Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B48C. Артефакты в щучьей голое. .31.35.36.

В голове щуки есть (видны) инструменты, которыми пользуются люди.

Латыши, карелы, восточные ханты, сымские эвенки.

Балтоскандия. Латыши [создав рыб, Бог назначил каждой, чем ей питаться, а про щуку забыл; она проглотила рыбака; чтобы более такого не делала, Бог поместил ей в голову рыбацкую снасть: верша (Setznetz) стала пастью, колющие части (Stechgerät) зубами, крючок – жабрами (Kiemenhaare); что в пасть попало, оттуда не вырвется, что в жабры – приклеется (was die Stecher fassen, sitzt fest, was die Kiemen erreichen, haftet)]: Dähnhardt 1910: 491.

Балтоскандия. Карелы [раньше щука гоняла людей и головой пробивала их тело; верхняя челюсть щуки загнута вверх, это она гонялась за человеком и врезалась в скалу; на голове щуки лопарь с ружьем, а также инструменты, лодки, ножи, плужный лемех, мотыга, топор; верхняя челюсть и язык шершавые как рука мачехи]: Pentikäinen 1978: 298.

Западная Сибирь. Восточные ханты (р. Тромъеган)) [щука ползала как змея по земле, все пожирала; Посты-янг ики бросил ее в воду; семь костей у нее в голове – проглоченные ею вещи, люди и звери]: Головнев 1995: 567.

Восточная Сибирь. Сымские эвенки (р. Кеть) [щука держала оленей, жила в деревне; напали враги, она бросилась в воду, спрятав имущество в голове; стрелы врагов попали в спину, стали многочисленными костями; кости в голове похожи на оленье копыто, пальмý, борону и крест; поэтому щучью голову нельзя есть]: Лукина 2004, № 3.12: 72.