Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B112. Дятел помогает и награжден. .35.-.37.

Персонаж обманом увозит в лодке имущество. Дятел незаметно дырявит лодку и, пока вора нет, чинит ее и привозит назад украденное. Пострадавший украшает дятла (цвет перьев и т.п.).

Ненцы (европейские?), туруханские эвенки, иркутские эвенки, негидальцы.

Западная Сибирь. Ненцы {видимо, европейские ненцы: муж Терещенко ­– ненец из села Тельвисочное} [старик и старуха Росомахи готовятся переправиться на другой берег; старик сделал лодку, устал, заснул; Лиса предложила старухе переправить имущество, уплыла вместе с ним; Дятел обещал помочь, попросил Лису подвезти его, проделал в днище отверстие; пока Лиса искала смолу, заткнул его прутиком, уплыл назад к старухе; та сшила ему красивую одежду из замши (расцветка дятла), а старик выковал крепкий клюв]: Терещенко 1949: 135-138.

Восточная Сибирь. Туруханские эвенки (Оскоба, верховья Подкаменной Тунгуски, зап. в 1924 г.) [бабушка Росомаха ждет своего старика; Лиса предлагает перевезти все ее имущество через реку, увозит его; узнав об этом, Дятел просит Лису взять его в лодку, делает дыру, велит вытаскивать имущество на берег; Лиса уходит за смолой чинить лодку; Дятел затыкает дыру палочкой, привозит имущество Росомахе; та сделала Дятлу красивую шапку и обувь, старик сковал крепкий клюв]: Ошаров 1936a: 36-36 (перепеч. в Воскобойников, Меновщиков 1951: 167-169); эвенки (Иркутская область) [Лиса предлагает быть у стариков дочерью; старик дает ей пасти корову, она ее загрызла; старик кричит жене, Держи Лису!; та плохо слышит, Лиса говорит, что старик велел дать ей сумку с салом; садится в лодку, уплывает с сумкой; Дятел обещает догнать Лису; просит ее переправить его через реку, продырявливает лодку; Лиса посылает его за смолой, он приносит сучки; идет сама, Дятел смолит лодку, уплывает, возвращает старикам имущество; старик сковал ему клюв, старуха сшила красную шапочку; он сел на сучок, распорол себе живот, старуха его зашила, он остался красным]: Воскобойников 1960a, № 2: 41-42.

Амур - Сахалин. Негидальцы [в оморочке подплывает Дан-дриттип, спрашивает девушку, по серебряной или земляной тропинке подняться; серебряную или простую трубку курить; девушка: по любой, любую; он поднялся по земляной, закурил простую трубку; взяв девушку в жены, грузит ее приданое, а серебряную доску для рукоделья под нары бросает; спрашивает: где же доска; девушка за ней возвращается, а Д. уплывает со всем имуществом; девушка плачет; Д. встретил дятла, тот (незаметно) пробил его оморочку; Д. приносит смолы; дятел хорошую прячет, плохую показывает, посылает Д. за хорошей; починил оморочку, приплыл к девушке, вернув ей имущество; она благодарит – в когти иголку, на маковку красного шелку]: Цинциус 1982, № 27: 143-144.