Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

A35B. Замазать луну смолой. .28.31.

Персонаж пытается замазать луну смолой, чтобы та светила менее ярко.

(Кашубы), русские (север), шведы, ливы, эстонцы, водь, карелы, западные саамы.

Средняя Европа. Русские (Архангельская (Поморье): когда Каин убил Авеля, месяц это увидел и рассказал солнцу; узнав, что его преступление раскрыто месяцем, К. вымазал месяц смолой, взобравшись с ведром и помазом; за это месяц притянул его к себе и он там виден; ранее месяц был столь же ярок как солнце]: Святский 1913: 22 (краткий пересказ в Белова 2004a: 126); (ср. кашубы [луна – колесо от колесницы, на которой небесный князь Михаил гнался за дьяволом; от быстрой погони колесо отвалилось; черные пятна на луне – следы смазки от оси]: Гура 2006: 469 (=Gura 2010: 41).

Балтоскандия. Шведы [каждый раз, когда старик и старуха собирались идти воровать, светила луна; они решили вымазать ее дегтем; забравшись на луну, там остались; на луне видно ведро дегтя и две фигуры по сторонам]: Balzamo 2011, № 9: 19; ливы [вор с женой стали замазывать луну смолой; Бог прилепил их к луне вместе с кистью и ведром смолы]: Loorits 1926: 81; эстонцы: Jõeveer 1972 [Саарема: зимой два вора пошли воровать, ярко светила луна; они взяли бочонок смолы, стали закрашивать луну; прилипли к смоле; видны там, бочонок со смолой между ними]: 30; Kuperjanov 2003 [из вредности или чтобы скрыть преступление злодеи мажут луну смолой, дабы уменьшить ее свет; они прилипают к смоле или притянуты к луне в наказание; преступник – вор (повсеместно), женоубийца (южная Эстония)]: 72; водь: Ariste 1974, № 3 [Радуга пьет концами воду из озера или моря; девочка пошла за водой к колодцу, Радуга оттуда пила, засосала девочку; теперь ее видно с коромыслом и ведрами на луне]: 5 (=1977, № 19: 175; пер. в Конькова 2009: 97); Ernits, Ernits 1984 [на луне видна женщина с коромыслом и ведрами]: 579; 2012 [троим ворам мешал лунный свет; они забрались на луну замазать ее смолой, там и остались]: 94; карелы [есть рассказ о людях, которые попытались запазать луну смолой]: Pentikäinen 1978: 310; западные саамы [злая Hatsjaedne решила украсть единственную овцу у доброй соседки; чтобы луна не светила ярко, велела дочери стать птичкой, взять ведро смолы, замазать луну; луна ее притянула, она видна там с ведром и кистью]: Billson 1918: 188-189; Pentikäinen 1997 [бог луны – Mánnu; раньше при свете луны было светло как днем; вор с ведром дегтя полез ее замазать, но прилип и виден там вместе с ведром до сих пор]: 108; Simonsen 2014 (Швеция) [две женщины живут вместе, у доброй сын и дочь, у злой дочь; злая предлагает пойти за ягодами: кто быстрее наполнит корзину, заберет ребенка другой; кладет в корзину мох, сверху ягоды; забирает мальчика, оставляет вместо него свою дочь, уходит жить за гору; когда юноша вырос, не велит ему ходить за гору; он идет, видит в жилище женщину с двумя девушками; незаметно сбрасывает им в котел кусок оленины; вернувшись к мнимой матери, разводит большой огонь и бросает ее в него; та превратилась в жука, полетела к оленям, но в полнолуние ее видно; поэтому она взяла смолы и полетела закрасить луну; но та ее схватила; на луне видна женщина, держащая ведро смолы]: 34-38.