Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B42Q. Большая Медведица – повозка.

.15.-.17.26.-.31.34.(.35.40.)

Большая Медведица – колесница, повозка.

Латиняне, итальянцы, испанцы, каталонцы, португальцы, французы, валлоны, бретонцы, ирландцы, англичане, немцы, голландцы, фризы, Шумер, Вавилония, Древний Китай, Древняя Греция, венгры, словенцы, сербы, болгары, македонцы, румыны, молдаване, гагаузы, поляки, кашубы, лужичане, чехи, словаки, русские (Тульская, Воронежская, Пензенская, Саратовская, Самарская, Костромская, Нижегородская, Рязанская, Курская, Орловская, на Дону), казаки-некрасовцы, белорусы, украинцы (Черниговская, Киевская, Екатеринославская, Полтавская, Волынь и др.), хетты, армяне, урумы, датчане, шведы, норвежцы, исландцы, эстонцы, ливы, литовцы, латыши, пруссы (вероятно), дархаты, (ненцы, СЗ Гренландия).

Южная Европа. Латиняне: Allen 1899 [Большая Медведица – Plastrum, Plaustrum – "Воз"]: 427; Sen. Med. 310-315 [«Медея» Луция Аннея Сенеки (I в.); хор: «Встарь никто не следил за бегом светил / от звезд, что эфир испещряют ночной, / Пользы не знал. Дожденосных тогда / Гиад не умел избегать корабль / И Оленской Козы опасных лучей / И Повозки в краю студеном небес, / За которой бредет старик – Волопас» (пер. С. Ошерова)]; итальянцы [Carro, "Повозка"]: Allen 1899: 427; португальцы [Carreta, "Повозка" у Камоэнша]: Allen 1899: 427; каталонцы [Большая Медведица - Carro; повозку образуют четыре звезды ковша, а три звезды ручки - лошади (Cavalls)]: Amades 1930: 225; испанцы [Carro]: Младенова 2006: 75.

Западная Европа. Французы: Kabakova 1998, № 23 (Gers) [Большая Медведица – колесница Царя Давида]: 36; Krappe 1938 [Большая Медведица – Колесница: Давида, Св. Мартена, Авраама, мальчика-с-пальчика (Poucet), душ и пр.]: 145; Sébillot 1904: 30 (Пуату) [Колесница царя Давида, на которой везут души; Алькор – погонщик], 31 [Верхняя Луара: звезды Б. Медведицы – четырехколесная повозка, волы, погонщик; Алькор – крыса, которая грызет поводья; Мозель (кантон Pays Messin): повозка запряжена тремя лошадьми, погонщик пытается построить их ровно; когда ему это удастся, миру придет конец]; валлоны [в созвездии Большой Медведицы крестьяне видят повозку на четырех колесах (четыре звезды ковша), трех лошадей (звезды ручки ковша) и возничего Pôcé – маленькая звездочка над второй звездой]: Paris 1875: 1; бретонцы [«Косая телега», т.к. у нее колеса разного размера; ее тащут три лошади, Алькор – погонщик]: Sébillot 1904: 31; англо-саксы, 10 в. [«непросвещенные люди называют это созвездие "Повозкой Карла" (Carles-wæn)»]: Allen 1899: 420; англичане [Charles wain]: Grimm 1882: 151; Werner 1912 ["мне только раз удалось обнаружить, что информант выделяет Большую Медведицу, да и то не наше созвездие целиком, а три звезды ε, ζ и η, известные у нас как "кони колесницы Карла"]: 195; ирландцы ["Повозка царя Давида"]: Allen 1899: 426; готы ["Повозка Карла"]: Allen 1899: 428; немцы: Allen 1899 ["Повозка", "Небесная повозка", повозка, на которой пророк Илья вознесся на небо; до принятия христианства "Повозка Вотана"; Irmines Wagen у саксов]: 428; Потанин 1899 [Heerwagen, Herrenwagen, Wodenswagen ("Колесница Вотана")]: 153; швейцарцы [Herrawaga]: Потанин 1899: 153.

