Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

A33. Солнечный баран. .10.-.14.(.17.).23.29.

Солнце имеет облик крупного нехищного млекопитающего (быка, барана, свиньи, антилопы, носорога и пр.) или едет на нем.

ЮЗ Африка. Бушмены нхаро [в стороне, где заходит солнце, живут великаны-людоеды; когда солнце садится, оно превращается в носорога (вар.: в слона, антилопу гемсбок и др.), великаны убивают его и съедают; утром с первым криком петуха они бросают в небо на восток лопатку носорога, та превращается в солнце; все повторяется]: Guenther 1989: 55, Schmidt 2001: 11 в Котляр 2009, № 90a: 95.

Бантуязычная Африка. Чагга: Millroth 1965 [одной старухе довелось увидеть во время грозы верховного бога Ruwa, который ассоциируется с солнцем; он был велик как корова, одна половина ярко-белая, другая – кроваво-красная, хвост тоже красный и белый]: 25; Scheub 2000 [в Kibo в яме лежит корова Rali; пучки шерсти на ее хвосте содержат жир, который похож на мед и дает силу; из-за своей величины корова может лишь медленно поворачиваться; если поворачивается резко, на равнине ураган; у нее лишь один теленок, занимает ее место, когда мать умирает; корова поддерживает солнце; если ее убить, будет лить беспрестанный дождь, все погибнут]: 108.

Западная Африка. Джукун "и вся область Бенуэ" [вечером на женщин, веявших зерно, упало солнце, одна схватила его, это оказался барашек; женщина привязала его у себя в доме, дом наполнился светом; утром солнце не взошло; царь приказал узнать, не прячет ли кто-нибудь что-то странное; женщина призналась, отпустила барашка, он поднялся на небо, солнце снова засияло; вар.: вместо солнца - луна]: Meek 1931: 192; чамба [женщина поймала белого барашка, поедавшего зерно (gleanings) с ее зернотерки, сказала мужу; настала ночь; оракул сказал, что кто-то поймал белого барашка; супруги признались, отпустили барашка, солнце поднялось к небу]: Frobenius в Luomala 1940: 44.

Судан - Восточная Африка. Пигмеи мбути [в середине послеполуденного времени человек заметил шкуру свиньи, попытался ее поймать; гнался до вечера, стало темно; утром увидел шкуру в другой стороне; шкура приближалась и прошла мимо; это был Солнце; человек не понял, что происходит]: Turnbull 1959: 47-48 (=1965: 261); нуба [на западе холм Badun, где садится солнце; по подземному khor солнце в образе красного быка идет на восток и затем восходит; когда заходит луна, она превращается в белого барашка, который медленнее быка; поэтому время между восходом солнца и луны становится все больше; в полнолуние барашек ест голову слона, затем голову быка, затем птичку; не может ее сразу найти, поэтому луны некоторое время не видно]: Kronenberg 1959: 213.

Северная Африка. Древний Египет [солнце было рождено в виде золотого теленка коровой-небом; в "Текстах Пирамид" говорится о "Ра, золотом теленке, рожденном небом"]: Матье 1956: 16; ливийцы [в Триполитании у Huwwara солнце Gurzil почитался до 11 в.; в древности его символом был бык или баран]: Scheub 2000: 67; кабилы: Frobenius 1921a, № 7 [первая мать мира была великой колдуньев; серпом взбила воду в деревянной миске, брызги взметнулись, солнце упало в миску, стало темно; люди сказали, что надо убить одного из любимых детей этой женщины, отдать Солнцу, оно вернется; так и случилось; и сейчас в каждом селении есть старухи, способные спустить в миску с водой солнце или луну, надо принести в жертву любимого такой старухой ребенка; блеск в центре миски с водой и есть солнце; зубцы серпа, которым взбивали воду – звезды], 14 [сошлись бык и баран, у обоих опухоль на глазах; первая мать мира (либо просто люди) срезала опухоль в форме лунного серпа с века быка, бросила в деревянную миску с водой; опухоль с века барана бросила в огонь; опухоль с века быка стала месяцем, чернота между ней и краем глаза – ночью, то, что между ней и краем миски – лунным светом; опухоль с глаза барана стала солнцем]: 75-76, 84-85.

(Ср. Передняя Азия. Шумер, Вавилония [изображения быка с человеческим лицом, в т.ч. стоящего вертикально, с раннединастического периода; он связан с богом солнца Уту; Нинурта/Нингирсу (а позднее Мардук) побеждают его вместе с другими демонами (сюжет известен с новошумерского времени)]: Куртик 2007: 188).

Южная Азия. Бондо [Солнце странствовал в облике черного быка; люди поймали его и привязали; на ночь юноши пошли к девушкам; уже утомились, а рассвет не наступал; девушка дала юноше гриб; по дороге домой юноши увидели быка; гриб упал, из него, как из яйца, выскочил петух, запел; бык оборвал веревку, рассвело; повсюду из грибов как из яиц вылупились птицы, запели; теперь Солнце встает при голосе петуха]: Elwin 1950: 140; (ср. тода [женщина родила тыкву; супруги сказали, что их ребенок родился мертвым; на погребальном костре тыква взорвалась, мальчик вылетел, упал на дерево; родители подобрали его; это Kwoto; люди не верили, что он бог; тогда он зацепил каменной цепью солнце, привязал к дереву; на земле и в мире мертвых стало темно; вар.: сперва прицепил железной, видимо, также бронзовой цепью, но они расплавились; солнце сидел на буйволе, К. привязал буйвола; боги попросили отпустить солнце, он отпустил, признан самым могущественным из богов]: Rivers 1906: 203-207); мариа (Bison-Horn Maria) [Солнце посещал землю в облике черного быка; человек его поймал и привязал; поэтому половину суток темно]: Elwin 1949, № 3: 57.

Кавказ – Малая Азия. Табасаранцы [богач был недоволен, что в его доме много гостей, спросил старика, как их отвадить; тот посоветовал выстрелить в восходящее солнца; богач выстрелил, гости перестали приходить, но и богатство исчезло; старик объяснил, что богач попал в ногу красного быка]: Халидова 2012, № 19: 46.