Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

A23B. Первые лучи на горах и деревьях.

.15.16.21.27.29.31.33.-.36.38.

Двое персонажей спорят, кто из них первым увидит восходящее солнце. Побеждает тот, кто первым заметил не само солнце, а его отражение или освещенные первыми лучами деревья и горы.

Испанцы, каталонцы, ирландцы, раванг, тибетцы, хорваты, калмыки, карелы, киргизы, буряты, монголы, теленгиты, алтайцы, тувинцы, тофалары, манси, восточные ханты, якуты, айну, Лагуна.

Южная Европа. Испанцы (Мурсия) [лиса и волк договариваются отдать добычу тому, кто утром первым увидит солнце; волк смотрит на восток, а лиса на запад, видит солнечные лучи на горе]: Hernández Fernández 2013, № 120: 63; каталонцы [волк находит сыр, лиса говорит, что это она его потеряла; они решают отдать тому, кто утром первым увидит солнце; волк смотрит на восток, а лиса на запад и первой видит солнечные лучи на горах]: Oriol, Pujol 2008, № 120: 38.

Западная Европа. Ирландцы [Лиса и Ворон спорят, кто первым увидит солнце; Лиса выигрывает, прибегнув к уловке {скорее всего смотрит на запад и видит первые лучи солнца на холме}]: Jackson 1936: 285.

Тибет – Северо-Восток Индии. Раванг [все животные, которые собрали мзду, чтобы Солнце согласилось ярко светить, стали смотреть на восток, ожидая восхода; Олень (barking deer) смотрел на запад, увидел солнечные лучи на горе; от радости подпрыгнул, попав копытом в корзину с ферментированными бобами (они имеют консистенцию творога); все его осудили за это, с тех пор копыта оленя пахнут ферментированными бобами и его легко найти по следу, а морда оленя сморщилась от стыда]: LaPolla, Poa 2001: 32; тибетцы: Лин Лин, Устин 1959 [кукушка и голубь спорят, кому быть царем птиц; другие птицы предлагают сделать царем того, кто утром первым увидит солнце; кукушка смотрит на восток, голубь на гору на западе; когда голубь увидел на горе лучи солнца, кукушка бросила ему в глаза красный перец, сказала, что первой увидела солнце; с тех пор глаза голубя красные, ночью не видят, а кукушка садится лишь на вершины деревьев и птицы уступают ей место]: 167-168; Кассис 1962 [птицы выбирают вождя, Сорока предлагает вождем того, кто взлетит выше; Летучая Мышь спряталась под крылом у Орла, оказалась выше, но птицы отказались сделать ее вождем; Сорока: тогда того, кто первым заметит рассвет; все смотрят на восток, Летучая Мышь – на запад, видит, как осветились гребни гор; птицы снова недовольны; Сорока: того, кто поет лучше всех; песни Кукушки птички Бубу ("я –первый") понравились больше других; Бубу так долго тренировалась, что охрипла, первенство досталось Кукушке]: 75-77.

Балканы. Хорваты [старики жили долго, поэтому их убивали; юноша спрятал отца под кадкой; старейшины решили выбрать судьей того, кто первый увидит солнце; отец посоветовал смотреть в сторону гор; на гребне гор, а не на востоке юноша первым увидел солнце; далее отец помогает решить задачи; приехать ни босым, ни обутым (надеть голенища сапог), ни пешим, ни конным (сесть на козла); когда погибла рожь, отец посоветовал зарыть сноп с кровли; стариков решили не убивать]: Голенищев-Кутузов 1991: 198-200.

Кавказ - Малая Азия. Калмыки [Мышь и Марал спорят, кто первым увидит солнце; Мышь смотрит не на восток, а вверх, видит солнечный свет на вершинах деревьев; Марал напрасно пытался раздавить ее копытом]: Басангова 2002: 216.

Балтоскандия. Карелы: Евсеев 1981 [Лиса и Свинья спорят, кто умнее; Свинья: кто раньше увидит восход солнца; Лиса побежала на гору, Свинья легла в яме, первой увидела лучи солнца на верхушках деревьев, выиграла спор]: 228-229; Конкка 1959, № 28 (Архангельская Карелия, 1885) [медведь собрался съесть свинью; свинья: съешь, если увидишь раньше меня восход солнца; медведь смотрит на восход, свинья на запад, видит первые лучи на макушках деревьев; медведь так дернул лису за ноги, что теперь у нее в ногах мелкие кости]: 126-127; (ср. литовцы [еж первым увидел восход солнца, ибо смотрел на свою тень (либо лег на горе)]: Кербелите 2001: 68).