Передняя Азия. Шумер, Вавилония: Аникин 1990 [шумерск. MUL. MAR. GID. DA, аккадск. eriq(q)u ("телега, повозка")]: 22; Куртик 2007: 239-249 [Лиса – "Звезда, которая на дышле Повозки стоит" (g Большой Медведицы, Алькор); связано с Эррой, богом войны, анархии, голода и чумы, отождествляемым иногда с Нергалом; связь с Эррой объясняется, по-видимому, негативным отношением к лисе в Месопотамии], 295-301 [MAR.GID.DA – "Повозка", "Великая повозка", созвездие Большой Медведицы, одно из самых почитаемых астральных божеств Древней Месопотамии]; Ossendrijver 2016 [Большая Медведица – «повозка», «небесная повозка»]: 7.

Китай. Древний Китай: Сыма Цянь 2004(1986): гл. 27 [Бэй-доу - "Северный ковш"; созвездие Доу ("ковш") это колесница {небесного} императора, она движется в центре и управляет четырьмя сторонами {небес}; Фу-син (Алькор) - "помощник"; если отдаляется и уменьшается, то управители и подданные отдаляются друг от друга и слабеют]: 115-116, 261-262 (комм.), 268 [(комм.); ср. также созвездие "Чжень" ("Колесница") - β, γ, δ, ε Ворона]; (ср. Harva 1933, kuva 22 [древнекитайское изображение {видимо, ханьского времени} 7 звезд ковша Большой Медведицы (ковш слева, рукоятка справа); внутри ковша на платформе сидящая фигура в профиль; под платформой свернувшаяся в четыре кольцо (наподобие четырех колес) змея; справа на отдельном панно конь, тянущий двухколесную колесницу (справа от коня)]: 133).

