Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

A19. Гелиофоры.

(.12.22.27.-.33.35.50.52.53.55.61.62.65.67.68.)

Антропо- или зооморфные существа помогают светилу передвигаться по небу (и подземному миру). См. мотив A17: зооморфные существа являются рулевыми или гребцами в лодке солнца.

Западная Африка. Лома [Солнце несет по небу Nyegi, имеющий половину тела (по вертикали); он высокий и широкоплечий как дерево; другой персонаж несет на левом плече Луну; у него один глаз на затылке, рот на стороне, правая нога короче левой; идет медленно, иногда садится, тогда луну видно только частично (фазы луны)]: Schwab 1947: 412.

Индокитай. Вьеты [Мат Чой (Солнце) и Мат Чанг (Луна) – дочери Нгок хоанга (Яшмового владыки); когда паланкин Солнца несут молодые носильщики, они часто задерживаются в дороге, день длинен; когда молодые – короткий]: Кнорозова 2000: 22.

Балканы. Болгары [Солнце – брат Месяца, Утренней и Вечерней звезд; с утра едет на коне, а после полудня – на осле]: Стойнев 2006: 303.

Средняя Европа. Русские (Калужская губ.) [Солнце – девица, у нее есть мать; Солнце ночью заходит к Латыри на 20 минут; с утра до обеда едет на воле, после обеда садится на зайца и едет быстрее]: Н.Х.: 211.

Кавказ – Малая Азия. Армяне: Ганаланян 1979, № 351 [=Арутюнян 2007: 14-15; солнце едет верхом на льве; ночью отдыхает у матери, а лев с мечом стережет его от оборотней]: 129; Ananikian 2010 [средневековые авторы (Alishan F. 1895. Ancient Faith of the Armenians, на арм. яз., Venice) говорят о четырех конях Солнца – Enik, Menik, Benik, Senik]: 51.

Иран – Средняя Азия. Кафиры (прасун) [на пастбищах горы Тирич-Мир паслись два жеребца – Суву (Золотой) и Уру (Серебряный); их хозяином был Аспавогу (Ясное небо); утром он выпускал на просторы небесного свода Золотого жеребца, навьючив на него солнце, и пока жеребец бежал по небесному кругу, солнце посылало лучи на землю; когда жеребец добегал до озера Суджум и наклонялся, чтобы попить воды, солнце соскальзывало в озеро и наступала темнота; тогда А. выпускал Серебряного жеребца, на котором была навьючена луна; тот бежал по небесному своду, освещая землю светом луны; семь сыновей Пурди поймали Золотого жеребца и заперли его в сарае; Серебряный подумал, что наступила ночь, и поскакал по небу; братья поймали и его; на землю опустилась тьма; Гиш, конюх А., сломал двери сарая и погнал жеребцов к вершине Тирич-Мира; семь сыновей бросились за Г., но Золотой конь уже осветил всю землю, боги проснулись и Имра бросил Г. меч; Г. зарубил семь сыновей Пурди и разбросал их тела по небосводу]: Абаева 1978: 111.

Балтоскандия. Саамы [Солнце берет зятя к себе, поручает на следующий день объехать мир; утром надо ехать на медведе, в полдень – на олене-самце, вечером – на важенке]: Харузин 1890: 144, 350-351.

Волга – Пермь. Мордва [утром Солнце едет на воле, днем на волке, вечером на зайце]: Harva 1952: 166; чуваши: Денисов 1959 [дева-Солнце до полудня едет на быке, в полдень – на лошади, вечером – на зайце, ночью спит за большой горой]: 14; Магницкий в Ашмарин 2003 [солнце "за полдень до полудня бежит на быке, после полудня – на зайце, а потом стоит за большой горой"]: 296.

Туркестан. Казахи [до полудня солнце едет на голубом быке, после полудня – на черном иноходце]: Куфтин 1916: 147; Чулошников 1924: 242.

