 говорил Бенкендорфу о моем стесненном положении, старинный наш приятель24 обиделся что я не первым к нему писал, велел меня уверить, что он мне тот же друг который был, что не переменился и вечно не переменится. Я подумал, что нашел в нем не холопа Фортуны, пустился писать; но к нещастью, хотя доказать что я стою его дружбы, имею право на поминание, [Л. 3] и желая опровергнуть клеветы25, вежливо-гнусных и умильно-злых неприятелей всего на них не похожего, т: е: не ничтожнаго и не присмыкающегося26, я написал письмо длиннее этого: после долгого ожидания получил наконец самый учтивый канцелярский ответ, к моему Сиятельству от Его Превосходительства, в котором оно изволило предлагать мне, свое ходательство на получение места, просил покорнейше, чтоб я объявил имянно, какого желаю. Остолбенев от удивления, я не понимал что это значит, и решился просить у Графа Пушкина объяснения, которого ожидал. Я не принял места; а описав все мои очень незавидные обстоятельства, и отклик Академии, препоручал судьбу мою старинной приязни, в которой убедил меня Граф Пушкин по словам самого Александра Христофоровича. Если он находя что мне нужно вступать в службу27, чтоб удостоиться Высочайшаго вспомоществования [Л. 3 об] писал мне официальное письмо: дабы получить от меня таковой же ответ и по нем действовать: то я не прочь от службы; а особливо если меня захотят поместить, Попечителем какого нибудь учебнаго Округа28, где я надеюсь быть полезен, или в продолжении войны, употреблять меня по письменным делам, при Главнокомандующем, в чем я имею навык, исправляя два раза должность Дежурного Генерала29, и получил от покойного Государя, благоволение, за писанныя мною Донесения и обнародования30, о чем всех лучше знает Сам Бенкендорф; но едва ли что у желание улучшить судьбу мою, было причиной непонятного ответа; а просто, не досуг прочесть все мною написанное, заставил приказать отвечать мне какому нибудь канцеляристу, как можно учтивей, и тот переучтивил; однако ж в <нрзб> [Л. 4] что такой пример, неудачи долгих писем, не остановил болтливости моей, с человеком, котораго благородная душа, не может скучать, и даже <нрзб> пространным излияниям чувств стараго приятеля. Дай бог чтобы я сказал <нрзб> прощай, всем хлопотам, тяжбам, и тщетным надеждам, мог перенести навсегда, огромную тушу мою в теплый <нрзб> переселиться в Новую Россию и беседовать, там, с ея благотворителем, о прошлом и будущем. Привыкнув во всем полагаться на <волю> Милосерднаго Бога, я не начну слишком не надеяться и не в чем не отчаиваться. Ежели ему угодно будет, то он приведет меня к тихому пристанищу, и допустит, сердечно, изъявить Вашему Доброму и Милому Сиятельству, чувства душевнаго почтения,
Вечно преданнаго вам
Шаховского.
Если Александр Яковлевич Булгаков31, <нрзб> не сможет вам доставить моего Аристофана, которого успех очень меня обрадовал32, то я и его <прилагаю> с сим письмом [Л. 4 об].


33Сочинение и перевод
Князя А. А. Шаховскаго
34.

