Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B53. Существа и предметы из отрезанных гениталий.

.19.21.23.44.46.48.59.61.62.66.67.70.

Огромные гениталии персонажа отрезаны (обычно разрезаны на части), выброшены, превращаясь в змей или другие существа или предметы.

Меланезия. Горные арапеш [мужчины носили в корзинах свои длинные пенисы; если женщина далеко, пенис ползал к ней под землей; один человек повесил корзину на гнилой сук, она упала; он отрезал свой пенис, тот превратился в угря]: Mead 1940, № 3: 360-361; кукукуку [мужчина жил на горе, пускал свой длинный пенис в женщину, собиравшую на поле батат; ей стало больно, она отрубила конец пенис, тот превратился в угря; мужчина спустился, отрезал женщине груди, бросил в реку, они стали рыбами; неженатые юноши не должны есть этих рыб, могут есть угрей]: Fischer 1968, № 31: 391; тробрианцы [Inuvayla'u, глава клана, совокуплялся с женами младших братьев и племянников по паметри, посылая в них свой длинный пенис, когда те работали на огороде или купались в лагуне; пенис разбивал калебасы, женщины не могли принести воды и стыдились объяснить мужьям, почему; затем сказали, мужчины бросили И. в воду; он вышел, велел матери собрать вещи и уходить; отрубал куски пениса и тестикулы, они превратились в камни (их показывают до сих пор); И. уплыл с матерью; вернувшись в родное селение, И. научил людей песням и танцам; вар.: ему не разрешили вернутьсяел матери собибие могли принести воды и стыдились объяснить мужьям, почему; али на огороде или купались в лагу]: Malinowski 1932: 348-352.

Северо-Восток Индии. Качин (дзинпо)[женские гениталии были длинными, мужья их отрезали, бросили в воду, они стали пиявками; рис был на острове в море; птицы отказались туда лететь, пиявки принесли рис за обещание выполнить любую их просьбу; попросили вернуть их на место; мужчины ответили, что это невозможно; с тех пор пиявки свирепы и ищут напиться крови]: Elwin 1958a, № 11: 316-317.

Южная Азия. Конд (куттиа) [пенис был огромной длины, ползал к женщине как змея; женские гениталии были под стать ему, свисали мешком; жена ударила пенис, он сжался; она отрезала свой орган, бросила в реку, он стал черепахой]: Elwin 1954, № 3: 474; сора (Hill Saora) [вульва была шириной в пядь, клитор толщиной с большой палец ноги, три пальца длины, ночью гениталии уходили и разгуливали сами по себе; Kittung случайно наступил на гулявшую вульву, та вскрикнула; он бросил ее в воду, она стала черепахой, шея и голова – клитор; женщине К. приставил гениталии курицы]: Elwin 1954, № 41: 393; джуанг [вульва не имела отверстия; Mahesur Risi оторвал кусок плоти, бросил в реку, возникла пиявка]: Elwin 1949, № 48: 265.

Средний Запад. Виннебаго [Трикстер посылает свой пенис в дупло достать бурундука; тот отгрызает пенис; отгрызенные части Трикстер бросает в воду, превращая их в дикорастущие съедобные растения (перечислены девять видов луковиц, клубней и пр.)]: Radin 1956, № 38-39: 38-40.

Великие равнины. Омаха, понка [Иктинике гонится за бурундуком, тот прячется в норке; И. сует туда пенис, бурундук откусывает от него куски; они превращаются во всевозможные плоды и съедобные растения]: Dorsey 1890: 551; айова [Суслик дразнит Ищиинки; И. загоняет его в нору, сует в нее свой длинный пенис; Суслик откусывает от него по кусочку, пока пенис не достигает того размера, какой имеет сейчас; И. превращает откусанные куски во все виды ягод и плодов; головку - в желудь]: Skinner 1925, № 34: 494-495; пауни (киткехахки) [у Койотов был длинный пенис, они оборачивали его вокруг пояса; сидя на берегу, пускали в воду; женщины думали, что плывут змеи, бросались бежать; у вождя-Койота пенис был самый длинный; он слышит шорох в земле, обещает убить того, кто скребется, своим пенисом, пускает его в норку; пенис разгрызен на части; Койот бросает по горсти кусков в четыре стороны; куски превращаются в сливовые деревья, виноградные лозы, ягодные кустарники, орехоплодные деревья; из норки появляется насекомое, говорит, что теперь пенисы Койотов будут короткими; эту историю рассказывают детям, чтобы они не ели слишком много плодов и ягод, а оставляли их взрослым]: Dorsey 1906, № 142: 464-465.

Калифорния. Винту [девушка зовет Койота совокупляться; пропадает; Койот ищет ее, находит маленькое насекомое; кладет его себе на пенис; тот зудит и распухает; Койот отрезает его, бросает в реку; пенис превращается в рыбку; Койот позже ловит и ест ее]: Demetracopoulou, Dubois 1932, № 2 [девушка-Вошь; вши плодятся на пенисе Койота; он отрезает кусок за куском, делает новый пенис из соснового сука; ловит лососей, когда жарит, видит, что это куски его пениса], 34-35 [девушка-Блоха; Ворона говорит Койоту, что он ест собственный пенис; его тошнит]: 406-409, 459-461.

