Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

A32d1. Каин и Авель на луне. .15.16.27.-.29.31.

Каин и Авель ассоциируются с луной, обычно различимы (оба или только Каин) в силуэте лунных пятен.

Итальянцы, французы (Марна), валлоны, сербы, болгары, македонцы, греки, гагаузы, русские (Архангельская, Владимирская, Орловская, Тульская, Тамбовская, терские казаки), украинцы, белорусы, осетины, карачаевцы, литовцы, эстонцы.

Южная Европа. Итальянцы: Dante, Inf., XX, 126: “..que giá tiene il confine / Damendeu gli emisperi, e tocca londs / Sotto Sibilia, Caino e le spine” («..коснулся рубежа / двух полусфер и за Севильей в волны / нисходит Каин, хворост свой держа», пер. М. Лозинского; цит. также в Grimm 1883(2): 719); Kabakova 2006, № 3A (Тоскана) [Каин завидовал богатству Авеля; пытался сам упорно работать, но не разбогател; А. отказался поделиться с ним имуществом; маг объяснил, что увиденные во сне 7 тучных коров и 7 тощих – это тучные и тощие годы; после семи тучных лет К. убил А. ножом с целью завладеть накопленными запасами; нарядился в его одежду, положил на спину колючий хворост, думал, что его не узнают; тот маг навстречу, назвал его Авелем, но быки промычали, что это Каин; Каин пришел просить Бога его простить; Бог ответил, что Авель тоже любил не Бога, а волшебство, но зла не делал, поэтому прощен; а проливший кровь брата Каин будет стоять на луне со связкой хвороста, колючки станут впиваться в спину], 4 (Трентино) [глуповатый Тонио завидует Джованни, что у того лучше капуста; идет воровать, старушка спрашивает, что он делает; первый раз Т. убегает, второй грозит старушке; та просит Луну спуститься и забрать его; с тех пор его лицо видно на луне]: 6-9, 11-16.

Западная Европа. Французы (Марна) [на луне виден Каин со связкой хвороста на спине]: Sébillot 1904: 20; валлоны: [бельгийский Люксембург: на луне Каин спрятался за кустом, но заметны его уши, глаза, нос и рот; либо он обречен катить тачку; Льеж: на луне виден Каин]: Sébillot 1904: 20.

Балканы. Болгары: Ковачев 1914 [когда Каин убил Авеля, Бог наказал убийцу, поместив на луну, чтобы он 15 дней умирал и 15 оживал]: 31; Стойнев 2006 [на луне видны Каин и Авель]: 194; македонцы [Бог спросил Каина, почему он убил Авеля; тот ответил, что он не сторож Авелю; Бог повесил Каина на луне, чтобы он дрожал как лист и смотрел на все преступления, совершающиеся на земле; он там виден повешенным]: Ortenzio 2008, № 6: 20; черногорцы [на луне Каин, наказанный за братоубийство]: Гура 2004: 152; сербы [Каин с ножом в руке, слева от него лежит мертвый Авель; то же у других славян]: Jанковић 1951: 108; греки: Чёха 2009: 184-185 [пятна на луне это дерево, которое держит землю; весь год его старается срубить топором Дьявол (либо Каин); остается на волос, и дерево упадет; тогда {дьявол} ненадолго присаживается передохнуть и поплевать на руки, в этот момент дерево снова становится целым, Дьявол опять вынужден начинать рубить (Пелопоннес)], 185 [на луне Каин, осужденный собирать в дырявую корзину кости своего брата; мучения его закончатся, когда наполнится корзина; видит он, как вываливаются кости из корзины, и начинает его жечь огонь; жжет его огонь луны и делает его черным (Афины)], 185-186 [умирая, царь поделил свое царство между сыновьями Каином и Авелем; отдал Авелю острова, а имущество на материке Каину; Каин все равно завидовал брату, убил его в поле; Бог разгневался на злодея, совершившего первое убийство, приказал, чтобы то место, на котором произошло злодеяние, откололось от земли и поднялось на небо; это и есть луна; Каин получит прощение, когда наполнит костями брата бездонную корзину (Крит)], 186 [1) тень на месяце – Каин; он убил своего брата Авеля и был проклят, так что его лицо видно посреди месяца; человек, говорят, стоит на месяце (Наксос); 2) Каин убил брата; убегая, вскочил на лошадь и скрылся; сейчас на месяце виден всадник на лошади (Наксос); 3) посреди луны стоят Каин и Авель, не прекращая, между собой ссорятся (Вифиния)]; гагаузы [пятна на луне – Каин борется с Авелем]: Мошков 1901: 55 (=2004: 257).

