Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B35A. Дерево превращает в медведя. .28.29.31.32.34.

Дерево просит его не рубить, выполняет желания человека. Когда они переходят границы разумного, дерево превращает человека в медведя.

Русские (Рязанская), украинцы (Херсонская), ногайцы, эстонцы, мари, удмурты, (башкиры), буряты, (тувинцы).

Средняя Европа. Русские: Кузьмина и др. 2005, № 7/21 [бобыль собрался рубить липу, та просит не рубить, обещает новую избу; затем бобыль просит богатсво, знатность; когда стал просить царства, липа превратила его в медведя; поэтому у медведя лапы походят на человеческие руки]: 107-108; Смирнов 1917, № 240 (Рязанская) [мужик недоволен жизнью; рассказывает проезжавшей барыне; барыня Судьба делает человека барином; мужик просит сделать его царем; Судьба делает медведем]: 644–645; (с ср. русские (Вятская; скорее всего, удмуртский субстрат): Смирнов 1917, № 124 [злые помещик с женой пугают крестьян, требуют денег; муж хочет, чтобы их боялись еще больше и давали больше денег; жена предлагает превратиться в зверей, которых еще никто не видел; они превращаются в медведей, живут в лесу; мужик их увидел, испугался; все крестьяне пошли смотреть, видят медведей на дереве с бортью; так и назвали медведями], 125 [раньше медведи были людьми; бедный мужик хочет срубить заколдованную березу; береза просит ее не рубить, обещает богатство; бедняк не рубит; дома его встречает новый дом, наряженная жена, кони и богатство; мужик снова идет к березе, она делает его старостой; чиновником; губернатором; просит сделать его царем; береза говорит, что царь – помазанник Бога, и отказывается; мужика и его бабу превращает в медведей]: 378, 378-380; украинцы (Херсонская) [Происхождение медведя. Бедный мужик едет в лес, думает срубить приглянувшуюся ему ель. Та говорит человеческим голосом, чтобы он её не рубил, она ему пригодится. Он слушается, рубит другую. Через некоторое время снова едет в лес, рубит ту заветную ель. Гремит гром, блестит молния, мужик падает на землю, оборачивается в медведя]: Ястребов 1894: 10.

Кавказ – Малая Азия. Ногайцы [дерево просит старика не рубить его, обещает выполнить просьбу, тот просит дров; старуха жалуется, что дрова мелкие, велит попросить муки; у дерева листья пожелтели, оно обещает дать муку; на другой день старуха говорит, что идет снег, оказалось, что это мука; старуха хочет золота и серебра; листва дерева почти опала; старуха боится, что теперь их ограбят, велит попросить у дерева, чтобы их боялись; у дерева опали последние листья, оно превратило старуху в лису, старика в медведя]: Алиева 2013, № 107: 467-468.

Балтоскандия. Эстонцы (юго-западная Эстония, Tõstamaa) [батрак (точнее бедный арендатор, saunik) поленился идти в лес, пошел на соседний выгон, стал рубить старое дерево (из священной рощи); из-под корня показалась седая голова: зачем рубишь? человек: жена, дети; старичок: иди домой, там уже поленница; человек решил снова пойти с топором к дереву, попросить амбар; затем – пусть он полон добра; затем стать судьей; помещиком; генералом; когда попросил сделать его царем, старичок рассердился, сделал его медведем; а жена, унаследовав все богатство, вышла за знатного господина; тот встретил медведя и застрелил]: Järv et al. 2015: 35-36.

Волга – Пермь. Мари: Сабитов 1989, № 555 [Чудесное дерево: исполняет все желания бедняка (хорошее домашнее хозяйство, важный чин и т.п.); когда он выражает желание стать становым приставом, все пропадает, бедняк превращается в медведя; (много текстов)]: 34-35; Четкарев 1948 [дрова кончились, жена посылает мужа в лес, он собирается рубить липу, голос из дупла просит не рубить, говорит, что дрова уже у него дома; так многократно, человек просит все больше (дом, скот, деньги, должности старосты, старшины; когда просит сделать его становым приставом, т.е. большим барином, чтобы ездить в пуховой перине, просыпается в берлоге медведем; "медведь – барской породы, произошел от станового"]: 89-91; Anderson 1935: 11-15 в Kippar 2002 [бедняк идет в лес рубить елки построить дом; ель говорит, что для этого не надо ее рубить, отметь участок и ложись спать; утром дом готов; он опять с топором к ели, нужен двор; затем деньги; снова пришел: все есть, уважения нет; ель: теперь тебя люди станут бояться, а ты людей; мужик стал медведем, медведи пугливы]: 117-118; удмурты [старик хочет отщепить от березы лучину, та обещает выполнять все его желания; супруги богатеют; старуха велит старика попросить что-нибудь страшное, чтобы их все боялись; они превращаются в медведей; (происхождение медведей)]: Радимов 1922: 5-14 (=Клабуков 1948, № 44: 129-131); (ср. башкиры [старик принес чурку, стал колоть, выскочила птичка, готова исполнить желание; старик попросил дров; старуха каждый раз велит попросить что-то еще (еды, стать купчихой); после того, как она захотела стать лесной царицей, чурка и все испрошенное исчезло, а старики превратились в лесных шурале – рогатых, покрытых шерстью, с зелеными бородами]: Бараг 1989, № 47: 214-216).

Южная Сибирь. Буряты [человек, мастеривший деревянную посуду, стал рубить березу; она попросила остановиться, обещала исполнить желание, он захотел стать купцом; затем царем; поскольку только береза знает, что он не царь, послал слуг ее срубить; береза велит им остановиться: их царь стал медведем; при встрече с медведем надо сказать «Царь-человек, уступи дорогу»]: Дугаров 1990: 329-330; (ср. тувинцы [золотая птичка просит старика не рубить дерево, в дупле которого она живет, обещает выполнить любое желание; он просит дрова; на следующий день он просит белую юрту; белый скот; старуха просит мужа не жадничать, но он хочет быть ханом; птички нет, старик повалил дерево, а наутро у них прежняя дырявая черная юрта]: Хадаханэ 1984: 53-54).