Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B35. Косолапый медведь. .44.46.49.50.

Медведь впопыхах надевает левый мокасин на правую ногу и наоборот, поэтому косолап.

Средний Запад. Кри [охотник отвергает жену-Ястреба, Куницу, Бобриху; женится на Медведице; услышав крик, их сын надевает обувь не на ту ногу, поэтому медведи косолапы]: Schoolcraft 1999: 79-84.

Великие равнины. Команчи [одни животные хотят только день, другие только ночь; решают играть на отгадывание; счет рваный; Медведь устал ждать, снял мокасины; наконец Солнце пришел посмотреть на игру; при его приближении ночные животные бросились бежать; Медведь в спешке обул мокасины не на ту ногу, с тех пор хромает; так как победитель не определился, день и ночь чередуются]: Marriott, Rachlin 1934: 128-130.

Большой Бассейн. Юте (уинтах) [Медведь украл жену Пумы; когда Пума пришел за ней, Медведь в спешке одел мокасины не на ту ногу; Пума убил жену, забрал своего сына]: Kroeber 1901, № 7: 274.

Большой Юго-Запад. Липан: Opler 1940: 87-93 [свирепые звери играют против безвредных; надо угадать, под каким мокасином косточка; ставка - жизнь; Кролик, Антилопа играют на стороне злых; если бы они выиграли, была бы вечная ночь; добрые выигрывают день, благодаря Опоссуму, залезшему под мокасины и поменявшему косточку; за это злые забивают его в землю; с некоторых проигравших выигравшие берут себе жир; получив день, птицы раскрашиваются белой глиной, теперь у многих белые перья; индюк раскрасился пестро под цвета дневного неба; Медведь в спешке надел мокасины не на ту ногу, поэтому косолап; птички бьют Большого Филина, он прячет свое сердце в ногу, Ящерица поражает его туда стрелой; его тело превращается в кремни, из него вылетает обычная сова, просит немного тьмы, живет в пещерах], 94-95 [Солнце, Утренняя Звезда играют на стороне добрых; Медведь надел мокасины не на ту ногу]; чирикауа [два вар.; как у липан, 87-93; Великан вместо Большого Филина; Медведь надевает мокасины не на ту ногу, с тех пор косолап]: Opler 1942, № 1: 23-27; западные апачи: Goddard 1918 (Сан Карлос) [1) в мире темно, Сова и Медведь хотят, чтоб так было всегда; другие зовут их на танцы; Койот поет, Пусть настанет день, Сова, Пусть день не настанет; Сова и Медведь засыпают, Койот выигрывает свет; Сова и Медведь предпочитают темноту; 2) Медведь и Сова желают лишь тьму; другие люди животные танцуют и поют, Пусть будет свет; Медведь надевает мокасины не на ту ногу, убегает в горы]: 44; Goodwin 1994, № 34 (Уайт Маунтин) [два вар.; змеи, ящерицы, жуки хотят, чтобы тьма продолжалась, их вождь – Медведь; другие животные во главе с Койотом хотят света; договариваются играть (кто угадает, где спрятан мяч); Койот повторяет, Рассвет, рассвет; на востоке светлеет; Медведь повторяет, Никакого рассвета! партия Медведя проигрывает, их начинают убивать; Медведь надевает мокасины не на ту ногу, убегает]: 148-150.