Трагедии в стихах
Деббора <…> напечатана
Китайский Сирота <…> рукопись
Керим Гирей <…> печатается
Фингал и Роскрана <…> рукопись
Абуфар в 3-х Действ. переделанная из Дюсиса рукопись.
Комедии в стихах
Липецкия воды <…> напечатана
Пустодомы <…> напечатана
Аристофан <…> напечатана
Фин <…> напечатана
Своя Семья <…> напечатана
Не любо не слушай <…> напечатана
Какаду <…> напечатана
Любопытная <…> рукопись
Тетушка <…> рукопись
Урок женатым <…> напечатана
[Л.5]
Водевил<и>, Дивертисменты
В стихах
Новости на Парнасе   I
Парнасская застава     I     В 1-м действии рукопись
Девклионов потом     I
Буря <…> взята из Шекспира.   рукопись
В прозе
Романтические         I  Иваной                          I
Комедии взятые       I  Судьба Ниджеля           I   рукопись
из Вальтер-Скота      I  Таинственный карл     I
Сокол <…> напечатана
Комедии
Полубарския затеи            I
Чванство Транжирина     I
Волтер                                I   рукопись
Батюшкина дочка              I
Фальстаф                            I
Новый Стерн               I   напечатана
Ссора или 2 соседа      I
Комедии-балеты
Лилия Нарбонская        I
Остров немых               I   рукопись
[Л. 5 об]
Оперы
оригинальные
Иван Сусанин               I
Любовная почта            I    напечатана
Продажное село                    I
Новая Суматоха                     I   рукопись
Животный магнетизм           I
Взяты с французского
Криспин в Серале                I
Все дело в окошках               I   рукопись
Волшебная лампадка            I
Водевили
сочиненные
Ломоносов     I   напечатана
Ф. Г. Волков                         I
Евфратский Пеликан           I
Феникс                                  I   рукопись
Ворожея                                I
Привидение в 2-х действ.   I
Езоп                                       I
Встреча незванных        I   напечатанна
Козак Стихотворец        I
Переделанные с французского
Женщина Лунатик              I
Молодая мать в 2-х д.         I   рукопись
Адвокат                                I
[Л.6]
Новый Бедлам                     I
Пурсоньяк                             I
Игнаша дурачек                    I   в одной действии
Женщина полковник           I
Король и Пастух                  I
Посещение Принца              I   рукопись
Бакалавр Саламанский         I
Два учителя                           I
Граф Ори                                I
Алепский Горбун                   I
Канторское приключение     I
Бенефициант                          I
Все сии пьесы печатанныя и рукописныя которые выберет Граф Михаил Семенович будут к нему немедленно доставлены [Л. 6 об].

ЛИТЕРАТУРА

Аксаков 1956: Аксаков С. Т. Собр. соч.: В 4 т. М., 1956. Т. 3.

Аксаков 1886: Два письма Князя А. А. Шаховскаго к С. Т. Аксакову // Аксаков С. Т. Полн. собр. соч. СПб., 1886. Т. IV.

Галатея: Шаховской А. А. Письмо к Издателю // Галатея. 1829. № 11.

Грибоедов: Грибоедов А. С. Соч. М., 1988.

Дмитриев: Дмитриев М. А. Главы из воспоминаний моей жизни. М., 1998.

Ежегодник: Из неизданной переписки В. А. Жуковского с русскими литераторами 1810–1820-х годов // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1980 год: Сб. науч. трудов. Л., 1984.

Ломоносов: Ломоносов М. В. Избр. соч. Л., 1986.

Марин: Марин С. Н. Полн. собр. соч. М., 1948.

МТ: Антикритика // Московский Телеграф. 1829. Ч. 25. № 2.

РА. 1904: Письмо князя А. А. Шаховскаго // Русский архив. 1904. Ч. 42. № 3.

РА. 1901: Из писем А. Я. Булгакова к его брату. 1825-й год // Русский архив. 1901. Ч. 2. № 6.

Справочник III: Справочный энциклопедический словарь / Под. Ред. А. Старчевскаго. СПб., 1854.

Справочник VII: Справочный энциклопедический словарь / Под. Ред. А. Старчевскаго. СПб., 1853.

Сухомлинов: Сухомлинов М. И. История российской академии. СПб., 1885. Т. VII.

ТА: Шаховской А. А. Описание трагедии: Кающийся грешник… // Театральный альманах на 1830 год. СПб., 1829.

Шаховской 1961: Шаховской А. А. Комедии. Стихотворения. Л., 1961.

Шаховской 1842: Шаховской А. А. Обзор русской драматической словесности: Эпоха 1-я. Трагедия // Репертуар русского и Пантеон всех европейских театров на 1842 год. Кн. II.

Шаховской 1840: Шаховской А. Вступление в мое наземное поприще (Письмо к П. М. Б.) // Маяк. 1840. Ч. 6.

Шаховской 1836: Шаховской А. А. Первые дни в сожженной Москве, сентябрь и октябрь 1812 г. Письмо князя А. А. Шаховскаго к А. И. Михайловскому-Данилевскому // Русская старина. 1889. № 10.

