Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B57A. Красный закат – указание на случившееся. .40.41.44.

Видя заалевшее небо, персонаж понимает, что пролилась кровь другого, или что другой разлил красную жидкость. См. мотив B57.

(Ср. Малайзия. Семанги (Kintak Bong) [душа умершего летит к дереву Amomum xanthophlebium и трясет его; от этого его красные цветы падают и окрашивают вечернее небо; дерево стоит на острове у берега и цветы падают в воду; душа летит затем к пальме Nipa fructicans, где встречает умерших раньше друзей]: Evans 1937: 259).

Арктика. Инупиат северной Аляски.

Субарктика. Верхние кускоквим; каска; хэа.

Средний Запад. Северные оджибва (Сэнди Лейк); оджибва; степные оджибва; меномини [человек последовательно берет девушек в жены, приносит в жертву, скармливает змее, живущей в дереве у его дома; велит очередной жене пойти вперед, развести огонь; топает по бугру, выходит годовалый медведь, он его убивает, велит жене целиком сварить, съесть, выпить бульон; она это делает; прежние жены не могли, он запихивал им мясо в рот, бросал в воду, где их съедали его любимцы; брат мужа велит ей выкопать яму, куда незаметно сбрасывать мясо и сливать бульон; предупреждает, что дотронувшись палкой до дерева, надо бросаться в дом; змея не успевает ее укусить; муж спрашивает, что ест лыжа; жена отвечает, что большую землянику на юге; муж в бешенстве разбивает лыжу, бежит за земляникой; жена и брат мужа бегут; видя заалевшее небо, понимают, что муж схватил землянику; бросают куски змеи, муж теряет время, относя их домой; человек в скале открывает дверь, его две собаки пожирают преследователя, относят его на край мира; брат мужа берет вдову в жены]: Bloomfield 1928, № 112: 503-517.