Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B2E. Земля-мужчина. .11.-.14.17.18.20.-.22.24.26.31.32.

.34.35.43.49.50.52.62.65.66.

Земля или мир в целом – мужской персонаж.

Ганда, фон, мору-мади, Древний Египет, Аделаида, дугум дани, Тувалу, Таити, ао нага, бори, апатани, вьеты, малайцы-аборигены (темуан), древние китайцы, мяо, лаху, саамы, башкиры, буряты, нганасаны, шусвап, (толова?), северные пайют, южные юте, килива, тева, горные тотонаки, ацтеки, науа (область Уастека), тлапанеки, кекчи, цутухиль, чорти, майя Юкатана, тукано собственно, кабияри, инки, кечуа и аймара Южных Анд, кашибо.

Бантуязычная Африка. Ганда [Katonga – бог-создатель; Kitaka – бог земли; женщины просят его об урожае с новых участков]: Roscoe 1911: 312.

Западная Африка. Фон [Земля – старший, Гром – младший сыновья луны-Mawu и солнца-Liza]: Herskovits 1938: 129.

Восточная Африка. Мору-мади [в земле живет божество мужского пола]: Zwernemann 1968: 82.

Северная Африка. Древний Египет [земля-Геб, сын Шу и Тефнут, член гелиопольской эннеады; поссорился со своей женой-сестрой небом-Нут из-за того, что она ежедневно поедала своих детей (небесные светила), а затем вновь рождала их; Ш. разъединил Г. и Н., оставив Г. в горизонтальном положении, а Н. подняв вверх]: Матье 1956: 86; Рубинштейн 1980: 267; 1980b [воплощением земли в одних номах был бог Нут, в других бог Акер]: 421; Gahlin 2007 [Shu - отец Nut (небо) и ее брата Geb (земля); поднял Н., отделив ее от брата-супруша; здесь же рисунок на папирусе из Книги Мертвых Tameniu, Третий Промежуточный Период, с изображением антропоморфных Геба и Нут]: 51.

Австралия. Аделаида [земля – мужское существо; под землей слой воды, а под ним два чудовища – жены земли; ниже – еще три, которых те кормят грудью, хотя они не дети и все время громогласно ревут]: Waterman 1987, № 3: 21.

Меланезия. Дугум дани [Земля – мужчина, Небо – женщина; вначале Небо лежало на земле; первый человек Nakmatugi жил в пещере Huwainmo (5 км к востоку от территории дугум); он сделал гром, и небо поднялось на нынешнюю высоту]: Heider 1970: 140.

Полинезия. Тувалу (Нануманга) [морской змей поднял небо; в роли женщины сошелся с землей-мужчиной, породив мужчину Foelangi и женщину Telahi]: Turner, p. 288 в Williamson 1933(1): 72; Таити [Ta'aroa находился внутри яйца Rumia; вышел, поднял верхнюю части скорлупы яйца, сделав из ее небосвод; вначале небо было вплотную к земле; землю и небо держал Великий Осьминог, его четыре щупальца поддерживали их по четырем сторонам света; Т. создал Atea ("Пространство") – богиню неба; создал первую пару – Tumu-nui ("Великое основание") и его жену Paparaharaha ("Скальное основание"); от Papa-tuoi ("Тонкая земля") A. родила Строителей Неба, соорудивших 10 небесных слоев; на самом верхнем бог Tane; от Rua-tupua-nui ("Источник великой силы") А. родила все небесные светила; ее третий муж Fa'a-hotu ("Делающий плодородным"); она поменялась с ним полом, они родили Ru; он приподнял Небо, но недостаточно; тогда Мауи обрубил державшие мир щупальца осьминога, они упали в море, превратились в Аустральные о-ва; позвал с неба бога Тане; тот починил дыры в небе, поднял его на нынешнюю высоту]: Henry 1928: 336-344 (пересказ в Makemson 1941: 50-51, 68-69).

Северо-Восток Индии. Ао нага [Lungkijingba – владыка Неба, Lizaba – владыка Земли, заведует дождем, бурями, плодородием]: Smith 1925: 77-78; апатани [создание земли приписывается мужскому божеству Chandun, создание неба – его женскому соответствию Didun; насколько известно, у других групп региона распространено более обычное отождествление земли с женщиной и неба с мужчиной; в земле живет пара божеств (мужчина и женщина) Kilo и Kiru, ответственных зв общее благополучие, но не за плодородие; они существовали до того, как Ч. создал землю]: Fürer-Haimendorf 1962: 133; бори [Sitking-Kedeng бог земли, живущий в земле; у него два глаза спереди, два на затылке, два сбоку, поэтому никто не мог убить его, подойдя незаметно; однажды он женился на лягушке, но та выставляла себя напоказ перед гостями, он ее выгнал]: Elwin 1958a, № 4: 152 (=Elwin 1958b: 166).

