Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B73. У кукушки разные ноги. .29.32.-.34.38.

Персонаж превращается в кукушку. Это происходит так быстро, что одна нога остается необутой или одна коса незаплетенной. Поэтому считается, будто ноги или крылья кукушки разные. См. мотив A43A.

Кумыки, даргинцы, башкиры, казахи, русские (?) Томской области (Семипалатинск), телеуты, алтайцы, шорцы, хакасы, японцы.

Кавказ – Малая Азия. Кумыки: Багрий 1930(2) (зап. Л.Г. Лопатинским от ученика Темирхандуринского реального училища) [брат отлучился, велел сестре присматривать за конем; сестра села шить чувяки из красного сафьяна, не заметила, как конь пропал; бросилась искать его в лес, затем к озеру; попросила Бога превратить ее в птицу, стала аистом; брат стал искать сестру, попросил и его сделать аистом; аисты ищут друг друга, один кричит, Ат ëк, другой, Гз ëк; (мотив одетого на одну ногу чувяка явно пропущен)]: 46-48; Гаджиева 1961 [брат поручил сестре присматривать за конем; та увлеклась работой, конь пропал; надев чувяк на одну ногу, бросилась его искать; боясь вернуться без коня, попросила бога превратить ее в красивую птицу; у этой птицы разные ноги, на одной сафьяновый чувяк; не найдя сестры, брат попросил превратить его в такую же птицу; ищут друг друга; сестра кричит ат ëкъ («нет коня»), брат, анжагьанна-мгьа къыз ëкъ («что конь, нет девушки»); эти птицы называются ат ëкъ кушляр]: 330; даргинцы [- Что с тобой, Кукушка? - Сапог потеряла. - Его собака забрала. - Ее дверь придавила. - Ее пламя спалило. - Его река погасила. - Ее быки выпили. - Их волки задрали. - Пришел охотник, из ружья выпалил...]: Османов 1963: 25-26.

Волга – Пермь. Башкиры [сын водяного царя Кэкук женился на земной царевне; решил повидать родителей и не вернулся; расчесывая волосы, покинутая жена решила стать птицей; успела заплести только одну косу; поэтому у кукушки одно крыло взлохмачено и опущено вниз]: Бараг 1987, № 109: 97.

Туркестан. Казахи: Валиханов 1984 [приехал жених, у него потерялась лошадь, сестра невесты отправилась на поиски, второпях надела один сапог жениха, другой свой; это было весной, вот отчего у кукушки одна нога красная, другая синяя и вот почему кричат, Аты жок көкек (прим.: "удод, букв. 'безымянная кукушка'" {скорее это народная этимология и нет "аты жок", а "ат жок" – "лошади нет"}]: 210; Потанин 1972, № 9 (Тарбагатай, Монголия) [старшая сестра вышла замуж; младшая поехала искать пропавшую лошадь зятя, сама потерялась; отправляясь на поиски, на одну ногу надела черный сапог, на другую – красный сапог зятя; все кричит «Ат джок (лошади нет) кукук!»]: 51 (=Potanin 1886, № 14: 18; =Каскабасов и др. 1979, № 9: 40); казахи Монголии {в публикациях "монголы", но явно тюркский текст}: Dähnhardt 1910 [старшая сестра замужем, младшая нет; муж потерял лошадь, сестру жены послали ее искать; она заблудилась, стала кукушкой, до сих пор кричит, Ат джок ("лошади нет"); уходя, на одну ногу надела свой черный сапожок, а на другую красный сапожок мужа сестры]: 526; Ikeda 1971, № 249D [(видимо, тот же текст, что в Dähnhardt); девушка пасет лошадей, одна пропадает, девушку гонят ее искать, она превращается в птицу (кукушку?); одна нога черная (обула свой сапожок), другая – красная (обула сапожок зятя)]: 58; русские (?), г. Семипалатинск Томской области [кукушка была царевной, у которой была одна нога обута, другая босая, когда она пустилась бежать]: Потанин 1883: 777 (этот же текст со ссылкой на Потанин 1864: 123 в Белова, Кабакова 2014, № 244: 173).