Туркестан. Киргизы [мышь и верблюд решают: кто первым увидит восходящее солнце, того имени будет год в 12-летнем цикле; мышь забралась на голову верблюда, увидела как солнце осветило верхушки гор]: Леденёв 1987: 326.

Южная Сибирь - Монголия. Буряты [Бурхан собрал 13 животных, чтобы разделить год; Верблюд хотел войти в год первым; говорит Мыши, что растопчет ее, если будет соваться; Мышь предлагает начать год с того, кто первым увидит солнце; Верблюд стал смотреть на восток, а Мышь забралась на его голову и смотрела на юго-запад; первой увидела на горах отсвет солнца; с нее начали год, а Верблюда за гордыню исключили совсем]: Гомбоев 1890, № 17: 77; монголы [Будда раздавал названия животных 12 месяцам; Мышь и Верблюд договорились отдать место в календаре тому, кто первым увидит солнце; Верблюд глядел на восток, а мышь, забравшись на спину Верблюда, на горы на западе, солнце осветило их первыми; Мышь получила год, спряталась в норку; увидев кучу золы, Верблюд ее разгребает, будто хочет найти мышь; Верблюд не вошел в 12-летний цикл, но получил от других животных части тела: гриву от лошади, горб от обезьяны, ноги от собаки, уши от мыши и пр.]: Скородумова 2003: 53-55; теленгиты [мышь и верблюд спорят, кто раньше увидит солнце; мышь забралась на горб верблюда, смотрела на запад, увидела освещенные солнцем горы; верблюд хотел раздавить мышь, но та убежала; (поэтому мышь вошла в год)]: Яданова 2013, № 21: 171; алтайцы [мышь и верблюд спорят, кто получит 12-ый месяц; верблюд: кто первым увидит солнце; мышь сидит на горбу медведя, но смотрит на запад, видит лучи на горах; с тех пор есть год мыши]: Гарф, Кучияк 1978: 46-48; тувинцы [Мышь просит Дьылчы взять ее в год; тот отсылает ее ко Льву; перегрызвает ремень, помогая Льву выбраться из капкана; предлагает Верблюду состязаться, кто первым увидит солнце; Верблюд спит на горе, разрешает Мыши спать у него в ухе; утром Верблюд стал смотреть на восток, но Мышь первой увидела освещенную солнцем долину; ее взяли в год, а верблюда исключили]: Садалова 2002, № 8: 93-95; тофалары [Верблюд отвечает Пищухе, что караулит восход солнца; смотрит на восток, а Пищуха на запад, первой видит лучи солнца на вершинах гор; Верблюд ударил Пищуху ногой, задел шею, поэтому у пищухи она повернута вверх]: Шерхунаев 1975: 234-236.

Западная Сибирь. Манси [Бурундук и Медведь спорят, кто из них первым увидит восход солнца; Медведь смотрит на восток, Бурундук на запад, первым замечает солнечный луч на горе; Медведь полоснул его лапой, пять полос остались на шкуре; с тех пор Бурундук сразу же прячется в яме]: Ромбандеева 2005, № 38: 283-285; восточные ханты (Тром-Аган) [лягушка и журавль спорили о том, кто раньше увидит восход солнца; журавль не спал, вытягивал шею и «смотрел на две стороны», ожидая появления солнца; лягушка сидела у болотной лужицы и наблюдала за отражением облаков в воде; как только увидела, что отражение порозовело, возвестила о появлении солнца и таким образом выиграла спор]: Исаева 2015: 242.

Восточная Сибирь. Якуты [Лось спорит с Мышью, кто первым увидит солнце; смотрит на восток; Мышь смотрит на запад, первой видит освещенные солнцем верхушки деревьев]: Сивцев-Омоллоон 1976: 18-19 (=Сивцев, Ефремов 1990: 13; =Илларионов и др. 2008, № 5: 131-133).

Япония. Айну (Хоккайдо) [добрый и злой боги спорили, кто из них будет управлять миром; решили, что будет тот, кто утром первым увидит солнце; доброго представлял Лис; стал смотреть на запад, увидел первым солнечные лучи на горах, собравшиеся боги это подтвердили; поэтому стали править те божества, которые связаны со светом, (а не тьмой)]: Brauns 1883: 250.