Шаховской 1833: Письмо князя А. А. Шаховскаго к князю Е. П. Мещерскому <20 авг. 1833 г.> // Русский архив. 1908. Т. 1.

Шаховской 1830: Шаховской А. А. Москва и Париж в 1812 и 1814 годах. Воспоминания, в разностопных стихах. СПб., 1830.

Шаховской 1828: Шаховской А. А. АРИСТОФАН, или Представление комедии «Всадники». Историческая комедия в древнем роде и в разномерных стихах Греческого стопосложения, в трех действиях, с прологом, интремедиями, пением и хорами. М., 1828.

ЩС: Из записной книжки неизвестнаго, 1852 года // Щукинский сб. 1905. Вып. IV.

Ярцев: Ярцев А. А. Князь Александр Александрович Шаховской (Опыт биографии) // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1894–1895 гг.: Приложения. Кн. 3. СПб., 1896.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Письмо к Воронцову, Михаилу Семеновичу, князю — от А. А. Шаховского. Автограф. Приложение: библиографический список драматических произведений Шаховского. № 1389. Ф. 93 (Собрание П. Я. Дашкова). Оп. 3. Рукописный отдел ИРЛИ РАН.
Текст воспроизводим с сохранением авторской пунктуации и орфографии.

2 М. С. Воронцов был сыном российского посланника в Англии графа С. Р. Воронцова. Герой войны 1812–1814 гг., кавалер многих орденов, в 1815–18 гг. — командир русского оккупационного корпуса во Франции. С 1823 г. — генерал-губернатор Новороссийский, а позднее и Бессарабский [Справочник III: 306–308].

3 Шаховской и Воронцов были знакомы еще с 1800-х гг., видимо, по службе в лейб-гвардии Преображенском полку — об этом свидетельствуют письма Воронцову С. Н. Марина (см. [Марин]).

4 Видимо, здесь Шаховской перефразирует ломоносовское понятие метафоры, как «сопряжения далековатых идей» (см. [Ломоносов: 43]).

5 Автор письма намекает на канцлера М. И. Воронцова (1714–1767) — друга и патрона М. В. Ломоносова (см. [Ломоносов: 267]). Ср. появление канцлера Воронцова в романе К. Полевого «Михаил Васильевич Ломоносов» (1836).

6 Видимо, речь здесь не идет о столкновениях лично Шаховского с «Северной Пчелой», но об его отношении к журналистам, дружественным Ф. В. Булгарину, — прежде всего, сотрудникам «Московского Телеграфа», враждебно высказывавшимся о творчестве драматурга (см. [МТ: 279–281; Галатея: 267–273]). Открытый конфликт Шаховского с Булгариным произошел только после премьеры 28 октября водевиля «Еще Меркурий или Романный маскарад», в котором автор неоднозначно оценил роман «Иван Выжигин» (см. [Шаховской 1961: 730–731]). Ответом стала ругательная рецензия, появившаяся в № 133 «Северной Пчелы», после которой Шаховской окончательно перешел в стан противников Булгарина (см. [Аксаков 1886: 151]).

7 Шаховской о себе сообщал, что «наследовал дар авторства от <…> матери» и «начал стихотворничать» еще до приезда на службу в Петербург [Шаховской 1840: 42–43].

8 Против бессмертия телесного сказано во «Втором послании к Коринфянам апостола Павла» (Кор. 5: 1–4). Шаховской в этот период активно цитирует послания Св. Павла в письмах (см. [Шаховской 1833: 26]).

9 Воронцов «22-го и 23 го <февр. 1814 г.> командовал корпусом при сражении против всей французской армии <…> у мест. Краона. На позиции позади этого местечка, гр. Воронцов, с 2  тыс. корпусом, в продолжении 9-ти часов, выдерживал упорный оборонительный бой против 50 тыс. французской армии, под предводительством самого Наполеона. <…> За сражение при Краоне гр. Воронцов получил орден св. Георгия 2-го кл. большого креста. <…> В авг. 1828 г. <Воронцов> назначен командиром отряда, осаждавшего Варну. <…> В ознаменование взятия Варны граф Воронцов получил от Государя Императора в дар одно орудье, отнятое у Турок в центральном редуте, и награжден шпагою: “за взятие Варны” (29 окт. 1828 г.)» [Справочник III: 308].

