Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

A47. Ящерица находит солнечное яйцо. (.52.)

Ящерица или игуана находит яйцо, из которого вылупляется мальчик-Солнце.

Тепеуа, тотонаки, майя Юкатана.

Мезоамерика. Тепеуа [ящерица находит скалу с солнцем внутри; дятел пробивает отверстие; люди-животные выманивают солнце танцем; тот соглашается выйти с условием, чтобы для него всегда танцевали; ему заменили сердце чем-то вроде стекла, чтобы уменьшить жар]: Oropeza Escobar 2007: 194 (=Williams García 1972: 93); тотонаки: Arenas 2000 [ящерица всегда грелась на горячем камне; девушки заметили внутри него зеркальце; лишь колибри сумели разбить камень; девушки стали спорить, кто возьмет зеркальце, одна случайно его проглотила; родила мальчика; тот велеле собрать топливо для костра; один человек говорил, что будет Солнцем; мальчик бросился в костер, взошло солнце; тот человек бросился в угли, стал Месяцем]: 21-24; Ichon 1969, № II-1 (горные) [был только Месяц, любовник всех женщин; говорил, что он - Солнце; мальчик следит за Игуаной, та греется на горячем камне; все птицы долбят камень, Колибри удается его расколоть; внутри скалы желтое яйцо; его окружают девушки; оно прожигает их юбки, остается лежать на юбке сироты; ей велят проглотить яйцо; она рожает мальчика; он пьет бульон, а не молоко, не велит матери к нему приближаться; лезет на дерево, ветки загораются (происхождение огня); говорит, что его бабка будет на востоке у края неба, дед - на западе, мать - в зените; велит своему псу указать преследователю-Месяцу неверную дорогу; вернувшись к перекрестку, Месяц пинает пса; с тех пор собаки не разговаривают; Месяц до сих пор гонится за Солнцем; их ссоры вызывают затмения]: 55-57; Relatos Totonacos 1994 (Веракрус, Papantla de Olarte) [было темно, правили три мудрых царя; человек нашел испускавший свет и тепло камень, на нем постоянно лежала и грелась ящерица; один из царей велел дать камень мальчику, отправить его на восток; один человек, проводивший время на праздниках и соблазнявший женщин, сказал, что камень надо было отдать ему, пошел следом; царь сказал, что скоро появится солнце, велел не ожидать восхода, забравшись на дерево; один человек забрался, первым увидел восход, превратился в лиану secapalo; вслед за Солнцем вышел Месяц, которым стал тот соблазнитель женщин]: 9-13; тотонаки (Олинтла) [старик заметил, что на камне собрались ящерицы; разбил камень, в нем оказалось желтое яйцо; девушка проглотила его, забеременела, через 9 месяцев родила мальчика, умерла при родах; его воспитала бабушка; он сказал, что будет вождем; развели огонь, он поднялся в небо, другой человек лишь в холодной золе; женщины стирали белье, оно высохло {вторая половина текста плохо понятна}]: Tino 2012: 295-319; прибрежные тотонаки [см. мотив A24; предки живут в темном холодном мире; светит лишь небесный змей - Млечный Путь; его пасть раскрыта; ящерица находит горячий камень, готовит на нем еду; четырем птичкам удается разбить камень, достать сияющее яйцо; животные приносят его к источнику; девушка-сирота находит яйцо, приносит домой; оно трижды возвращается к источнику; на четвертый девушка хватает его зубами, оно лопается, она проглатывает его; через девять дней рожает сыновей-близнецов; один превращается в Солнце, другой - в Месяц]: Münch 1993: 37-40; майя Юкатана (Исамаль) [старое Солнце устало носить корону, было слишком горячим; супруги Игуаны нашли у моря два яйца, зарыли в песок, чтоб те грелись; Солнце вызвал потоп; яйца сохранились, из них вышли мальчик и девочка; девочка спала на дне колодца (сеноте), мальчик на дереве; видел, как Игуана создал долины и горы, деревья и пр.; Игуана попросил его стать новым Солнцем; мальчик стал Солнцем, девочка Луной; они высушили землю; пока светили вместе, было слишком жарко; решили, что Солнце будет днем, Луна ночью; когда Луны не видно, она спит на дне колодца]: Villar 1989: 82.