Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B112. Возвративший похищенное украшен. .35.-.37.

Персонаж вызывается помочь исполнить работу (обычно перевезти через реку имущество или провизию) и уносит, увозит то, что ему доверили. Lятел bkb синица возвращает похищенное. Владелец имущества раскрашивает или одевает птицу, отсюда цвет ее оперения

Ненцы (европейские) [дятел], туруханские эвенки [дятел], иркутские эвенки [дятел], негидальцы [дятел], нанайцы [синица].

Западная Сибирь. Ненцы {видимо, европейские ненцы: муж Терещенко ­– ненец из села Тельвисочное} [старик и старуха Росомахи готовятся переправиться на другой берег; старик сделал лодку, устал, заснул; Лиса предложила старухе переправить имущество, уплыла вместе с ним; Дятел обещал помочь, попросил Лису подвезти его, проделал в днище отверстие; пока Лиса искала смолу, заткнул его прутиком, уплыл назад к старухе; та сшила ему красивую одежду из замши (расцветка дятла), а старик выковал крепкий клюв]: Терещенко 1949: 135-138.

Восточная Сибирь. Туруханские эвенки (Оскоба, верховья Подкаменной Тунгуски, зап. в 1924 г.) [бабушка Росомаха ждет своего старика; Лиса предлагает перевезти все ее имущество через реку, увозит его; узнав об этом, Дятел просит Лису взять его в лодку, делает дыру, велит вытаскивать имущество на берег; Лиса уходит за смолой чинить лодку; Дятел затыкает дыру палочкой, привозит имущество Росомахе; та сделала Дятлу красивую шапку и обувь, старик сковал крепкий клюв]: Ошаров 1936a: 36-36 (перепеч. в Воскобойников, Меновщиков 1951: 167-169); эвенки (Иркутская область) [Лиса предлагает быть у стариков дочерью; старик дает ей пасти корову, она ее загрызла; старик кричит жене, Держи Лису!; та плохо слышит, Лиса говорит, что старик велел дать ей сумку с салом; садится в лодку, уплывает с сумкой; Дятел обещает догнать Лису; просит ее переправить его через реку, продырявливает лодку; Лиса посылает его за смолой, он приносит сучки; идет сама, Дятел смолит лодку, уплывает, возвращает старикам имущество; старик сковал ему клюв, старуха сшила красную шапочку; он сел на сучок, распорол себе живот, старуха его зашила, он остался красным]: Воскобойников 1960a, № 2: 41-42.

Амур - Сахалин. Негидальцы [в оморочке подплывает Дан-дриттип, спрашивает девушку, по серебряной или земляной тропинке подняться; серебряную или простую трубку курить; девушка: по любой, любую; он поднялся по земляной, закурил простую трубку; взяв девушку в жены, грузит ее приданое, а серебряную доску для рукоделья под нары бросает; спрашивает: где же доска; девушка за ней возвращается, а Д. уплывает со всем имуществом; девушка плачет; Д. встретил дятла, тот (незаметно) пробил его оморочку; Д. приносит смолы; дятел хорошую прячет, плохую показывает, посылает Д. за хорошей; починил оморочку, приплыл к девушке, вернув ей имущество; она благодарит – в когти иголку, на маковку красного шелку]: Цинциус 1982, № 27: 143-144; нанайцы [пожилая женщина вышла кормить собак, мерзнет; лиса обещает покараулить собак – пусть женщина идет в дом греться, но оставит ей свои халат, шапку и унты; надев их, убежала; ворона предложила вернуть пропажа, улетела и не вернулась; синичка предлагает вернуть пропажу, прилетает в домик на вершине утеса; в доме лисы едят ворону, одна в халате, шапке и унтах; синичка показывает фокусы, лисы смеются; лиса обещает их еще больше рассмешить, если они дадут ей халат, шапку и унты; надев их, улетает, приносит похищенное женщине; та сварила ягоды, накормила синичку, лоб покрасила соком; с тех пор он у синиц ярко-синий]: Медведев 1992: 153-154.