Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B68. Рябчик-великан. .28.31.32.34.-.37.

Огромный рябчик стал маленьким – обычно был разорван на кусочки, превратившиеся в нынешних рябчиков.

Русские (Архангельская, старообрядцы Республики Коми), шведы, западные саамы, финны (Нюланд), латыши, коми, алтайцы, кумандинцы, челканцы, буряты, манси, ханты (р. Васюган), кеты, юги, северные селькупы, якуты, верхоянские якуты, эвенки (сымские, туринские, подкаменнотунгуские, нгоконновские, учурские), русские Приангарья, негидальцы, нанайцы.

Средняя Европа. Русские (Архангельская) [раньше рябчик кричал как соловей-разбойник; шел лесной мужик, рябчик засвистел, захлопался, его напугал; лесной мужик велел ему быть тише и сделал маленьким]: Ефимова 1997: 168 в Кузьмина 2014: 58-59; русские (старообрядцы Усть-Цилемского р-на Республики Коми, 2007) [рябчик был величиной с корову; с шумом взлетел перед Господом, напугав его, тот сделал рябчика величиной с кулак; белое мясо у оленя и других животных – это те части рябчика, которые им достались]: Ильина и др. 2010: 59.

Балтоскандия. Шведы: Dähnhardt 1910 (Вермланд – у норвежской границы на широте Стокгольма) [Бог создал рябчика самым большим; тот возгордился из-за своей величины и белого мяса; тогда Бог разделил его мясо между другмими птицами]: 2; Klintberg 2013 (северные у границы с Финляндией) [сперва рябчик был больше всех птиц; когда летал по лесу, звук был как от ударов грома; однажды напугал гулявшего по лесу Иисуса; тот разделил его и сделал самым маленьким; в день Страшного Суда рябчик опять станет больше всех птиц; куски белого мяса рябчика есть в грудной части всех птиц и над глазами всех рыб; варианты: испуган осел либо конь Девы Марии]: 16-18; финны: Dänhardt 1910 (Lohja, Нюланд) [рябчик был огромным; Бог наказал его, разделив его месо между всеми животными (Lohja); в день Страшного Суда рябчик станет таким маленьким, что сможет протиснуться сквозь обручальное кольцо, но все равно будет взлетать со страшным шумом (Anjala)]: 2; Klintberg 2013 [есть поговорка: сжался как рябчик с приближением Старшного Суда; это явно остатки того же сюжета, что и у шведов]: 17; шведские саамы: Klintberg 2013 ["мясо рябчика" есть в грудной части всех птиц и на щеках рыб и северных оленей]: 17; Simonsen 2014 [рябчик был больше всех птиц; взлетев, напугал Бога; тот сделал его маленьким, распределив куски его плоти между другими животными; у северного оленя этот кусок в шее, у рыб – в голове под нижней челюстью, у птиц – над грудиной]: 87; западные саамы [рябчик (jerpe) был огромным; когда взлетал, даже ангелы пугались, сам Бог испугался; он забрал у него большую часть мяса, распределил между другими птицами; у всех птиц есть мясо рябчика с каждой стороны груди; рябчик стал маленький]: Pollan 2005, № 108: 221; латыши [рябчик был огромным, а когда взлетал, раздавался грохот, будто удары грома; однажды напугал лошадь Перконса (Pehrko{n}es; {пропущено n}); тот сжал его в кулаке до размера, которое раньше имело одно лишь сердце рябчика]: Dähnhardt 2010: 2.

Волга - Пермь. Коми: Лимеров 2005, № 14 [Леший сотворил рябчика большим; когда тот взлетал, от крыльев гремел гром; Илья Великий ехал по лесу, рябчик взлетел, лошадь испугалась, И. упал; велел рябчику быть не больше его зоба]: 31; Рочев 1984, № 101 [Илья великий ехал по лесу, взлетевший рябчик испугал его коня; И. велел ему быть не больше, чем его желудок; теперь рябчик маленький (=Лимеров 2005, № 14: 31?)], 102 [рябчик был самой большой птицей; взлетев, испугал ехавшего на лошади Христа; тот велел ему быть величиной со свое сердце]: 109 (=2006: 150); Uotila 2006, № 39 [рябчик объясняет глухарю, что в далекой стране испугал шумом крыльев святого и за это сделан маленьким, а раньше был самой большой птицей; ]: 191-193.

Южная Сибирь - Монголия. Алтайцы: Вербицкий 1893 [Глухарь был сперва драчливым человеком; затем превращен в птицу величиной с быка, но с прежним характером; Бог раздал его мясо другим голенастым птицам; белое мясо в них – от глухаря; Глухарь плачет об утрате, глаза покраснели]: 165; кумандинцы [сначала всех птиц Дьайашы создал большими; его коня испугал взлетевший Рябчик, Д. упал на камень; решил истребить всех птиц, созвал их, Рябчика привели лишь через три дня; он объясняет, что в первый день считал рыб и камни, рыб больше, если считать продолговатые камни рыбами; во второй – звезды и кочки, кочек больше, если считать и пни; на третий – женщин и мужчин, женщин больше, если к ним прибавить мужчин, поддающихся женским уговорам; Д. решил, что задумал убить Рябчика из-за уговоров матери, решил просто сделать его маленьким]: Садалова 2002, № 6: 87-91 (=Ойноткинова и др. 2011, № 52: 163); буряты [рябчик был огромным; взлетев, испугал коня бурхана; тот разделил его мясо, вложив в грудь каждой птицы, рябчика сделал маленьким]: Гомбоев 1890, № 15: 76 (пересказ в Элиасов 1973, № 99: 365-366).