Балканы. Древняя Греция: Allen 1899 [в описании щита Ахилла Гомер называет Большую Медведицу "Колесницей"; то же в 5-ой книге "Одиссеи"]: 426; Гигин 1997, кн.II.2 [из семи звезд Большой Медведицы первые две принимались за быков, оставшиеся пять представляли изображение воза]: 35; Hom. Il. XVIII. 485-489 [на щите Ахиллеса Гефест «Изобразил и созвездья, какими венчается небо; / Видимы были Плеяды, Гиады и мощь Ориона, / Также Медведица, – та, что еще называют Повозкой; / Ходит по небу она и украдкой следит Ориона, / И лишь одна непричастна к купанью в волнах Океана» (пер. В.В. Вересаева)]; Hom. Od. V. 272-277 [об Одиссее: «Зорко Плеяд наблюдал он и поздний заход Волопаса, / Также Медведицу – ту, что еще называют Повозкой. / Ходит по небу она, и украдкой следит Ориона, / И лишь одна непричастна к купанью в волнах Океана. / С нею Калипсо, свет меж богинь, Одиссею велела / Путь соглашать свой, ее оставляя по левую руку» (пер. В.В. Вересаева)]; [в Hom. Il. XVIII. 487 и Od. V. 273 используются термины ἄρκτος ‘медведь, медведица’ и ἄμαξα ‘четырехколесная повозка, телега’ (отличная от боевой колесницы, имевшей два колеса и называвшейся ἅρμα)]; [«Явления» Арата Солийского (ок. 315 – ок. 240 г. до н.э.): «Вокруг две Медведицы рядом / Связно с осью бегут, за что и прозвали их “Возы”. / Головы держат они неизменно у чресел друг друга, / Плечи одной с плечами другой расположены вровень, / В стороны смотрят, однако, противные. Ежели верить, / С Крита они вознеслись по веленью великого Зевса / В небо, в награду за то, что оного – в бытность младенцем / Подле отрогов идейских на благоухающей Дикте / Скрыли в пещере и там в течение года питали; / А между тем отвлекали Куреты диктейские Крона. / Их различая, одну Киносурой наименовали, / Гелика – имя другой. По Гелике мужи ахейцы / В море открытом судов, направление определяют, / А финикийцы простор бороздят, Киносуре вверяясь. / Верно, что Гелики ясной легко угадать очертанья: / Полностью зрима она тотчас с наступлением ночи; / Но Киносура, хотя и мала, удобнее кормчим, / Ибо по меньшему кругу она совершает вращенье: / Именно с ней безошибочный путь сверяют сидонцы. / Между Медведицами подобно потоку речному, / Вьется – великое диво! – Дракон» (пер. А.А. Россиуса)]: Arat. Phaen. 26-46; [«Гелике мчится вослед, как будто ее погоняя, / Арктофилак – у людей именуется он Волопасом, / Ибо, как кажется им, он правит Медведицей-Возом» (пер. А.А. Россиуса)]: Arat. Phaen. 91-93; [«Астрономия», приписываемая Гаю Юлию Гигину, жившему на рубеж эр: «Большая же Медведица, по мнению многих, имеет сходство с возом, поэтому греки и назвали ее Hamaxa. Основанием этого предания было следующее: первые наблюдатели неба, установившие число звезд в каждом созвездии, назвали ее не Медведицей, но Возом, потому что из семи звезд две, казавшиеся одинаковыми и наиболее близко расположенными, принимались за быков, оставшиеся же пять представляли изображение воза. Поэтому ближайшее к нему созвездие они постановили назвать Волопасом, о котором мы подробно расскажем далее» (пер. А.И. Рубана)]: Hyg. Astr. II. 2. 2; венгры: Andree 1878 ["Повозка"]: 104; László 1975 [Göncölszekér ("телега Конрада")]: 391; Erdödi 1968 [«телега Конрада»; Алькор – Kisbéres, «маленький возчик»]: 113; Gładyszowa 1960 [Воз Петра, Воз Иисуса]: 54; Mándoki 1965 [цыганенок (Алькор) вез солому (harl) на Карловом Возе; рассыпал по дороге, образовался Млечный Путь; 128-129: другие сходные записи, согласно которым Большая Медведица – воз, Млечный Путь – рассыпанная с него солома; солому везли либо цыгане, либо Св. Петр; 130: оглобля повозки Св. Петра кривая, ибо когда тот вез солому, напали волки, волы рванули, повозка перевернулась, но волы продолжали бежать и рассыпавшаяся солома образовала Млечный Путь]: 127-130; македонцы [Большая Медведица - Повозка, Кривая Повозка, Большая Повозка; в Старо Нагоричани: повозка с четырьмя колесами, запряженная двумя волами, которых погоняет женщина (Мицар) с ребенком (Алькор)]: Ценев 2004: 83; болгары: Бонов 1976 [юноша отправился с повозкой, запряженной двумя волами, за дровами; в лесу распряг волов, пустил их пастись; медведица съела одного вола; юноша впряг ее в повозку вместо вола (Мицар); она все время дергалась в сторону – возможно, потому, что на нее все время лаяла собачонка (Алькор); {источник не ясен; в Ковачев 1914: 24 то же, но собака только упоминается, не говорится, что она лаяла на медведя}]: 22-24; Попов 2003 (Ново Село, Видинско) [Большая и Малая Медведицы были две повозки, ехавшие в разные стороны; там, где встретились, остановились навеки]: 271; Раковски 1859 [А звёзды крестьяне и пастухи овец знают следующие. Яркая звезда, которая вечером с востока и как бы движется на запад, называется Вечьрна (по-турецки кьрванъ къранъ). Она греет до глубокого вечера и после не видна. После неё восходит вечером звезда, называемая Мома (Девушка) или Дева, которая есть на юге. Третья, четверозвездие или крест, которая также к вечеру восходит и является к югу. Другие три звезды, которых звут Колязи – Спроводници, восходят с Востока. После тех идёт Кокошка, или Кловачка (Курица, или Наседка), это семь звёзд. После не идёт так называемая Ралица (верхняя часть сохи). Это шесть звёзд и они имеют вид ралицы. После неё идёт звезда, зовомая Свинар (Свинопас), окружённая многими мелкими звёздами. После них есть Зорница, или Денница, что истекает на заре. Кроме тех, есть созвездие на Севере, которое называют Кола (Воз); 4 звезды считаются возом, 2 звезды – двумя волами; вторая звезда, которая немного в сторону на юг, – человек, а на вторую поменьше, которая близко к волу, как будто придерживается им, [с. 21]говорится, что это волк. За воз говорят, что он возвращается на одно и то же место вечером. Второе созвездие, которое восходит прямо над головой человека из Трёх звёзд, называется Свредил (сверло), из-за того, что имеет схожесть со сверлом. Другая звезда красноватая, которая восходит с северо-востока, зовётся Попова Звезда. Когда она восходит, овчары уже едят скоромное в вечер с пятницы на субботу. Плева (Мякина) зовут то воздушное явление, которое простирается через небо (Млечный Путь) и приговаривают, что у одного христианина закончилась мякина, и тот не стал ходить её искать, а украл корзину мякины у своего крестника, и пока её нёс, она просыпалась, а потом для обличения его, что он согрешил, мякина была записана на небе, Про Зорницу говорят эти крестьяне-звездочёты, что её долго нет, а когда восходит перед зарёй, сияет, пока светит месяц]: 20-22; болгары, сербы, словенцы [Большая и Малая Медведицы - "Большая повозка (телега)" и "Малая повозка"]: Младенова 2006: 72-73; словенцы: Matičetov 1973 [«Повозка Св. Мартина»]: 88; Valjavec 1867 [Вараждин: «Это повозка, которую можно видеть на небе, повозка Илии (Ilijina kola); осталась на небе, когда святой Илия со своими конями взошел на небо»; Неделянци: Kolna zviezda (Повозочная звезда) каждое утро идёт в Драву напиться воды]: 221; сербы [четыре звезды ковша – повозка, перед ними два вола, человек и волк]: Jанковић 1951: 144; словенцы: Kropej 2012: 121 [в далматинской Словении Большая Медведица – «плуг» (Kulla na nebi), в SlomšekNebeški voz, в StritarVoz na nebu, «Ильины колеса» (Ilijina kola), в Bojini – «Повозка Св. Ильи», в Pivka – «Повозка Св. Мартина», в Žiri – Воловий воз, но чаще Большой воз], 122 [Св. Мартин вез из лесу дрова; волк выскочил, проглотил вола, сломал оглоблю, поэтому ручка ковка Большой Медведицы теперь кривая; Св. Мартин запряг волка вместо съеденного вола; но волк все время тянет повозку к лесу, а вол – из лесу (Potepan 1872: 259–260)]; Matičetov 1972: 53-54 [Большая Медведица – "повозка", Малая Медведица – "малая повозка"], 66 [первая и вторая звезды ручки ковша – впряженные в повозку вол и волк], 71 [=Kropej 2012: 122]; болгары, румыны, венгры [Большая Медведица – это та повозка, на которой вор украл солому, образовавшую Млечный Путь]: Младенова 2006: 77; румыны: Младенова 2006: 74 ["большая повозка", "повозка с четырьмя волами" и "малая", "с двумя волами"], 158 [Большая Медведица и Млечный Путь – "телега с соломой"]; Volpati 1933b [Большая и Малая Медведицы – две повозки, на которых Траян повез по Млечному Пути в рим взятых в плен даков]: 38; молдаване [Карул Маре ‘Большая Медведица’, Карул Мик ‘Малая Медведица’ (кар ‘воз; колесница’, маре ‘большой; великий’, мик ‘маленький; слабый (о звуках); младший’)]: Борщ и др. 1961: 277; албанцы ["большая повозка" и "малая повозка"]: Младенова 2006: 75; болгары, хорваты, словенцы, румыны [три звезды ручки ковша - дышло]: Младенова 2006: 76; гагаузы [арба]: Мошков 1901: 55.

