Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B117. Собачьи права, ATU 200. .14.-.17.27.-.29.31.

Выданный собакам документ утерян по вине кошки (проглочен кошкой, изгрызли мыши). С тех пор собаки и кошки, кошки и мыши враждуют.

Берберы Марокко, каталонцы, итальянцы, немцы, фламандцы, французы (Прованс), валлоны, палестинцы, греки, венгры, румыны, словенцы, лужичане, поляки, русские (Воронежская обл., Карельская АССР), украинцы (Закарпатье, Гуцульщина, Подолия, Тернопольщина, Черниговская), белорусы, турки, литовцы, латыши, эстонцы, сету, финны, шведы.

{Uther, ссылаясь на Kecskeméti, Paunonen 1974, упоминает ливов; в Kecskeméti, Paunonen 1974 номер 200 отсутствует; также мотив отсутствует в индийском указателе Bødker 1957;  Uther 2004 ссылается на № 34, но ни там, ни под другими номерами в Bødker 1957 мотива нет; Liungman 1961: 27 указывает, что сюжет есть у Бабрия – его там нет}.

Северная Африка. Берберы Марокко: Laoust 1949-1950, № 100: 165-167 в El-Shamy 2004, № 200: 74.

Южная Европа. Каталонцы [=Camarena, Chevalier 1997, № 200: 326-327; кошки с собаками достигли соглашения, закрепив его на бумаге: собаки будут есть кости, а кошки – колючки; собаки начинают нарушать соглашение; кошки достают свою копию, но мыши ее погрызли и теперь там написано, что «собаки должны есть кости и колючки»; с тех пор кошки и собаки враждуют]: Oriol, Pujol 2008, № 200: 51-52; (ср. № 200A [собаки пишут петицию, возражая против того, как с ними обходятся люди; документ привязали к хвосту одной из собак, чтобы все другие его подписали; посланного все нет; другие собаки начинают искать, поэтому обнюхивают друг друга]: 52; этот же вариант в Португалии и Галисии); итальянцы: Uther 2004(1), № 200: 126.

Западная Европа. Французы (1 запись в Провансе): Delarue, Tenèze 1976, № 200: 439; валлоны: Laport 1932, № *200B [кошки и собаки спорят, кто из них обладает правом сидеть рядом с человеком у домашнего очага; Бог велит, чтобы собаки это делали днем, а кошки ночью; хотя это решение написано на пергаменте, кошки его нарушают; начинается новое разбирательство; пробегает мышь, кошка за ней бросается, собака роняет пергамент и кошка его проглатывает; драка и общая неразбериха; Св. Петр выставляет за дверь всю компанию; с тех пор кошки и собаки враждуют], *200E [раньше собаки ели мясо, а люди кости; люди решили изменить положение; собаки обратились в суд, чтобы восстановить свои права и получили нужную им бумагу; однако собачий король уронил ее в суп и одна из собак ее съела; поэтому собаки обнюхивают друг друга, пытаясь найти документ]: 34, 35; немцы, фламандцы: Uther 2004(1), № 200: 126; Liungman 1961 [в Богемии и Германии сюжет известен с 15 в. {не ясно – в Богемии это немецкий или чешский текст, скорее немецкий}]: 26-27.

Передняя Азия. Палестинцы [Бог освободил кошку и собаку от тяжелой работы: собаку за преданность, кошку – за чистоплотность; им был дан документ, подтверждающий эти права; документ дали собаке, которая спрятала его в том месте, где хранила косточки; лошадь, осел и бык из зависти подкупили крысу, чтобы она нашла и уничтожила документ; с тех пор собака за свою безалаберность сидит на цепи и презираема кошкой; как кошки, так и собаки, не выносят крыс, а лошади, ослы и быки, напротив, делят с ними свой обед]: Ханауэр 2009, № 10: 237.

Балканы. Венгры [собака оставляет на хранение кошке документ, удостоверяющий ее положение (благорожное происхождение и т.п.); кошка прячет его в ящик (за балку перекрытия и т.п.); когда собака потребовала документ назад, кошка не смогла его предъявить, т.к. бумагу изгрызли мыши; с тех пор собаки враждуют с кошками, а кошки с мышами]: Kovács 1987, № 200: 283; греки, румыны, словенцы: Uther 2004(1), № 200: 126.

Средняя Европа. Лужичане: Uther 2004(1), № 200: 126; поляки [получив важный документ (от Бога или другой), собака отдает его на хранение кошке; та его спрятала, но документ съели мыши; с тех пор собаки враждуют с кошками, а кошки с мышами]: Krzyżanowski 1962, № 7: 68-69; русские (Воронежская обл., Карельская АССР), украинцы (Закарпатье, Гуцульщина, Подолия, Тернопольщина, Черниговская), белорусыСобачьи права»: документ о них утерян (изгрызли мыши) по вине кошки (кота); с тех пор у собаки с кошкой вражда]: СУС 1979, № 299: 84.

Кавказ – Малая Азия. Турки (1 запись в Карсе) [волк, собака и кошка заключили договор о дружбе; кошка спрятала документ в щель в стене; мыши его съели; как-то волк потребовал документ у собаки, та обратилась к кошке; не обнаружив бумаги, кошка теперь преследует мышей, собаки – кошек, волк – собаку]: Eberhard, Boratav 1953, № 7: 31-32.

Балтоскандия. Литовцы, финны: Uther 2004(1), № 200: 126; латыши [1. Кот пасет скот, собака спит. Кот крадет у собаки вольную, и теперь собака должна пасти скот. 2. Вражда между волком, собакой, кошкой и мышью. Волк дает собаке на хранение мокрый паспорт. Собака отдает его кошке, чтоб она положила на печь. Мышь сгрызают паспорт. 3. Собаки получают от бога грамоту, разрешающую им есть павший скот. Грамоту дают на хранение кошке, но мыши ее сгрызают. Собаки нападают на спящую лошадь, оправдываются перед богом, ссылаясь на грамоту, но ее уже нет. 4. Кошка крадет (берет взаймы) у собаки деньги. Их сгрызают мыши (также: кошка вовремя не возвращает)]: Арийс, Медне 1977, № 200: 263; эстонцы: Jakobson 1954 [собаки, кошки и мыши дружили; однако собаки стали задевать зайцев, кур, белок, ягнят и других животных; Лесной Отец потребовал с них ответа; собаки стали оправдываться: голодаем; но Лесной Отец велел им питаться исключительно падалью; получив грамоту с решением суда, собаки отдали ее на хранение пастушьей дворняжке; но той держат ее у себя постоянно было не с руки, отдал на хранение кошке положить за печку; увидев спящую лошадь, собаки ее убили и съели; Лесной Отец обещал их сурово наказать; на суде собаки сказали, что не нарушали закона: что само упало, то их, а умершее это или живое, об этом в бумаге ничего не написано; собака побежала к кошке, а та не нашла грамоты: мыши ее съели и растащили кусочки по гнездам; с тех пор кошка убивает мышей, а собаки преследуют кошек; ищут также того, кому дали грамоту, поэтому обнюхивают друг друга]: 209-211; Kippar 1986, № 200 [по всей Эстонии, в т.ч. у сету]: 139-140; финны: Uther 2004(1), № 200: 126; шведы [собака спасла принцессе жизнь и получила от нее вольную; на ночь отдала на хранение кошке; мышь съела документ; в результате собака поссорилась с кошкой, а кошка с мышью]: Liungman 1961, № 200: 26.