10 См. Приложение.

11 О каких стихотворениях идет речь — нам неизвестно.

12 Предположительно, они могли быть посвящены событиям русско-турецкой войны 1828–1829 гг.

13 Общее неприятие «космополитических» идей философов Просвещения было традиционно для Шаховского. Однако, судя по всему, в данном случае его «негодование» было вызвано конкретными авторами, личности и тексты которых нам пока установить не удалось.

14 Речь идет о поэме «Москва и Париж в 1812 и 1814 годах. Воспоминания, в разностопных стихах». В предисловии к ней Шаховской писал: «Сближение дивных происшествий 1812 и 1814 годов всегда казались мне достоянием вдохновенной Поэзии: торжество благочестия, правды и Всевышней благости, в противоположности с безверием, счастьем и силой ума человеческого — принадлежат Поэтам всех веков и земель» [Шаховской 1830: 3].

15 Финал своей поэмы Шаховской пояснял в примечаниях: «посреди площади Людовика XV, обагренной кровью Королевского семейства и нескольких тысяч других жертв революции, Александр повелел воздвигнуть помост, на котором походный Духовник Его Величества, с собором полковых Священников, служил благодарственный молебен за мир» [Шаховской 1830: 49].

16 Поэма была закончена не позднее 30 мая 1929 г., когда автор отослал рукопись в письме В. А. Жуковскому (см. [Ежегодник: 106–107]). Цензурное разрешение на издание поэмы «Москва и Париж…» было получено 17 сент. 1829 г.

17 Печатный экземпляр Шаховской также просил Жуковского преподнести своему воспитаннику — «великому князю наследнику» Александру Николаевичу [Ежегодник: 108].

18 См. свидетельство о данном замысле М. А. Дмитриева [Дмитриев: 395].

19 В письме от 17 окт. 1824 г. А. С. Грибоедов сообщал П. А. Катенину: «У Шаховского прежние погремушки, только имя новое, он вообразил себе, что перешел в романтики» [Грибоедов: 503]. Однако сам Шаховской, как следует из текста письма, относился к данному термину неоднозначно. В 1833 г. он противопоставлял «лучезарный гений Шекспира» и «благочестивый романтизм Вальтер-Скотта» — «многогрешному демону Бейрона» и его подражателей [Шаховской 1833: 45.]. Характерно, что описывая «Французский романтизм», Шаховской использовал практически ту же формулу, что и в 1807 г. для описания «сентиментализма» в комедии «Новый Стерн» (см. [Шаховской 1961: 745]): «нынешний Французский романтизм давно и очень давно проявился за Альпами и около Пиринейских гор, проник в Гишпанию, занесен в Англию, оттуда переплыл не без подмочки в Германию и в ней уже схваченый, переуродован нынешними Французами» [Шаховской 1833: 44]. Обращение же к современному «немецкому» романтизму он осуждал не менее резко: «буйственное вторжение мнимаго Шекспировскаго романтисма завалило безсмыслицами и уродствами сцену, почти уже очищенную от прежняго раболепства Французской драматургии, задушило уже сделанное по народному толку и духу, и загромоздило совершенно противной им Немчиной» [Шаховской 1842: 4]. Свое общее отношение к оппозиции «классицизм — романтизм» Шаховской формулировал так: «я радуюсь искусственным творениям классицизма и романтизма; а больше еще радовался бы если бы из них составился, укоренился и распространился руссицизм, в чем и не отчаяваюсь» [Шаховской 1833: 44].

20 Как следует из воспоминаний неизвестного современника о периоде «1829 или около году», Шаховской «прожил все свое состояние» и Е. И. Ежова «содержала его <…> своим жалованием 4000 руб. ассигнац. и доходом от 20 человек плотников, крепостных князя, которые были при театре в роде машинистов и платили оброк большой» [ЩС: 74–75].