Индокитай. Вьеты: Кнорозова 2000: 40-41 [Бог Земли не дает Богу Неба построить крепость, оказывается сильнее], 41-42 [юноша идет к Небесному владлыке Нгок хоангу просить, чтобы тот сделал его богатым; бог земли предлагает идти вместо него просить для него сто лет жизни; юноша хочет 30 лет, но в богатстве; бог земли согласен, но юноша все равно хочет идти сам; бог земли оскорблен, но юноша бьет его; испугавшись, он передает НХ просьбу юноши; в богатстве юноша щедр, бедняки ходатайствуют за него, НХ дает ему сто лет жизни]; Никулин 1982d [бог земли Тао Куэн имеет облик дракона, нередко старца; за 7 дней до нового года по лунному календарю отправляется на небо к верховному божеству Ткаук Хоангу; земля в это время отдыхает, ее нельзя тревожить плугом, бороной, мотыгой; с возвращением ТК перед первым днем до нового года земля пробуждается]: 494.

Малайзия. Малайцы-аборигены (темуан) [два главных бога – небесный и земной; Небесный все создал, управляет загробным миром и духами; Бог земли главенствует над миром живых, наказывает за нарушение всевозможных табу]: Carey 1976.

Китай. Древние китайцы: Яншина 1984 [о женском характере божества земли Хоуту свидетельствуют более поздние памятники (2 в. до – 2 в. н.э.); наиболее ранние памятники знают мужское героизированное божество земли; Хоуту в ряде случаев отождествляется с самой землей (опускается хоу, остается ту – символ мужского плодородия)]: 76-78; 1977 [как правило, Хоутоу – мужское божество, но ряд ученых считает, что оно мыслилось матерью-землей]: 212; мяо (Гуйчжоу): Bender et al. 2006 [в истории про помещение солнц и лун на небо и уничтожение лишних фигурирует Earth God; см. мотив A2A]: 49-70, 196 [Бог Земли выходит ночью будить петухов, чтобы они стали кричать]; лаху [вдова напилась из следа слоновой ноги, забеременела; ее выгнали из селения; она родила сына без туловища, одна голова; он вырос, велит оставлять его одного на поле; каждый раз, возвращаясь за ним, женщина видит, что все полевые работы сделаны; она богатеет; бог неба Popayi и бог земли Poyana, начали воевать друг с другом (богов неба и земли несколько); Пояна обещает одну из своих 7 дочерей тому, кто поможет ему победить Пояйи; Голова обещает; став орлом, Пояйи уносит младшую дочь Пояни; буря, молнии – это Голова сражается с Пояйи, побеждает его; Пояна спрашивает дочерей, лишь младшая Nala согласна взять Голову в мужья; он приводит ее к своей матери; та ослепла; когда Н. идет на базар, он превращается в красивого юношу, встречает ее, пытается соблазнить, но она отказывает; так дважды; на третий раз он не смог вернуться в свое обличье-голову, поскольку слепая мать случайно столкнула ее в огонь; жена счастлива; ее сестры тоже хотя быть женами ее мужа, но тот отказывает; все хорошо]: Miller 1994: 194-201.

Балтоскандия. Саамы [Madderattje и Madderakka – Отец Земли и Мать Земли]: Castrén 1853: 88-89.

Волга – Пермь. Башкиры [хозяйка земли Тулауа – жена божества неба Кyк Təңре; но иногда земля зовется рыжебородой; есть мужской персонаж Ер атасы (отец земли)]: Хисамитдинова 2011: 161; чуваши [повитуха льет в щель между половицами соленую воду и говорит: «Отец земли, мать земли, не зарьтесь на ребенка»]: Салмин 2002: 32.

Южная Сибирь. Буряты ["у бурят божество земли – это тоже чаще богиня, чем бог, хотя позднее она получает мужское перевоплощение"]: Галданова 1987: 26.

Западная Сибирь. Нганасаны [духов-хозяев земли два; один – доброжелательный седой старик, другой – недоброжелательный и злой Финнида (видимо, «могильный»), живущий под дерном; с раскрытой пастью он ожидает к себе умерших; его считают иногда мужчиной, иногда женщиной]: Попов 1984: 60-61.

ПобережьеПлато. Шусвап [Земля обладает властью над погодой и сменой сезонов; некоторые считают, что она продолжает расти и когда-нибудь умрет; если духу Земли жарко, он делает погоду прохладнее; устав от тяжести снега, вызывает весну, чтобы снег растаял, а чувствуя жажду, вызывает дождь; когда он отряхивается, происходят землетрясения]: Teit 1909a: 595; (ср. толова [мир – человек {без подробностей}]: Driver 1939: 344).