Средняя Европа. Поляки: Allen 1899 ["Небесный воз"; три звезды ручки ковша – три лошади цугом]: 428; Gładyszowa 1960: 51 [ковш – повозка, три звезды ручки – дышло], 57 [(Верхняя) Силезия: Алькор и Мицар – «маленький возничий над дышлом»); центральная Польша: «видно трех коней Возничего и воз», что предполагает представление о возничем-Алькоре; далее перенос названия Furman (характерно для западной и юго-западной Польши) на все созвездие Большой Медведицы], 58 (западная и юго-западная Польша) [возница Люцифер ехал в ад, сломал дышло и не может ехать дальше]; Niebrzegowska 1999 [Большая Медведица – "большой воз с кривым дышлом", "карета", "карета с дышлом", "воз с дышлом"; 1) парень вез в Роджество евреев, приехал в ад, Бог перенес их на небо; 2) Михаил архангел сбросил повозку Антихриста (Люцифера) с неба, сломав ей дышло]: 147-148; кашубы: Gładyszowa 1960 [Алькор и Мицар – «возничий на дышле»)]: 57; Gulgowski 1910 [Большая Медведица – «повозка» (vŭz) с дышлом, на котором возничий (fŭrmŭn)]: 24-25; лужичане: Gładyszowa 1960: 51 [«у возницы три лошади и четыре колеса»], 57 [Алькор – «возница»]; поляки, словаки [Большая и Малая Медведицы - "Большая повозка (телега)" и "Малая повозка"]: Младенова 2006: 72-73; словаки [Большая Медведица - "воз"; vypučki - furman из Германии]: Ivašina 2008: 28; чехи: Andree 1878 ["Воз"]: 104; Gładyszowa 1960 [Алькор – «возница» рядом с «дышлом» (Мицар)]: 57; русские (Тульская, Чернский у.) [Созвездие Большой Медведицы называется колесницей царя Давида. На этой колеснице души умерших праведных, после поклонения Богу и Его Святому престолу со ангелами, отвозятся в рай, а он находится на Сионской горе в Старом Иерусалиме, во дворце царя Давида. Там блаженствует очень много праведных душ, так много, как мух, что бывает иногда летом в наших избах. Созвездие Ориона называют "осиянием". Созвездие Плеяды называют виссажарами. Виссажары явились на небе с того времени, как замучили сорок братьев за Христову веру. (Протасово). Виссажары или стожары - это канун Божией Матери (Ползиково)]: Колчин 1899: 9; русские (Воронежская обл.) [Большая Медведица – ЦЫГАНСКАЯ ТЕЛЕГА]: Тюрина 1972: 53 (со ссылкой на дисс. Р.В. Херольянц); русские (Пензенская) [Воз, Колесница, Колымага, Зозлацкая телега, Немецкий фур]: Бондалетов 1983: 204; казаки-некрасовцы [Арба]: Сердюкова 2005: 26; белорусы: Avilin 2015: 218 (зап. 2007) [Большая Медведица – колесница Ильи-пророка], 220 (зап. 1998) [Илья ехал на тройке, кони понесли, стали звездами, один за одним; а четыре звезды – четыре колеса, как воз], карта 8 [«воз» и т.п. – «коляска», «конь с возом» и пр.; в основном юг, запад и северо-запад Белоруссии]; Вайшкунас 2004 [основным названием Большой Медведицы в области белорусско-литовского пограничья является общеевропейское 'Воз']: 173; Каспяровiч 1927 (Селец/Сялец Чашникского р-на Витебской обл.) [Большая Медведица Iльлёў воз (Ильин Воз)]: 145; Пяткевіч 2004 [Большая Медведица – Воз, Вазок, Карэц (ковш), ориентирует на сезоны года; Орион – Касар (косарь), в округе села Холмеч – Матавіла (мотовило), и Плеяды – Рэшата (решето), служат для определения времени ночью]: 282; Сержпутоўскі 1998, № 26 (Мозоли, Слуцкий у. Минской губ.) [На севере всегда стоит Воз, в который запряжены медведи. На этом Возе будет перед концом света ездить Антихрист и сманивать правдивых людей, чтобы они забыли Бога]: 31; русские: Никонов 1973 [Большая Медведица – "телега"]: 375; Потанин 1919a (Тульская) [Большая Медведица – Колесница царя Давида, на ней души праведных отвозятся в рай]: 84; Рут 1987 [названия, связанные с повозкой, в Костромской, Нижегородской, Рязанской, Курской, Орловской, на Дону, вообще на юге России]: 17; украинцы: Манжура 1890 (Александровский и Новомосковский у. Екатеринославской губ.)  [Звёзд на небе несчитано, а зорь – две: рассветная да вечерняя: они стали уже как Христос родился...  Дорога (Млечный Путь) ведёт в Иерусалим и на Крым: как бегали от господ, то по ней и шли. По Дороге, именно в Розсохах {Разветвлении}, есть Криница {колодец} – четыре звезды, а от неё пошла Девка с ведрами  – три звезды. Ещё есть Воз – четверо колёс да трое коней цугом. Между крайним передним и вторым конем есть маленькая звёздочка Вудила {удила}: когда они переедяться, тогда и конец веку. Воз, как восходит среди лета то конями стоит вверх, а к рассвету конями поворачивается вниз. Борона – в одном обороте три звезды, а во втором четыре, и дышельце к ней из трёх звезд. Ещё есть: Чепиги, Квочка (Стожары)]: 148; Потанин 1899 [1) (Афанасьев); Большая Медведица – "Воз"; четыре звезды ковша – колеса повозки; две звезды ручки – два вола, третья – погонщик; небольшая звезда – собака; она силится перегрызть упряжь и через это нарушить весь строй мироздания, но перед концом света захочет пить, побежит к воде, в это время ремни вновь срастаются; 2) (Гринченко 1895, Черниговская губ.); около Воза есть маленькая звезда Собачка, которая стремится добраться до одной из звезд хвоста созвездия; когда доберется и перегрызет что-то, будет Страшный Суд]: 414; Савченко 1906 (Киевская) [Созвездие Большой Медведицы называют «возом»; это воз, на котором пророк Илия поехал на небо и которым он ездит по голубому небу во время грозы; стук колес этого воза и производит гром]: 105; Святский 1961 [Черниговская: лошади небесного Воза выскочили из упряжки, разбежались в разные стороны; "в других местах Украины": Воз – четверо колес и трое запряженных коней; меж крайним передним и другим – уздечка (Алькор); когда они "перейидьяться", наступит конец света; Екатеринославская: "Слепыш (из семейства кротообразных"; Алькор) грызет уздечку у коня; когда перегрызет, свету конец"; Волынь: Алькор – полевая мышь, которая хочет перекусить постромки около Воза, но не может с ним справиться и время от времени бежит к воде пить; пока пьет, постромки делаются опять толстыми; когда мышь перекусит постромки, будет конец мира]: 113; Rulikowski 1853 (Васильковский у. Киевской губ.) [Большая Медведица – Возок с лошадьми]: 174; украинцы: Костянтин Рахно, личн. сообщ 2007 (Полтавская) ["моя бабушка (родом из села Свиридовка Лохвицкого района Полтавской обл.) из созвездий знает Чумацький Шлях (Млечный Путь), Вiз (Большую Медведицу), Дiвка воду несе – три зiрки подряд" {очевидно, Пояс Ориона}]; Карпенко 1992 [на звездной карте 1699 г. И.Ф. Копиэвского Малая Медведица именуется "Меньший Воз"]: 190; Чубинский 1872 (Подольская губ., Литинский уезд) [созвездия имеют следующие названия: "воз {Большая Медведица}, квочка {Плеяды}, чепига {Пояс Ориона}, косари {Пояс Ориона}, девка воду несет {Пояс Ориона}, пасека {Плеяды}, крест {Лебедь?}, утренняя и вечерняя зорницы" {?}]: 14.

