Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B85B. Ветер в мешке. .21.26.27.29.31.34.35.37.40.41.43.50.52.

Ветер находился или находится в небольшом вместилище, выпущен из него или вылетает оттуда время от времени.

Древняя Греция, Ниуэ, Самоа, маори, о-ва Чатам, лису, ингуши, западные саамы, эстонцы, ливы, литовцы, монголы, кеты, нанайцы, нетсилик, Западная Гренландия, хан, шусвап, хопи, миштеки.

Полинезия. Ниуэ [Leveimatagi выращивал на участке таро; налетели ветры, Л. поймал ветер, завернув в лист; велел двоим сыновьям не трогать сверток; один его продырявил, ветер вырвался и теперь дует на Ниуэ; данный вид таро называется "ветреным"]: Loeb 1926b: 204-204; Самоа [ветры собраны и помещены в лодку или в кокосовый орех]: Dixon 1916: 55; маори [Мауи поймал ветер или заключил его в особое вместилище]: Dixon 1916: 55; о-ва Чатам [Tawhaki поместил ветры в корзину]: Dixon 1916: 55.

Китай. Лису [астролог всем помогает; его два сына хотят его убить, т.е. им никакой помощи; астролог велит им идти на рассвете на перекресток дорог; мимо проскакал желтый всадник на желтом коне, затем белый, затем черный; они убили черного – он и конь из железа; они поняли, что те были из золота и серебра; стали кузнецами; дракон недоволен, что они у строили кузницу рядом с его озером; послал рыбу (они схватили ее клещами за хвост, с тех пор рыбий хвост плоский), лягушку (оторвали хвост); дракон пошел сам, они схватили его за ноздри, стали бить,; он вынужден отдать нож, который все разделяет, и арбалет, стрела из которого все поражает; младший случайно направил неправильно нож, оказался отделенным от старшего; пришел в страну, где огромные змей и сокол всех истребили; убил одного ножом, другого стрелой, забрал двух девушек; привел к брату; младшей красивой намазал сажей лицо, старший брат выбрал старшую; поняв обман, решил избавиться от младшего; замаскировал дыру, из которой дует ветер, повел брата туда охотиться; брат упал в нижний мир, где маленькие карлики («люди-муравьи»); лягушка для них – слон, сурок – медведь, бамбуковая крыса – тигр; младший брат легко убивает подобных животных, получает жену, но она для него слишком мала; последняя крыса просит ее не убивать, велит держаться за ее хвост и не смеяться, тогда выведет на землю; видя зад крысы, младший брат смеется, конец хвоста отрывается, они падают; так 8 раз; на девятый они достигают земли; младший брат дал крысе острые зубы (резак») и флейту; голубь ее позаимствовал и не вернул, теперь играет на ней; младший брат встретил девушку, понял, что она – его дочь и что старший брат забрал его жену; зарубил старшего, рассказал дочери и женщинам всю историю]: Dessaint, Ngwâma 1994: 329-346.

Балканы. Древняя Греция [Бог ветра Эол дает Одиссею бычий мех, в котором завязаны ветры различных направлений. Когда попутный ветер уже подгоняет корабль к Итаке, успокоившийся Одиссей засыпает. Его спутники думают, что в мехе спрятано золото, и открывают его. В следующий раз Эол отказывается дать мех, так как не может помочь человеку, которого боги не любят]: Аполлодор 1972: 94 (Apollod., E.VII.10-11).

Кавказ – Малая Азия. Ингуши [мудрец Магал жил в ауле в Шанском ущелье; у него хранилась «звезда ветров»; она лежала в крепком сундуке, который не могли разбить никакие инструменты; в доме Магала жила белая змея; однажды Магал отправился на юг; окончив там свои дела, возвращался назад и по дороге заехал в аул Затор; во время еды заметил, что у козла, лежавшего недалеко от сакли, закачалась борода; Магал был поражен, так как в то время в горах ветров не было вовсе; он вспомнил о «звезде ветров», поскакал домой; узнал, что один из его сыновей в его отсутствие играл с белой змеей и отрубил ей хвост; рассерженная змея ужалила мальчика и тот вскоре умер; увидев сына, мать стала бегать по комнате и искать тряпки для его раны; в результате открыла сундук (перед отъездом Магал оставил ей ключ), в котором была «звезда ветров», и стала ворошить там вещи; когда подняла последний из предметов, накрывавших «звезду», та улетела на небо; с этого времени в горах начали дуть почти ежедневные сильные ветры, которых прежде никогда не было; узнав о происшедшем, Магал пообещал змее, что сделает ей хвост из золота и серебра, а за это попросил содействовать возвращению «звезды ветров»; змея выползла из норы, приблизилась к Магалу (в это время «звезда» опустилась так низко, что ее можно было достать с крыши сакли), но, взглянув на свой хвост, раздумала и уползла назад («звезда» снова взмыла вверх); после смерти Магала у него остались три сына: Гуй, Цикни и Кетло; Гуй был огромного роста, имел два рта: один на лице, а другой на затылке; первым ртом он ел обыкновенную пищу, а задним перегрызал кости; Цикни безуспешно пытался его убить; сыновья Гуя в память об отце воздвигли столб]: Ахриев 1875: 15-18.