Большой Бассейн. Северные пайют [Койот спрашивает Землю, обращаясь к ней «Мой племянник», красив ли он сам, когда бежит, красиво ли перо, его следы, его глаза; Земля каждый раз говорит, что совсем не красив; Койот в бешестве проводит в земле борозды; ложится в тени; сквозь него начинает прорастать трава; он вскакивает, таща траву с корнями]: Lowie 1924, № 9: 224; южные юте [земля - мужчина]: Gifford 1940, № 2303: 61.

Большой Юго-Запад. КиливаMemipáio сын Metáilkwaipáiv, у того две жены; старшая любимая, ждет ребенка; младшая из зависти перешагнула через мужа так, что на него капнула менструальная кровь; тот ее ударил палкой в сердце, убил; кровь брызнула на солнце, теперь там пятна; он погнался за тремя дикими баранами, они стали тремя звездами Пояса Ориона; Меч Ориона – стрела, еще одна звезда рядом – ее наконечник; Орион каждую ночь встает из моря, куда прыгнули бараны; когда он вернулся, жена уже родила сына по имени Maikwiak; люди убили его отца, сын его оживил; так дважды; на третий раз разрезали на части; голова – Valle Trinidad; тело – склон в сторону пустыни San Felipe; правая рука – ложбина по другую сторону (чего?); левой руки нет, ее оторвали; ноги – две равнины; сын истребил злых людей; на небе сделал хижину, какую делают из согнутых веток, но вместо веток – радуги; взял с собой собаку]: Meigs 1939: 69-78; тева: Harrington 1916 [мир есть человек, Млечный Путь - его позвоночник]: 41, 51; Parsons 1929b [человек-вселенная (Universe or World Man) упоминается в Сан-Хуан и в Намбэ]: 288.

Мезоамерика. Горные тотонаки [Земля есть женщина, наша бабка, и одновременно мужчина; он/а поддерживает людей, пачкающих ее/его своими отбросами; за это они должны жертвовать алкоголь, копал]: Ichon 1969: 128-131; науа (область Уастека) [Земля есть живое существо, почва – плоть, скалы – кости, вода – кровь; у Земли две сущности – Отец-земля и Мать-земля; деятельность людей (дефекация, роды, обработка полей) раздражает Землю, ее надо задабривать; если преступление особенно велико, шаманы закапывают живьем домашнюю птицу]: Sandstrom, Effrein Sandstrom 1986: 77-78; тлапанеки [бог земли Aku – мужской и женский персонаж; ребенок – подарок А.]: Schultze-Jena 1938, № 1: 140; кекчи [Tzul Taq'a – старый Бог Земли]: Van Akkeren 2000: 233, 236; цутухиль [Лик Земли, Хуан Мартин и др.: на его спине живут люди, его нос - горы, его руки обнимают и поддерживают мир]: O'Brien 1976: 385; чорти: Thompson 1977 [обсуждает данные Wisdom; P'en - обозначение мужского начала]: 356; Wisdom 1961 [Ihpen – бог земли, включает мужскую (Manuel) и женскую ( la Virgen) ипостаси]: 454 (=1940: 402); ацтеки, майя Гватемалы и Юкатана [Бог D связан как с небом, так и с землей; в качестве Бога Земли носит имя Itzam Kab Ain, т.е. "кит". У Tzul Taq'a (Бога Земли в мифе кекчи, см. мотив A3) тот же титул - T'aktani, или Mat'aktani, что в киче и в какчикель значит "кит" или "рыба-меч" (Braakhuis n.d.). Владыка Chichen в Verapaz из линиджа B'atz носил титул Mat'aktani, в раннеколониальных источниках искаженный до Matal (Estrada Monroy 1979: 172). Видимо B'atz' как прежние жители Рабиналя, почитали Бога D, т.е. Старого Бога Земли, а глава линиджа являлся его жрецом. Таубе затруднялся согласовать перевод "кит" с буквальным переводом Itzam Kab Ain Томпсоном как "Itzam Earth Caiman"; он пришел к выводу, что кит появился на основе архетипического мезоамериканского образа земли как каймана, плавающего в мировом океане; в случае с майя это кайман Itzamna (Taube 1992: 36-7). Есть много изображений Ицамны как каймана или крокодила, эта персонификация стала очень популярной в Постклассическое время (1992: fig. 15, 16, 69). Уже Зелер предполагал, что Бог D имеет много общего с центральномексиканским старым богом земли Tonacatecuhtli, "Lord of our Sustenance", который, подобно Ицамне, восседал на верхнем ярусе неба, но одновременно был связан с землей]: Van Akkeren 2000: 235-236.

