Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

A32L. Силуэт на солнце. (.17.22.26.27.33.36.43.).

На солнечном диске различим силуэт определенного персонажа. Персонаж попал на солнце и остался там.

Передняя Азия. Вавилония [рисунок на табличке селевкидского времени из Урука: изображение лунного диска, на котором мужской персонаж Nabu побеждает льва; есть также текст: “Тиамат видна на солнце, Мардук виден на луне»; лес в Вавилонии функционально сходен с Тиамат и всеми силами хаоса]: Beaulier 1999: 92-94.

Индокитай. Вьеты [см. мотив A32; трое братьев наловили лягушек; слышат, как они говорят, будто вскоре звери соберутся, чтобы судить человека; братья отпускают лягушек, старший идет на собрание со старой лягушкой, прячется в дупле; звери обвиняют друг друга в том, что каждый из них виноват перед человеком; только лягушек человек истребляет безвинно; лягушка обещает, что будет потоп; звери разбегаются; лягушка велит братьям сделать плот; вода заливает огонь, братья хотят изжарить краба, плывут к дому Солнца; старший влюбился в дочь Солнца, испек краба до черноты; теперь виден на солнце с черным крабом в руках]: Вьетнамские сказки 1992: 174-182.

Китай. Древние китайцы: захоронение в Мавандуй (Mawangdui), пров. Хунань, Западная Хань, 168 г. до н.э., изображение на раскрашенном шелковом знамени, положенном лицевой стороной вниз на крышку внутреннего гроба из гробницы княгини Дай (Lady Dai) [видимо, космологическая схема; слева вверху - лунный серп с жабой и кроликом, справа вверху – дерево (или, скорее, вьющаяся лиана), среди листьев и цветов которой в самом верху большой солнечный диск с силуэтом ворона (с двумя лапами) и ниже еще шесть маленьких]: Крюков и др. 1983: 257-259; Чекмарев 1998: 147-148; Scott 1993: 25; Юань Кэ 1987, гл.6 [десять солнц - дети Сихэ, жены восточного небесного божества Ди-цзюня. В бурлящем море растет дерево фусан в несколько тысяч чжанов высотой и толщиной в тысячу чжанов; на нем живут десять сыновей-солнц; девять находились на верхних ветвях, одно на нижних (В Книге Гор и морей – наоборот); появляются на небе по очереди; ездят на колеснице, ею правит С.; хотя солнц десять, люди видят на небе всегда одно; десять солнц под наблюдением матери каждый день выходят по очереди; путь повторяется изо дня в день, надоедает; сыновья-солнца договариваются вылететь вместе, не желая садиться в надоевшую колесницу; люди бедствуют; перед тем, как отправить стрелка И к людям (полая шелковица родила И Иня, с. 216-217), Ди-цзянь дарит ему лук и стрелы; видимо, И должен лишь попугать солнца; И сочувствует людям, поражает солнца стрелами, каждый раз на землю падает трехногая золотая ворона; мудрый Яо велит вынуть одну стрелу из колчана И., одно солнце остается в живых]: 139-148; “Хуайнань-цзы”, “Книга гор и морей”, Цюй Юань “Вопросы к Небу”.

Балканы. Болгары [бездетная царица Домна попросила Солнце помочь, тот принес ей траву с условием, что если родится девочка, она отдает ее ему, а если мальчик, то может оставить себе; родившаяся девочка Маринка оказалась красива; мать запрещала ей выходить из дома; однажды, пока мать была в церкви, М. вышла с ведрами за водой, Солнце увидел ее, спустил люльку, поднял на небо; утром и вечером на солнце заметна люлька с М.]: Маринов 2003 (северо-западная Болгария): 28.

Туркестан. Желтые уйгуры [на луне есть обезьяна; есть еще мангыс; на солнце тоже есть обезьяна]: Малов 1967, № 50: 35.

Восточная Сибирь. Нгоконновские эвенки [богач притеснял девочку-работницу; она пошла за водой, попросила Солнце забрать ее; Солнце спустилось, забрало, она и сейчас там живет]: Василевич 1936, № 54: 73-74.

Побережье - Плато. Кёрдален [см. мотив A5; A32b; на луне видна жаба; когда солнце менее ярко, на нем различима одноглазая поганка]: Reichard 1947, № 1: 57-63.