Южная Сибирь. Алтайцы: Вербицкий 1893 [девушка по имени Кук захотела пить, попросила воды у снохи; та рассердилась, отослала ее к шайтану; К. превратилась в птицу, выпорхнула в отверстие наверху юрты; кто-то из семьи попытался ее поймать, схватил за ногу, в руке у него осталась только одна обутка; поэтому у кукушки одна нога красная (разутая), а другая черная (в обутке); вить гнезда кукушка не умеет, т.к. этому ее не учили в девичестве; постоянно произносит прежнее имя]: 165; Гарф, Кучияк 1978 [охотник пропал; жена собирается искать нового мужа, сестра – искать пропавшего; жена не пускает, сестра превращается в птицу; сестра успевает схватить ее за правую ногу, с ноги падает башмачок; сестра находит кости брата, делается кукушкой, оплакивает брата]: 124-126; Ойноткинова и др. 2011, № 53 [сестра-мастерица все шьет; ее младший брат стал птицей, улетел в долину, умер от голода; в мае сестра работала, пела; богатая хозяйка стала ее бить, девушка превратилась в птицу, через дымоход улетела, одна обувка осталась в руке хозяйки; поэтому одна нога птицы красная, другая желтая; найдя останки брата, закричала, «Сухой труп, серая кость»], 54 [кукушка была сиротой-ребенком; ее ругали, она побежала, ее схватили за одну ногу, стащили обувку, она на дерево полезла, сказала, что станет кукушкой, улетела; поет, «Серая кость, серая лиственница, сухая кость, сухая лиственница, молодая кость, молодая лиственница» (Кöк сööк, кöк тыт! Как сööк, как тыт! Jаш сööк, Jаш тыт!); противопоставление живого/молодого и умершего/сухого]: 163-165 (вар. на стр. 446), 165 (вар. на стр. 446); телеуты: Каташ 1978 (тот же текст, что у Вербицкого?) [девушка Кюк (кукушка) попросила пить у снохи; та отослала ее к шайтану; К. стала птицей, вылетела в верхнее отверстие юрты; кто-то схватил ее за ногу, но лишь сдернул обувь; у кукушки одна нога красная, другая черная]: 91; Токмашев 1915 [сын творца-Jajучи заболел; он зовет шамана Бабыргана, тот камлает, но без толку, получает коня; J. в образе простого путника встречает его на дороге; узнает, что шаману безразличен больной, лишь бы получить вознаграждение; превращает его в летягу; то же с шаманом по имени Куiкунек; превращает в ястребка, велит камлать мышам; сын умирает; сестра умершего от горя превращается в кукушку, до сих пор плачет; когда вылетала, жена умершего брата схватила ее за ногу, сорвав чулок; у кукушки одна нога синяя, вторая (в чулке) - красная]: 92-94; Функ 2005 [кам Кадылбаш украл с неба одну из дочерей Ульгеня себе в невесты; привез ее в свой дом; ей нужно было переодеться в одежду, какую носили женщины; Кадылбаш запретил окружавшим его дом заглядывать в окно, пока дочь Ульгеня не переоденется; когда ей оставалось надеть последний чулок, кто-то взглянул в окно; дочь Ульгеня превратилась в кукушку и вылетела в трубу; от этого кукушки теперь имеют одну ногу красную, а другую синюю (архивные материалы А.В. Анохина)]: 68; шорцы [женщина заболела, трижды просила у детей воды, те не подали, продолжали играть; один ребенок вошел, увидел, что мать превращается в птицу, схватил за ноги, позвал брата с сестрой, те заплакали, обещали принести воды; мать стала кукушкой, улетела; сын схватил ее за ногу, хотел удержать, поэтому у кукушек одна нога красная]: Арбачакова 2010, № 16: 301-303; хакасы: Алексеев 1980 (качинцы) [сын-Кукушка стал просить у матери воды, та не дала; он превратился в птицу, проклял мать, вылетел из юрты в дымоход; мать успела схватить его за одну ногу, стянув с нее обувь; поэтому у кукушки лапы разного цвета]: 104; Трояков 1995 [маленький мальчик умер; сестричка плачет два года; родители просят Худая взять ее к себе; он превращает ее в кукушку; мать успевает схватить ее за ногу, стащить сапожок; Худай сплел из травы сапожок на босую ногу; поэтому у кукушки одна нога черная, другая красная; горюя о братце, Кукушка не ела; кто услышит пение кукушки на голодный желудок, целый год будет несытым; поэтому весной нельзя идти в лес, не поев]: 46.

Япония. Японцы [(15 версий от юга Тохоку до центра Кюсю); пока мужа нет, мачеха убивает пасынка; вернувшись, отец снимает обувь и начинает снимать ноговицы; узнав, что сын, якобы, ушел в горы, отец скачет его искать, на одной ноге ноговица осталась; отец превращается в кукушку, зовет сына; одна нога ее черная, другая белая]: Ikeda 1971, № 249E: 58-59.