Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B1C. Один творец обманывает другого. .26.34.

Два творца договариваются, что старшим из них (основным создателем) станет тот, чей объект будет в определенном состоянии (обычно: чье дерево или цветок вырастет или расцветет раньше). Пока один спал или отсутствовал, другой поменял объекты местами и обманом добился первенства.

Лису, алтайцы, южноалтайские тувинцы, ойраты (дюрбюты), буряты (аларские), монголы (халха).

Китай. Лису [старший и младший братья оба хотят управлять небом и землей; договорились отдать это право тому, чьи золотое и серебряное деревья расцветут первыми; утром младший встал раньше, увидел, что деревья старшего расцвели и поменял деревья местами; стал правителем; старший предрек, что во время его правления люди будут страдать и тяжело работать; люди говорят, что надо быть терпеливыми и дождать возвращения старшего брата]: Dessaint, Ngwâma 1994: 267-268.

Южная Сибирь - Монголия. Алтайцы: Хохолков 1924 [творя человека, Ульген положил синий цветок-ветреник (кöк-чäчäк) в золотую чашку; старший брат Эрлик похитил у него часть цветка, тоже сотворил человека; У. проклял его народ, велев ему быть черным, идти на запад; повел свой народ на восток; черный народ первым сделал бубен и стал камлать]: 18; Дьяконова 1976 [Ульгень свергает Эрлика в нижний мир, тот создает злых духов и гадов; его слуга Алдачи (Усмекчи) извлекает из умирающих души]: 269-271; южноалтайские тувинцы [Бурган Башкы и Очирваан решили, что властителем над людьми и миром будет тот, в чьей пиале расцветет цветок; О. подсмотрел, что цветок распускается у ББ, незаметно переставил в свою пиалу; ББ согласился, чтобы О. стал властителем, но в мире О. будут воины; т.к. причина войн – волки и кражи, ББ в своем мире привязал бы к волкам колокольчики, а на голову воров поместил бы огонь, чтобы их распознать]: Таубе 1994, № 62: 284; ойраты (дюрбюты) [Май-Тере держал золотую чашку дном книзу, а Бурхын-бакши – дном кверху; оба заснули; Б. проснулся первым, поменял положение чашек; М.: ты своровал, твое время будет воровское]: Потанин 1983, № 54б: 269; буряты (аларские) [у Чурмусэн Тенгри сыновья Шингыбыл, Сагадай эбугун и Тольты хан; они спорят, кому управлять миром; отец дал каждому по золотому сосуду, велел лечь спать; у кого за ночь в сосуде вырастут цветы, тот станет мировладельцем; старший проснулся, увидел цветы в сосуде младшего и пересадил в свой; младший по книгам узнал, что цветы украдены; сказал, что станет Эрликом и сделает так, что двуногие не будут жить больше ста, а четвероногие – сорока лет; лучших двуногих и четвероногих будет постоянно отнимать; в жены украл себе дочь Буханоина]: Потанин 1883, № 79: 329; монголы [(записано миссионером Вас. Постниковым от халхасца); везде вода, Очурманы жил на небе; решил сделать землю, искал товарища, нашел Чаган-Шукуты; оба спустились на воду; заметившая их Лягушка нырнула; О. послал ЧШ отыскать ее в воде; тот достал Лягушку, положил на воду брюхом вверх; О. сел на нее, велел ЧШ нырнуть, достать землю; тот принес со дна охапку жидкой земли, сказал О., Если бы не я, тебе не достать земли; земля тут же вывалилась у него из рук, упала в воду; О. велел ему нырять снова, брать землю и нести ее от его имени; О. высыпал принесенную землю на Лягушку, земля стала расти, оба на нее сели, заснули; Шулмус схватил их, чтобы бросить в воду, но земля росла быстрее, чем он бежал к ее краю; он бросил их; О. и ЧШ сделали человека, пошли искать душу, оставили собаку караульщиком; обещали найти для собаки шерсть; Дьявол дал ей шерсть, накормил, зажег пряжу, вдул дым человеку в нос, оживив его; О. и ЧШ поставили чашку с водой; на чьей стороне вырастет в чашке, тому править землею; Ш. попросил и себе земли, получил столько, сколько под концом его палки; воткнул в землю, выползли черви, змеи, гады; цветок вырос со стороны О., но тот задремал и ЧШ положил его на свой край; О. сказал, что теперь и люди и животные будут воровать и враждовать; ушел на небо; он настоящий бог, а Ульгень – это выдумали камы (шаманы)]: Потанин 1883, № 46б: 220-223.