Гвиана. Оямпи [Янэйя уходит; беременная жена следует за ним; близнецы из ее утробы указывают ей путь; просят собирать цветы; ее кусает оса; она отказывается собирать, близнецы замолкают; женщина попадает к Ягуарам, Ягуариха съедает ее; близнецы Маямаяли и Ваямакалэ (от мака - обезьяна?) прыгают на дерево; Ягуариха зовет их назад; Голубь на охоте рассказывает о смерти матери; М. и Я. заманивают Ягуаров на мост, создают пираний в реке; В. обрубает лиану раньше времени, двое ягуаров спасаются, остальных съедают пираньи; М. почти оживляет мать, В. обнимает ее раньше времени, она распадается; у моря их отец рубит дерево, щепки превращаются в рыб; отец испытывает сыновей, М. не выдерживает; отец говорит ему, что он сын не его, а Обезьяны; делает попугая из его кожи, обезьян - из плоти; утром отец поднимается на небо; М. делает из дерева женщину; В. появляется снова, вопреки предупреждению занимается любовью с женщиной; та превращается в твердое дерево, его пенис становится длинным, он носит его в корзине; приходит в селение; пока мужчины спят, танцует со всеми женщинами; они уходят в яму, исчезают под землей; в деревне остаются попугай и обезьяна; пока мужчины на охоте, те снимают перья и шкуру, готовят еду; В. выходит из ямы; одна женщина отрубает ему его длинный пенис; кусок остается в вагине; попав в реку, превращается в угря]: Grenand 1982, № 5: 69-72.

Западная Амазония. Юноша совокупляется с лягушкой, которую неосторожно зовет, слыша ее крики; если не иначе: водные обитатели лечат его, отрезая куски пениса и возвращая ему нормальный размер; куски превращаются в анаконд. Напо [лечит Уанкани (выдра?)]: Mercier 1979: 91-93; канело [после полудня на участке младший брат говорит старшему, что хочет женщину; вечером к нему подошла лягушка (ее имя, видимо, Piripiri); младший совокупился с ней, она ускакала, вытягивая за собой его пенис; старший ушел за помощью; в это время пришла Большая Выдра (yacu puma, "речной ягуар"); отрезала от пениса лишнее, куски в корзину, разбросала по рекам; из кусков возникли анаконды amarun]: Whitten 1985: 66-67; шуар: Pelizzaro 1993 [лечат ламантины]: 164-165; Rueda 1987, № 45 [слыша голос лягушки, юноша хочет, чтобы та стала женщиной и сошлась с ним; встречает девушку, сходится с ней, его пенис становится длинным; он принимает наркотик, выдит плывущих в лодках водных людей Wankánim; они его вылечили, отрезали от пениса лишнее; куски бросил в воду, они превратились в анаконд; вопреки предупреждению, юноша приплывает ловить рыбу в эти места, анаконда его проглатывает], 45a [как в (45)]: 198-199, 200-201.

СЗ Амазония. Десана [младший сын Солнца спит с женой старшего; тот убивает брата; отрезает ему пенис, бросает в реку, он превращается в рыбу униу (пенис); Солнце оживляет сына; мастурбирует в лесу; свидетелем является гриб абэ (пенис)-йеру (месяц/солнце); Солнце делает из него новый пенис для сына; сын вскоре опять умирает; новый пенис тоже выброшен в реку, превращается в рыбку другого вида]: Reichel-Dolmatoff 1968, № 12: 204; 1971: 261-262.

Монтанья. Шипибо [человек встречает в лесу красавицу; это Лягушка; она предупреждает его не совокупляться с ней, он не слушает; его пенис становится длинным, он оборачивает его вокруг шеи; от стыба хочет, чтоб его съел ягуар; сыпруги-Выдры приглашают его к себе; Выдра-мужчина смазывает его пенис лекарством, рубит на части, превращающиеся в различных рыб и в анаконду; дает человеку рыбу, велит не рассказывать дома, что было; тот соблюдает запрет]: Roe 1990, № 2: 150-155; амауака [первый человек носит пенис, обмотав вокруг шеи; посылает его ползать к женщинам; после его смерти пенис разрублен, брошен к реку; из кусков возникают сомы; благодаря им рыба плодится]: Huxley, Capa 1964: 92.

Боливия - Гуапоре. Такана [кто-то крадет с поля хлопок; человек подстерегает двух женщин; это сестры Луна и Утренняя Звезда; Луна советует взять сестру, но он хочет Луну; после совокупления его пенис вырастает, он носит его в корзине; ночью пенис ползает к женщинам; отец одной девушки отрубает его, когда тот проникает в дыру в стене; отрезанная часть превращается в амфисбену, живет в термитнике; вар.2: Луна просит перед совокуплением положить пенис в корзину; оттуда он ползет к ней; вар.3: пенис ползет до неба, там совокупляется с Луной; человек отрезает его себе, умирает; вар.4: каждая девушка и женщина, к которой приползает пенис, отрезает кусок; куски превращаются в змей; вар.5: сперва человек, затем его жена отрубают от пениса куски; из них получается множество змей]: Hissink, Hahn 1961, № 38: 81-83.

Восточная Бразилия. Каяпо [теща жалуется, что зять ленив; тот ночью вытягивает жене клитор, он становится длинным как дом; теща ведет дочь на реку, отрубает клитор, он превращается в анаконду; дочь выздоравливает]: Wilbert 1978, № 97: 255-256.