Средняя Европа. Русские: Белова 2004а, № 1196 (Смоленская) [на луне Каин, которого Господь туда сослал; он носит Авеля на плечах], 1197 (Рязанская) [на месяце Каин складывает Авеля в первую треть, потом носит его – во вторую, а затем Авель распадается]: 506; Белова, Кабакова 2014, № 90 (Костромская), 91 (Терские казаки), 93 (Нижегородская), 94 (Терские казаки, =Востриков 1907): 84-86, 354-356; Гура 2004 [на луне Каин убивает Авеля молотком или коромыслом или несет убитого Авеля на спине (Вологодская), рубит его топором или борется с ним (Архангельская), тащит его на плечах с луны в море (Владимирская)]: 152; Дубровина 2012 (Тамбовская) [Когда Каин убил Авеля, Бог сотворил на Луне такие пятна, что они были похожи на человека, чтоб напоминали Каину о грехе; Авел и Кавел два брата спорят, а ангел разнимает их]: 85; Святский 1913: 22 [Орловская: когда Каин убил Авеля и взглянул на луну, на ней отразился его ужасный лик; Тульская: луна – голова Каина, носимая Авелем; А. праведный и потому виден, а К. неправедный и не виден; Архангельская (Поморье), Цейтлин 1912: когда Каин убил Авеля, месяц это увидел и рассказал солнцу; узнав, что его преступление раскрыто месяцем, К. вымазал месяц смолой, взобравшись с ведром и помазом; за это месяц притянул его к себе и он там виден; ранее месяц был столь же ярок как солнце; после этого солнце с месяцем раздруждились и стали ходить отдельно]; Фирсов, Киселева 1993 (Владимирская губ.) [на луне можно увидеть двух людей и ушат, которых связывают с библейским сюжетом о Каине]: 118; терские казаки (Наурская) [на луне видно, как Каин пытается сложить куски мяса Авеля, чтобы его оживить; осталась еще голова, но К. не закончит работу]: Востриков 1907: 2-3, 65; белорусы: Авiлiн 2015: 189 [Брат брата держит на вилах, Каин Авеля убил; Каин и Авель не поделили девушки], 239-244 [Каин Авеля сколол вилами; Брат Каин поднимает на вилах брата Каина; Один брат нагнул голову, а другой на него замахивается топором – Каин и Авель; На полном месяце живут Каин и Авель, это два брата, в руках у них копье, оба святые (2007 г.); В конце света Каин и Авель сойдут с месяца на землю; и т.п.], карта 20 [«Каин убивает Авеля»: множество записей (чередуясь с «брат убивает брата»), повсеместно, в т.ч. вдоль границ со всеми соседними государствами], 22, 23, 25, 26 [«Каин и Авель несут воду на коромысле»: 1 запись близ российской границы]; Боганева 2010 [пятна на месяце – Каин и Авель]: 40-41; украинцы: Белова 2004а, № 1187, 1188 и 1200 (Киевская), 1189, 1208, 1224 и 1229 (Закарпатье) [Каин и Авель], 1192, 1211, 1214, 1215, 1216 [на месяце два человека: Каин и Авель; один стоит, а другой сидит] и 1221 (Черниговская), 1198 (Львовская), 1199, 1229 и 1230 (Волынь), 1227 (Ровенская), 1233 (Ивано-Франковская): 505-511; Гура 2004 (Киевская) [на луне Каин, заколовший вилами брата Авеля, когда тот накладывал снопы на воз]: 152; Wanke 1889 (Горчицы, Перемышльский у.) [На луне видят Каина с палкой над лежащим Авелем]: 77; Мошков 1901 [пятна на луне – Каин борется с Авелем]: 65; белорусы и украинцы [{многочисленные материалы из разных районов; по русским гораздо меньше}]: Белова 2004а: 505-511.

Кавказ – Малая Азия. Осетины [луна – большая свеча, перед которой стоит Каин и держит на вилах убитого им Авеля]: Святский 1913: 22; карачаевцы [(Е. Баранов 1912); Каин убил Авеля из-за девушки; виден на луне с телом брата на руках; когда луна красная, К. плачет кровавыми слезами]: Джуртубаев 2007: 421-422.

Балтоскандия. Литовцы [на Месяце виден Каин, несущий в ведрах на коромысле кровь брата; или он держит Авеля на плечах либо на вилах]: Лауринкене 2002: 381; эстонцы [варианты: на луне видно мальчика, мужчину, женщину, девушку, двоих мужчин, юношу с девушкой; человек с коромыслом и ушатами; дровокол, несет воду; Каин и Авель]: Kuperjanov 2003: 71-72.