Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

A22D. Сожженный превращается в созвездие. .63.68.70.

Сожженный персонаж превращается в созвездие или в темное пятно на Млечном Пути.

Манао (?), бакаири, намбиквара, рамкокамекра.

Центральная Амазония. Манао (?) [ночи не было; течение реки подхватывает девушек, Месяц (Кадауа) плывет за ними; он облысел, а волосы девушки поседели; они обвиняют в этом друг друга, приходят к ее родителям; затем вместе с родителями приходят к старухам-двуутробкам, надеясь, что те вылечат седину и лысину; в доме отвратительный запах; К. поджег дом, Двуутробки лопнули от жара; настала ночь; К. бросился в горящую хижину, надеясь добыть волосы девушки; та и ее родители – за ним; все они сгорели, поднялись на небо; превратились в Месяц и в созвездия, видимо, в Млечный Путь]: Brandão de Amorim в Levi-Strauss 1968, № 104: 144-145, 147.

Южная Амазония. Бакаири [людоедка и братья-близнецы сгорают; она превращается - в Большое, они - в Малое Магеллановы облака]: Steinen 1897: 323; намбиквара [мать юноши уходит за маниоком в другую деревню; он спит на улице, желает двоих звезд в жены; те спускаются в селение, поднимают его на небо; братья звезд зовут его играть в мяч; убивают, попав мячом в колено или голову, съедают; они так всегда поступали с зятьями; сестры превращают плоды в диких свиней; братья идут охотиться на них, пропадают; сестры велят другим женщинам готовиться варить мясо; каждая случайно гибнет (рубит себя топором, падает в огонь, в воду, укушена собакой и пр.); их дети убивают друг друга, играя; Млечный Путь - знак (след?) погибших детей и женщин; сестры размышляют о лучшем способе самоубийства; решают не топиться, не прыгать в глубокую яму, не быть укушенными змеей; прыгают в костер с дерева; дым от их сгоревших тел превращается в 1) Малое и Большое Магеллановы Облака; 2) младшая сестра в Малое Облако; старшая в Большое (часть ее тела, что обгорела сильнее) и в Угольный Мешок (часть, что обгорела слабее)]: Pereira 1983, № 90: 116-117.

Восточная Бразилия. Рамкокамекра [деревенская проститутка трижды слышит крик морской свинки; понимает, что он раздается у нее внутри; сын Aukē спрашивает, не устала ли она его вынашивать, она приглашает его родиться; обещает убить, если мальчик, вырастить, если девочка; зарывает мальчика; ее мать недовольна, отрывает его, матери приходится его воспитывать; он можем превращаться в любых животных, делаясь ягуаром, пугает людей; брат матери убивает его дубиной, хоронит, он возвращается; сталкивает со скалы, А. слетает сухим листиком, воздвигает вокруг дяди отвесные скалы, тот еле выбрался; убивает дубиной, сжигает; по прошествии времени старейшины послали двоих людей принести золу, нашли на том месте белого человека, построившего дом и создавшего из разных пород дерева негров, лошадей, скот; он призвал к себе свою мать, это был император Педро Второй; (p. 234: Магелланово Облако – зола от сожженного антропоморфного персонажа Auke]: Nimuendaju 1946a: 234, 245-246.