21 Шаховской был принят в Российскую Академию 17 дек. 1810 г. и дважды выступал на заседаниях — 8 февр. 1819 г. и 14 янв. 1823 г. [Сухомлинов: 67–68]

22 Как любезно указал нам А. А. Костин, тираж издания «в двойном заводе» должен был составлять около 2400 экз.

23 М. Н. Мусин-Пушкин — «В февр. 1827 г., по Высочайшему именному указу, назначен исправляющим должность попечителя казанского учебного округа с переименованием в статские советники <…>. В 1829 г. пожалован в действительные-статские-советники с повелением быть попечителем казанского учебного округа» [Справочник VII: 301].

24 Шаховской служил вместе с Бенкендорфом в отряде генерал-адъютанта Ф. Ф. Винценгероде и вошел вместе с ним в оставленную французами Москву, о чем неоднократно вспоминал (см. [Шаховской 1836: 34–40]).

25 Шаховской не раз обращался к Бенкендорфу с пространными письмами, в которых опровергал «клеветы» и вступался за собратий по цеху — см. [РА. 1904: 515–516].

26 Аналогичные выпады против «ничтожных» и «пресмыкающихся» — общий мотив многих статей и писем Шаховского конца 1820-х – начала 1830-х гг. (см. [ТА: 133–139]), причем, как правило, имелись в виду враждебные драматургу журналисты «Московского Телеграфа», а несколько позднее «Северной Пчелы» (см. выше).

27 Шаховской был окончательно уволен от службы в Дирекции императорских театров 23 янв. 1826 г. [Ярцев: 4].

28 Возможно, здесь автор намекал на недавнее назначение своего «приятеля» Мусина-Пушкина (см. выше).

29 Шаховской «находился в должности дежурного генерала при главнокомандующем в Риге» [Шаховской 1833: 27].

30 Войдя с отрядом Винцегероде в оставленную французами Москву, Шаховской писал донесения А. С. Шишкову, в ответ на которые ему было объявлено «милостивое внимание Государя Императора» [Шаховской 1836: 41].

31 А. Я. Булгаков — московский знакомый Шаховского (см. [РА. 1901: 186, 192]).

32 Комедия в 3 действиях «Аристофан» была впервые представлена на петербургском Большом театре 19 нояб. 1825 г. и 10 сент. 1826 г. в Москве. В предисловии к отдельному изданию комедии Шаховской писал: «Чрезвычайный успех “Аристофана” в Петербурге, и хорошее принятие его в Москве, превзошли мою надежду и с избытком вознаградили долговременный труд» [Шаховской 1828: IX]. Московские театралы очень высоко оценили пьесу: Ф. Ф. Кокошкин, как пересказывает С. Т. Аксаков, заметил, что «Шаховской ничего не написал, да и ничего не напишет лучше» [Аксаков 1956: 63]. Сам мемуарист «был очарован» комедией [Аксаков 1956: 65].

33 Приложение — на отдельных листах, писарским почерком. Для удобства нами опущена часть заглавия пьес, а также фигурные скобки, росчерки и узоры, которые обрамляют приводимый список в оригинале.

34 В письме к издателю «Галатеи» Шаховской указывал: «в течении 33 лет представлено на Театре всего 56 разных моих сочинений и переводов и все они, кроме трех, существуют в Русском репертуаре» [Галатея: 268]. Три исключения, о которых шла речь в письме и которые также не помещены в приводимом списке, по-видимому, — первые комедии «Женские шутки» (1795), «Коварный» (1804) и 4-ая часть комической оперы «Русалка» (1807). Однако при этом в посланном Воронцову списке — 63 пьесы. Ближе к этой цифре был Аксаков, который в статье «О заслугах князя Шаховского в драматической словесности» (1830) называл 67 пьес [Аксаков 1956: 524], из чего можно заключить, что сам драматург не твердо помнил точное число написанных им к этому времени пьес — см.: [Шаховской 1961: 817–823].


Кириллица, или Небо в алмазах: Сборник к 40-летию Кирилла Рогова. Содержание


Дата публикации на Ruthenia 8.11.2006.

personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | ruthenia в facebook
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц

© 1999 - 2013 RUTHENIA

- Designed by -
Web-Мастерская – студия веб-дизайна