Балтоскандия. Западные саамы [сын Peive (Солнца) в сопровождении благородных друзей едет в страну великанов севернее Полярной Звезды; дочь слепого великана влюбляется в него, помогает пройти испытания, предлагаемые ее отцом; вместо своей руки человек дает железный якорь; свадебный подарок – бочонок масла, бочонок смолы, лошадь; великан выпивает, съедает это, засыпает; человек с женой уплывают, их преследуют братья жены; та развязывает емкости с ветром, бурей; с восходом солнца братья превращаются в горы]: Billson 1918: 180-182; эстонцы [пока Бог отлучился, юноша открывает мешок с ветром, начинается буря]: Aarne 1918, № 9: 140; ливы [пока матери ветра или Бога нет, ее дети открывают мешок с ветром или ветряную мельницу]: Loorits 1926, № 7: 38; литовцы [женщина выпустила ветер, который был заперт в сундуке]: Кербелите 2001: 98.

Южная Сибирь – Монголия. Монголы {группа не указана} [старуха на небе держит ветер в мешке; если сердится, открывает мешок, выпуская ветер на землю; чем шире открывает, чем ветер сильнее; если в хорошем настроении, закрывает мешок, становится тихо]: Nassen-Bayer, Stuart 1992: 329.

Западная Сибирь. Кеты [семья Эт легла спать, на кухне дятел привязан, рядом ворон сидит; кричит, что дятел веревку перекусывает; старик велит старухе пойти взглянуть; дятел тихо сидит; то же второй раз; старик велит убрать ворона, он обманщик; дятел веревку перекусил, мешки порвал, пурга пошла, тепло настало]: Алексеенко 2001, № 142: 254-255.

Амур – Сахалин. Нанайцы: Подмаскин 2013: 50 [Бучуантропоморфный дух ветра с птичьей головой и крыльями; открывает и закрывает отверстие в пещере, из которой дует ветер], 54 [Ванга выпускает ветер из огромного камня с отверстием; в прошлом там жил старик Ванга мапа; маленький мальчик убил его стрелой; если бы он этого не сделал, ветер бы дул с такой силой, что люди не могли бы выжить; другой хозяин ветра – Хэтука; ему «в лицо» бросали камень, встав ниже или выше по течению и вызывая низовой или верховой ветер], 105 [Мама и Мапа – старуха и старик, хозяева ветра; в сентябре к ним обращались рыбаки с просьбой усмирить северный ветер; М. и М. раздувают ветер мехами в горной пещере].

Арктика. Нетсилик (Пэлли-Бэй) [великан Инугпасугсук усыновляет юношу; они приходят к замерзшему озеру, там другой великан Инуарувлигасугсук ловит рыбу; у него два зуба; великаны сражаются; юноша помогает убить второго и затем его жену, подрезав им сухожилия на ногах; их маленький сын поднимается на небо, превращается в Сила (Нарсук) - хозяина непогоды, снега, дождя; четыре женщины могут сесть рядом на его пенис; ветры налетают, когда он распускает ремень, которым стянуты его меховые пеленки; когда-нибудь он пинком обрушит опоры мира]: Расмуссен 1935 [краткая версия]: 182-183; Rasmussen 1931: 229-231; Западная Гренландия (Nuuq) [человек спрашивает Белого Медведя, что у того в мешке; Медведь отвечает, что дерьмо; человек не верит, усыпляет Медведя, ветер вырывается в мир; человек предлагает Медведю на месяц свою жену, но вернуть ветер назад невозможно]: Millman 2004: 33.

Субарктика. Хан (Игл) [ветра не было, медведь носил с собой мешок; когда заснул, один человек развязал его из любопытства, оттуда вырвался ветер]: Schmitter 1910: 21 (=1985: 31).

Побережье – Плато. Шусвап [на севере живут люди, посылающие холодный ветер, а на юге – теплый; ветер они держат в мешках у себя дома, северные стараются погубить южных и наоборот; сила ветра зависит от того, с какой силой его выдавливают из мешка; южные люди держали в мешке теплый ветер чинук; лис и заяц украли мешок и выпустили ветер; в отместку южные люди сожгли почти всю землю пожаром; его потушил потом (некоторые говорят, что устроенный ондатрой или бобром), много людей погибло в воде или в огне]: Teit 1909a: 597-598.

Большой Юго-Запад. Хопи [ветер Yaapontsa дует чрезмерно, губя растения и сдувая плодородную почву; вождь предлагает детям Старухи-Паучихи Pöqangwhoya и Palöngawhoya пойти его укротить; Паучиха учит, как замуровать щель, в которой он живет; становится тихо, невыносимо жарко; братья отправляются к Ветру снова, открывают отверстие настолько, чтобы было как раз]: Malotki, Gary 2001, № 28: 252-257.

Мезоамерика. Миштеки [есть дом дьявола, и когда его дверь открыта, оттуда вырывается ветер и сильно дует]: Dyk 1959: 171.