СЗ Амазония. Тукано собственно [1) Создатель спускается с неба по лиане-яже; за ним следует Первая Пара; 2) Женщина-Земля (дочь Памури-махсё) забеременела, съев плод с дерева, оплетенного лианой яже; родила Епа-махсё (Человек-Земля)]: Reichel-Dolmatoff 1985: 245, прим.18; кабияри [Yakamamukute (Небо) не имел ануса; (его пуповина соединялась с пупучу - лианой Banesteriopsis caapi; Ягуар Hehechu был ее отростком; это только в пересказе Bonnemère 2001: 40); Хехечу ассоциируется с землей; Я. приходил танцевать с детьми Х., убил их; один спасся, стал птичкой; другого Я. бросил в кипяток как червя; Х. собрал куски его тела, соединил ватой, он превратился в обезьяну (mico); Я. сделал вид, что ничего не знает; пригласил Я. танцевать; громко пустил ветры; Я. попросил и ему сделать анус; Х. проколол ему анус, тот умер; его тело взорвалось, став небом, т.е. небо отделилось от земли; останки Х. превращаются в холм, кровь стала глиной; из других останков возникли сыновья Я. - четверо культурных героев Munully; они меряют земли, чтобы определить, где ее центр; они строят первую малоку, срубив единственное дерево Teviji, других еще нет; крыша плоская, после первого же дождя падает; М. достают ночь у жабы Karu; сперва не дают плату, К. вручает им сосуд с ранами; требует золото; получив ночь, М. неосторожно открывают сосуд, наступает тьма; М. создают ночных животных, кричащих в определенное время; когда наступает время рассвета, солнце восходит; М. получают от червя Mapitare сосуд с землей, неосторожно раскрывают, земля рассредоточивается; вода в Пира-парана горячая, рыбу нельзя есть, от нее болезни, а других рек еще нет; М. приходят к дереву, в котором вода и рыба, им владеет Kamanatana - жена червя Mapitare; братья едят муравьев, а Каманатана кормит их тапиокой; младший из М. (его зовут Mamitiri) подсматривает, видит, что эта тапиока - сперма Мапитаре; Мамитири в образе колибри находит дерево, которым владеет Каманатана; М. открывают яму, в которой та держала животных, животные распространяются по лесу; М. ослепляют Каманатану, отправляют вниз по реке к порогам; рубят деревья, превращающиеся в разные реки; когда срубают дерево, которым владела Каманатана, оно не падает, подвешено за лианы; они посылают белую белку Maniritare их обрубить; упавшее дерево превращается в Апапорис, лиана - в реку Cananarí; небо на закате окрашивается кровью белки; братья велят змее сделать русла рек извилистыми; братья превращаются в попугаев, прилетают к Грому, подменяют его молнию хвостом попугая, уносят, раздают всем общинам]: Bourgue 1976: 121-131 [изложение с комментариями и истолкованиями], 138-143 [точное изложение].

Центральные Анды. Инки: Silverblatt 1990 [на схеме у Pachakuti Yamqui (1950: 226) противопоставлены два ряда существ и объектов, над которыми находится единый Создатель; в один ряд помещены Солнце-мужчина, Утренняя Звезда (мужчина), господин-Земля, мужчина; в другом Луна-женщина, Вечерняя звезда (женщина), мать-Море, женщина {нет там Lord the Earth, есть Пачамама!}]: 33; остров Амантани в СЗ части оз. Титикака [две горы с храмами на вершинах; один Пачамама (маленький, круглый), другой – Пачатата (больше размером, квадратный в плане); керамика напоминает пукару и тиауанако, но своеобразная, возможно, особая местная культура; во время ритуала люди бегут с двух гор к седловине; если выиграет Пачамама, будет хорошией урожай, если Пачатата - нет]: Niles 1987; 1988; кечуа юга Перу (пров. Паукартамбо, деп. Куско) [наряду с Пачамамой есть мужской бог земли – Pachaqaqa, или Pachatira; он живет в пропастях, скалах, производит землетрясения, оползни, из-за него люди и животные падают со скал, он ест сердца людей, засыпающих в пути (кровохарканье)]: Núñez del Prado 1974: 246; Южные Анды [в Боливии, СЗ Аргентине и Чили рядом с Пачамамой находится бесцветный мужской персонаж – Пачатата, Пачата]: Mariscotti de Goerlitz 1978: 28.

Монтанья. Кашибо [бог-создатель Bari приходит в наш мир; в нем лишь вода; бросает землю на воды, создавая красный, желтый, белый слои земли; эти слои - его сыновья; просит Землетрясение побегать; тот бегает, земля трескается; Б. укрепляет землю арматурой из бревен; Землетрясение снова бегает; сообщает, что земля прочна]: Frank et al. 1990, № 1: 44.