Западная Сибирь. Манси: Анисимкова 1960 [рябчик был больше глухаря; мальчик Филя заблудился в тайге; глухарь, утка, косач показали дорогу, рябчик отказался; отец Фили решил разделить мясо рябчика между другими птицами, сам он стал маленьким]: 11-14; Гондатти [небесный бог убил мощного рябчика, дал по кусочку различным животным, мясо которых почернело из-за соприкосновения с подземным Куль-атор и утратило питательную силу; из последнего кусочка сделал нынешнего рябчика] в Карьялайнен 1996: 24, в Munkácsi 1908: 257-258; ханты (р. Васюган) [Рябчик был огромным, вспорхнув, напугал Торума; тот порвал его на семь частей, раскидал, из одного кусочка стал нынешний рябчик; с тех пор белое рябчиковое мясо есть у всех птиц и животных (у лося – вдоль хребта)]: Лукина 1990, № 18: 76; кеты [Рябчик был большой птицей, взлетая, пугал людей; испугал Еся, тот сделал его маленьким, его белое мясо разделил между всеми; у рыб оно под жабрами]: Алексеенко 1976, № 19: 77; юги [Рябчик был огромным, взлетая, пугал людей и собак; Бог это увидел, разделил его мясо между всеми рыбами, а рябчик стал маленьким]: Werner 1997, № 31: 287-288; северные селькупы [рябчик был огромным; ему стало скучно одному, он стал отрывать от себя куски мяса, создавать из них других птиц; в результате сам стал маленьким]: Тучкова 2004: 238.

Восточная Сибирь. Якуты [громадный рябчик испугал шумом своего полета Богородицу (или Бога-отца); Христос уменьшил его размеры, а отрезанную часть распределил между всеми птицами и четвероногими; теперь в телах всех животных белые кусочки в мускулах]: Кулаковский 1979: 70-71; Эргис 1964-1967(1), № 26: 95; 1967, № 51: 170 (пересказ в Сивцев, Ефремов 1990: 20, в Сивцев-Омоллоон 1976: 29); верхоянские якуты: Худяков 1969 [рябчик был огромный; Хотой Айы (господь) разрезал его на куски и создал из них птиц всех пород]: 272; сымские эвенки [Константин Ильич Лихачёв, 12 августа 2009 г.; рябчик был большим, взлетая, пугал всех птиц; те собрались, решили разделить его мясо; каждому досталось по куску белого мяса {а рябчик стал маленьким}; Ворон не пришел, поэтому его мясо целиком черное]: Давлетшин, Дувакин 2009, личн. сообщ., № 3; туруханские эвенки (Катанга, зап. в 1925 г.) [Рябчик был большим, испугал Иисуса, тот срезал с него лишнее мясо, раздал другим животным, птицам и рыбам; поэтому в них есть куски белого мяса, окунь весь из мяса рябчика]: Ошаров 1936a: 53; эвенки (Подкаменная Тункуска) [огромного рябчика все боялись, звери пожаловались человеку; тот отрезал от него куски мяса, роздал зверям, птицам и рыбам; это белое мясо у птиц на груди, у рыб – на щеках, у зверей – на шее; рябчик стал маленький]: Суворов 1956: 66; нгоконновские эвенки [рябчик был больше лося, испугал Бога; тот разделил его мясо между всеми живущими, рябчик стал маленьким]: Василевич 1936, № 34: 32; туринские эвенки [рябчик был великаном; Хэвеки делал людей; рябчик вспорхнул, испугал Х.; тот в это время делал человека; от испуга уронил на землю изображение; когда изваяние упало, старший брат Х. обмазал его соплею, сказал, Пусть будут со слюнями, с соплями, восприимут болезни; Х. рассердился на рябчика, разделил его мясо между другими птицами; если бы рябчик не испугал Х., люди не падали бы, не умирали]: Василевич 1936, № 33: 32 (=1959: 178); учурские эвенки [Рябчик взлетел, испугал коня Никола-Сэвэки; тот отрезал у него белое мясо, раздал птицам и щуке на щеку]: Романова, Мыреева 1971, № 7: 327; русские Приангарья [два вар.; рябчик был размером с быка, взлетел, испугав Иисуса (Николу); тот сделал его маленьким, мясо разделил между всеми животными]: Белова 2004a, № 384.

Амур – Сахалин. Нанайцы [рябчик хвастался, что он больше всех птиц; Эндур отрезал от него куски, раздал всем птицам и животным; орлу, уткам, зайцу - мясо для шеи, рыбам – щеки; мясо у рябчика стало белым, у остальных – черное]: Ходжер 2011: 49; негидальцы [деревья ломались под тяжестью огромного Рябчика; туй эденин (дух-хозяин местности) велел ему разделить свое тело, отдать щуке, осетру, калуге; рябчик стал легким]: Хасанова, Певнов 2003, № 76: 148.