Западная Сибирь. Северные селькупы [Ылынта кота была женой Нома, поссорилась с ним, ушла жить глубоко под землю; тогда же ею были рождены слои верхнего яруса земли, т.е. обитаемая земля Среднего мира; у нее две дочери с огненными лицами; одна – небесное Солнце, каждое утро запрягает в нарту небесного оленя, объезжает мир; вторая дочь живет вместе с матерью в подземном мире, ее лицо полыхает зеленым огнем; это солнце покойников; когда выходит наверх, видно северное сияние]: Пелих 1998: 29.

Большой Юго-Запад. Навахо [Старик находит в источнике двоих мальчиков; под его наблюдением они делают солнце и месяц; один несет на спине солнце, другой - месяц; их зовут Пошедший-внутрь-Солнца и Пошедший-внутрь-Месяца]: Stephens 1930: 104.

Мезоамерика. Ацтеки (Кодекс Борджиа) [олень несет солнце, кролик - луну]: Seler 1963 в Burkhart 1986, fig.5; отоми [Христос – Солнце, Дева Мария - Луна; умершие от "disgrace" идут к Солнцу и выбиваются из сил, толкая его колесо]: Séjourné, Laurette 1952: 25-26; лакандоны [Сукункьюм несет Солнце в гамаке через подземный мир; Солнце лежит в нем подобно покойнику]: Boremanse 1986: 45, 48; Cline 1944: 112; Soustelle 1959: 154; цельталь [души мертвых или карлики влекут повозку солнца]: Ventur 1982: xvi; цоциль [предки принимают встающее солнце себе на колени и доставляют в повозке к тем, кто ожидает его в подземном мире]: Guiteras-Holmes 1961: 152-153, 268; Lamb 1995: 273; кекчи, мопан [повозку Солнца влачит лягушка, повозку Луны черепаха]: Ulrich, Ulrich 1982: 30; какчикели [два оленя или два кабана (jabali) влачат солнце по небу; когда дни короткие – олени, когда длинные - кабаны]: Stoll в Thompson 1970: 370; 1977: 442-443; ишиль [Бога Солнца несут в кресле четверо носильщиков; еще двое несут его головной убор]: Colby, Colby 1981: 38; киче [пернатый змей Кукумац несет солнце к полудню]: Carmack 1981: 275 в Wilbrath 1999: 22.

Гондурас - Панама. Куна.

Северные Анды. Коги [двое жрецов-первопредков Ульдиуэ и Уинхельда несут солнце на плечах]: Reichel-Dolmatoff 1985(1): 227; (2): 55 (прим. 96).

Западная Амазония. Кофан.

СЗ Амазония. Юкуна; барасана; летуама.

Центральные Анды. Мочика; северное побережье Перу (изображения на сосудах культуры мочика) [божество (солнце, месяц?) в обрамлении из лучей восседает в носилках, которые несут мышь и ящерица либо (редко) морской орел и колибри; рядом бывают силуэты звезды и лунного серпа]: Baessler 1902-1903(3), fig.355, 356 [силуэт лунного серпа на противоположной стороне сосуда]; Kutscher 1954, Fig.47, 79, 80 [и другие публикации].

Монтанья. Шипибо.

Боливия - Гуапоре. Такана: Hissink, Hahn 1961, № 143 [Солнце попросил Ленивца нести его; поэтому у ленивца на спине желтые пятна]: 277; Ottaviano 1980 [когда солнце несет медленно двигающийся perico (попугай? ленивец?), день долог; спина перико в оранжевых пятнах от жара; когда несет быстрая Паукообразная Обезьяна, день короче]: 91.

Южная Амазония. Бакаири [в сезон дождей дни длинные, солнце несет Улитка (Bulimus); в засуху дни короче, солнце несет Колибри; Месяц сперва несет Ящерица, виден его круглый диск; затем Малый Броненосец, затем Большой Броненосец, все больше заслоняющие лунный диск своим телом]: Steinen 1897: 313.