Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B11A. Мамонт – создатель рельефа. .32.35.-.37.

Мамонт, представляемый как подземное рыбоподобное существо, создает на непросохшей земле пересеченный рельеф, прокапывает русла рек.

Волга – Пермь. Коми [под тяжестью мамонта земля прогибалась, где он прошел, появились реки]: Рочев 1984, № 108, 109: 114-115.

Западная Сибирь. Ненцы [Нум сделал землю гладкой; мамонт ее испортил; где пройдет – там река, где ляжет – озеро; затем ушел под землю и увел туда свое потомство]: Третьяков 1869(2): 414-416 в Анисимов 1959: 19; ненцы (Туруханский край) [семь человек спаслись от потопа в лодке; были подняты водой под самое небо, так что не могли встать, согнувшись под небесным сводом; попросили гагару отыскать земли; та нырнула, через несколько дней вынесла немного земли с песком и травою; бросив это на воду, люди попросили Нуа устроить им землю; вода пошла на убыль и пропала совсем; одна женщина сосала собственные груди, от этого умерла; другая пила свою мочу, осталась жива; люди догадались вырыть яму, нашли воду; стали голодать, остались мальчик и девочка; насытились мышами; мамонт наворочал горы и овраги, образовались озера и реки; Нуа разгневался, мамонт утонул, теперь живет под землей; один мужчина сделал из дерева лук, другой из мамонтовой кости стрелу, убили оленя; сняли шкуру ножом из мамонтовой кости]: Третьяков 1871: 201-202; северные (?) селькупы [кощар (мамонт-рыба) прокладывает новые русла рек]: Головнев 1995: 509.

Восточная Сибирь. Долганы [мамонт договорился с человеком, что будет три года ходить по земле до того, как спустится в нижний мир; там, где он прошел, образовались реки, где лег - озера]: Попов 1937: 85; северные якуты-оленеводы (Оленекский наслег) [реки протоптали сэлии (мамонты), созданные Аллараа-огоньором; могли затоптать всю землю, но Айыы-тойон истребил их, либо отправил в нижний мир]: Гурвич 1977: 199-200; туруханские эвенки (река Чавида, верховья Подкаменной Тунгуски) [земля была маленькой, негде пастись оленям; человек жаловался на свое горе мамонту (хэли); мамонт побрел по воде и, найдя змея {джябдар), уговорил его идти и осушать землю; мамонт забил свои бивни в дно, стал выворачивать со дна глину, песок и камни; выброшенные камни и глина стали расти, превращаться в утесы, в горы и равнины; за мамонтом полз змей, оставляя за собой след; следы змея стали руслами рек]: Ошаров 1936a: 14-15 (пересказ в Василевич 1959: 174); туруханские эвенки (Чавида) [человек горюет, что земли мало; Мамонт стал выворачивать песок, камни, змей Чжябдар пополз, создавая долины; вода стекла]: Ошаров 1936b, № 14: 280; туруханские эвенки (река Идукон между Ангарой и Подкаменной Тунгусской) [земля была плоской, на ней жили мамонт, змей дябдар и другие звери; одноглазое, однорукое, одноногое существо чулюгды стало преследовать их; мамонт и д. вступили с ним в борьбу; где мамонт ступал, образовались озера, болота; где рыл землю бивнями, бросая в ч. комья – горы; д., ползая, проложил русла рек; герои столкнули ч. в пропасть подземного мира, сами ушли в землю]: Анисимов 1951: 195; эвены [Хэвки сперва сбросил на пустынную землю великанов; увидев, что им нечего есть, сбросил мамонтов (кями, мн.ч. кямил); под ияжестью великанов и мамонтов земля прогибалась, образовались озера и реки; чтобы земля не разрушилась, Х. превратил великанов в скалы, а мамонтов отправил под землю]: Роббек 2005: 214-215.

Амур – Сахалин. Маньчжуры [во время потопа змеи прорезали ущелья, а мамонты проложили своими рогами русла рек; благодаря этому, вода сошла]: Wei et al. 2001, № 3.2: 195.