Кавказ – Малая Азия. Хетты [Небесный Возница на своей звездной колеснице (Большая Медведица) приехал и сочетался с Землей; Земля родила близнецов]: Иванов 1977: 123-124, 284 (прим.); армяне: Abeghyan 2012: 566 [sayl – «телега»; когда используется как астеризм, говорится, что в ней семь звезд, т.е. явно обозначает Большую Медведицу; Anania Širakaci (VII в. н.э.) употребляет выражение «другой Sayl», что предполагает Малую Медведицу], 769 [Sayl – «повозка», Большая Медведица]; урумы (Донецкая обл.) [Чобан араба ‘Большая Медведица’ (араба ‘воз, арба’; чобан ‘чабан, пастух; отара’)]: Гаркавець 2000: 586.

Балтоскандия. Эдда [прямо Большая Медведица не называется, но есть кеннинги для Одина «vagna verr» («господин повозки»), «valdr vagnbrautar» («правитель дороги для повозки», т.е. неба) и «vagna grimnir» и «vagna Rôgnir» («повозка Гримнира», «повозка Рогнира» т.е. того же Одина)]: Cleasby, Vígfusson 1957 в Viking Age Star.. ; датчане, шведы, исландцы [Stori Vagn, Karls Vagn, "Большая повозка", "Повозка Карла"]: Allen 1899: 427; шведы [karlwagn]: Grimm 1882-1883(1): 151; датчане [karlswogn]: Grimm 1882-1883(1): 151; норвежцы (Вестеролен) [Karls-vognen]: Viggo Karlsen, рыбак, Лангенес, личн. сообщ., 12.08.2010; (ср. фризы [Древнефризское wein, wain ‘телега, повозка’; во фризских народных воззрениях gouden wein ‘Божья повозка’ – Большая Медведица; Средненидерландское Woenswagen ‘Телега Вотана’]: Wirth 1933: 181; {Ura Linda Chronik – подделка 19 в., но фризское название Большой Медведицы, вполне вероятно, соответствует истине}); голландцы [рукопись конца 1470-х: Woenswaghen, Woonswaghen]: Grimm 1882-1882(1): 151; (ср. финны [Odins Vagn - возможный источник финнского Otawa - названия Большой Медведицы; {более вероятно - "верша для лосося"}]: Kuperjanov 2010: 55, =2014: 165); ливы: Loorits 1926 [Большая Медведица ("повозка"): ангел ехал на повозке и разбил колеса о Полярную звезду]: 81; 2000(4) [(информант жил на Саарема); человек решил поехать на небо на телеге, запряженной двумя лошадьми; отошел по нужде; в это время волк съел целиком одну лошадь и оказался сам в сбруе; человек поехал дальше на телеге, запряженной лошадью и волком; волк меньше и слабее; Бог превратил их в созвездие Большой Медведицы]: 153; эстонцы (Выру) [Большая Медведица – "Повозка Пеедо"; волкам заповедано нападать на волов в ярме; Пееду вел повозку, в нее запряжены волы; на одного напал волк; П. запряг его вместе с волом, это Алькор при Мицаре; волк тянет в лес, поэтому ручка ковша изогнута]: Hurt ("Eesti astronoomia") в Prüller 1961: 294, в Kuperjanov 2012: 111; эстонцы [Большая и Малая Медведицы – Suur ja Väike Venker ("большая и малая повозки"]: Kuperjanov 2003: 133-135; латыши [Lielie Greizie Rati, "Большая кривая повозка"]: Аникин 1990: 22; Vaiškūnas 1999 ["повозка"]: 167; литовцы: Кербелите 2001 [Большая МедведицаПовозка Григаса; повозка девы либо Св. Илья зацепилась за угол – появилась Повозка Григаса]: 64-65; Мицкевич 1955, кн.8 [Повыше в небесах Давида колесница / Готова, кажется, тот час же в путь пуститься, / Но с места тронуться не может, вот обида! / А говорят, она возила не Давида, / Возила ангелов и даже Люцифера, / Но переполнилась его дерзанью мера, / Когда посмел восстать на божии чертоги. / Сбил Михаил его, и нету ей дороги! / Валяться среди звезд обречена до срока, / пока не снимет бог сурового зарока]: 434; пруссы [короткие выписки из немецких источников 17-19 вв.; Düneke («сёдла»), Pudinke (один из вариантов этимологии – «короткий человечек») для обозначения Алькора]: Авiлiн 2015: 76.

Южная Сибирь - Монголия. Дархаты: Неклюдов и др. 2010 [созвездие Большая Медведица называется у дархатов "телега" монг. тэрэг. Информант Мунхцецег, ж., 1964 г.р., мать - дархатка. Записано в Чойбаласане, Восточная Монголия]; Козьмин 2008 [Большая Медведица – Тэргэл од («Телега-звезда»); {это материал из большого русско-монгольского словаря; в нем нет указания на дархатов, но поскольку во всех других многочисленных записях Большая Медведица у монголов – семеро мужчин и т.п., принадлежность космонима только дархатам вероятна}]: 17.

(Ср. Западная Сибирь. Ненцы (Большеземельская тундра) [ковш Большой Медведицы - оленья упряжка; крайняя звезда ручки - женщина, вторая (Мицар) - мужчина, Алькор - груз, ближайшая к ковшу звезда ручки - часть упряжки]: Талеев Николай Александрович, шаман, 1969 г.р., личн. сообщ. 22.09.2011).

(Ср. Арктика. СЗ Гренландия [Большая Медведица – "сани Kale (имя персонажа; сюжет не сохранился)]: Le Mouël 1978: 33).