Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

A2F. Солнца – плоды. (.26.35.)

Солнца вырастают на ветвях дерева подобно плодам.

Китай. Древние китайцы: Юань Кэ 1987, гл.6 [десять солнц - дети Сихэ, жены восточного небесного божества Ди-цзюня. В бурлящем море растет дерево фусан в несколько тысяч чжанов высотой и толщиной в тысячу чжанов; на нем живут десять сыновей-солнц; девять находились на верхних ветвях, одно на нижних (В Книге Гор и морей – наоборот); появляются на небе по очереди; ездят на колеснице, ею правит С.; хотя солнц десять, люди видят на небе всегда одно; десять солнц под наблюдением матери каждый день выходят по очереди; путь повторяется изо дня в день, надоедает; сыновья-солнца договариваются вылететь вместе, не желая садиться в надоевшую колесницу; люди бедствуют; перед тем, как отправить стрелка И к людям (полая шелковица родила И Иня, с. 216-217), Ди-цзянь дарит ему лук и стрелы; видимо, И должен лишь попугать солнца; И сочувствует людям, поражает солнца стрелами, каждый раз на землю падает трехногая золотая ворона; мудрый Яо велит вынуть одну стрелу из колчана И., одно солнце остается в живых]: 139-148; захоронение в Мавандуй (Mawangdui), пров. Хунань, Западная Хань, 168 г. до н.э., изображение на раскрашенном шелковом знамени, положенном лицевой стороной вниз на крышку внутреннего гроба из гробницы княгини Дай (Lady Dai) [видимо, космологическая схема; слева вверху - лунный серп с жабой и кроликом, справа вверху – дерево (или, скорее, вьющаяся лиана), среди листьев и цветов которой в самом верху большой солнечный диск с силуэтом ворона (с двумя лапами) и ниже еще шесть маленьких]: Крюков и др. 1983: 257-259; Чекмарев 1998: 147-148; Scott 1993: 25; Юань Кэ 1987, гл. VI: 139-140 [«Хуайнань-цзы»: время, когда солнце выходит из Янгу, омывается в озере Сяньчи (Соленом озере) и перебирается с нижних ветвей дерева на верхушки, называется «приближение утра»; затем солнце достигает верхушки дерева, садится в колесницу, приготовленную матерью, отправляется в путь; это «ранний рассвет»; время прохождения через Кривой холм (Цюйа) – «полный рассвет»; Сихэ сопровождает сына до Бэйцюаня (Печального источника), где останавливает колесницу; это Синьчэ («остановка колесницы»); оставшийся путь сын проделывает самостоятельно, но С. продолжает следить за ним]; Яншина 1984: 110 [подробный перевод движения солнца от одной точки к другой – по ветвям шелковицы? Можно понять, что солнце поднимается по ветвям шелковицы], 114 [дерево Жо…, на его верхушке живут десять солнц, его цветы освещают землю внизу].

Западная Сибирь. Южные селькупы [дерево Дару (дари) растет из дома матери-земли; корни уходят в шестой, огненный ярус подземного мира; этот огонь поднимается по стволу, поэтому на ветвях вырастают огненные шары – солнца; каждое утро одно срывается, катится на запад, падает в огненный мир; дерево ежегодно меняет кору; старая слетает тонкими прозрачными пластинками, они сворачиваются в круг, катятся по земле, падают на живые деревья, образуются годовые кольца; ствол дерева пронизывает земные и небесные миры, вершина упирается в Полярную звезду]: Пелих 1998: 24.