Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B75C. Звуки эпохи творения: шум листвы и прибоя. .43.53.55.68.75.

До сих пор слышен шум листвы или морского прибоя, раздававшийся в эпоху творения.

Побережье – Плато. Нижние чинук [младший из пяти братьев чувствует, что придет Прожора; братья бегут, вырывают дыру в земле, велят своей суке указать монстру другую дорогу; но тот догоняет, съедает четырех братьев; пятый бежит к реке; Гром протягивает свою длинную ногу как мост, когда человек называет его не дедом, дядей, а тестем; предупреждает, не касаться его ноги палкой; когда переходит монстр, он касается, Гром сгибает ногу, монстр падает, унесен к морю, превращается в Шум прибоя во время бури; человек женится на дочери Грома; тот не велит смотреть, как он ловит китов; человек смотрит, кит уходит из сети Грома; жена человека рожает двух мальчиков; Гром требует от зятя 1) привести волков (затем медведей; гризли), с которыми Гром играл в детстве (зять прносит, они кусают тестя), 2) помочь расщепить бревно (тесть вынимает клин, защемляет зятя, тот разрывает бревно), 3) принести меты, в которые стреляют могущественные люди (зять крадет меты ночью, его преследуют с факелами; дочь Грома велит детям бить деда; Гром мочится, идет дождь, факелы гаснут); зять уходит в селение, живет у двух старух-мышей; проигрывает местным людям соревнование в стрельбе; ему отрезают волосы, вешают в дымоходе; его дети приходят со своими метами и стрелами; побеждают; превращают местного вождя в осетра, его посланца в голубую сойку; оживляют отца]: Boas 1894a, № 2: 31-36.

Гондурас - Панама. Кабекар [шум моря - это шум ветра в листве, оставшийся с того времени, когда море было огромным позже упавшим деревом]: Stone 1962: 56-57.

Северные Анды. Гуахиро [шум ветра в листве есть голоса девушек, позже превратившихся в тыквы]: Wilbert, Simoneau 1986(2), № 68: 685.

Южная Амазония. Пареси [шум леса есть звук, раздававшийся в ветвях праотца деревьев, когда его рубили]: Pereira 1986, № 2: 91.

Огненная Земля. Яганы [шипенье воды, пролитой на очаг в ритуальной хижине в момент борьбы женских и мужских первопредков, слышится до сих пор во время прибоя; сам прибой есть волны, покатившиеся вследствие тех событий]: Gusinde 1937: 1342; Wilbert 1977, № 65: 190.