Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B52. Появление гор.

Вначале земля плоская, затем возникает пересеченный рельеф.

Бантуязычная Африка. Камба [стрелой величиной с бревно великан убивает гигантского зверя, имеющего жесткое, но вкусное мясо; исполняя священную пляску охотника, сбивает равнину в складки]: Поздняков 1990: 20-24.

Восточная Африка. Оромо [отец-Небо есть супруг матери-Земли; змеи и дождь связаны с небом; Земля была ровной, говорила, что важнее Неба; Небо сказал, что он важнее, потоками дождя создал пересеченный ландшафт; сперва лежали вплотную; Небо поднялся, Земля выразила сожаление; Небо тогда создал на земле людей; вар.: Земля была женой Неба, у них дочь Batto; Небо удалился от Земли; Б. сошлась с черным змеем, породила людей]: Haberland 1967: 44-46; консо [1) Jensen 1936: 493; бог (Небо) создал Землю, она стала его женой; сперва лежали вплотную, затем он поднялся; стал орошать ее дождем; 2) Jensen 1950/1955; сперва Земля была ровной как ее супруг Небо; они стали спорить, кто сильнее; Небо стал бросать на Землю камни, полил дождем, она признала его превосходство]: Haberland 1967: 48; сидамо [небо-Maganno – супруг земли-Batto]: Haberland 1967: 48.

Австралия. Вилман [потоп покрывает землю, люди тащат на возвышенности большие камни под основания домов; приплывающих животных поедают сырыми; когда вода схлынула, люди, эму и кенгуру спустились, валлаби остались; где женщины копали ямс, образовались озера; потекли реки, упавшие камни стали горами, потерянные копья и копьеметалки - деревьями]: Hassell 1934, № 6: 242-244 (резюме в Waterman 1987, № 2200(1): 74).

Тибет, Северо-Восток Индии. Тангуты [богиня Ане-гома-джаму дала богине Нчжигму подол земли, велев создать землю ровной, а людей равными; приговаривать, Где горам быть, чтоб не было гор, где богатым (бедным) быть, чтоб не было богатых, бедных; та заторопилась и перепутала, говоря, Где горам быть, будьте горы, кому богатым (бедным) быть, пусть будет]: Потанин 1893, № 82: 315; кхаси [земля была плоской; на ней умерла женщина, оставившая трех дочерей – Солнце, Воду, Огонь; каждая в свой черед стала пытаться уничтожить труп матери; Солнце все сожгло, затем Вода затопила землю, но труп остался; тогда все сжег Огонь, труп исчез; с тех пор на земле появились долины и горы]: Rafy 1920, № 5: 24-25; лушеи [великан Chhura разровнял землю, сделал гладкой; царь вод потребовал девушку в жены, та отказалась; он послал потоп, люди спаслись на горе, отдали девушку; когда воды сходили, образовали пересеченный рельеф]: Shakespear 1909: 395-396; бугунZongma были сыновья Nipu и Nili; они не имели формы, были как скалы; Нили создал землю, а Нипу небо; земля оказалась меньше неба; Нили сжал ее, поэтому появились горы]: Elwin 1958a, № 3: 9; ака [вначале лишь два яйца, они столкнулись, разбились, из одного возникла Земля, из другого ее муж Небо; Небо попросил Землю уменьшиться, чтобы он мог ее обнять; она сжалась, появились долины и горы; Небо с Землей породили всех живых существ и растения]: Elwin 1958a, № 9: 15-16; шердукпен [сперва везде вода; Lopong-Rimbuche и его младший брат Chom-Dande бросили с неба на воды лотос, вода покрылась цветами; братья велели ветрам дуть с четырех направлений; восточный принес белую пыль, западный желтую, южный красную, северный черную; пыль покрыла цветы, смешалась, появилась земля; братья стали разравнивать землю, делали это неровно, появились долины и горы]: Elwin 1958a, № 14: 19.

(Ср. Индокитай. Черные таи Лаоса [земля была с лист фикуса, небосвод с раковину улитки; земля пыталась расшириться, а небо пыталось ее сжимать {Поэтому появились горы?}; небо находилось вплотную к земле]: Bourlet 1907: 921).

Малайзия, Индонезия. Семанги (Kintak Bong): Evans 1937: 159 [1) землю в виде порошка принес снизу навозный жук; медведь утрамбовал ее лапами, иначе бы она заполнила все пространство до неба; другой информант позже (1935) сказал, что медведь остановил жука, когда земля поднялась на половину расстояния до неба; 2) (по Schebesta 1927: 212); вначале везде вода; навозный жук приносит из-под воды пакетик с землею; земля растет; везде были бы горы, но медведь утрамбовал часть земли, возникли равнины], 160 (Kensiu) [(по Schebesta 1927: 242); Навозный Жук извлекает землю из болота, она высыхает под солнцем, отвердевает]; даяки (западные?) [была вода, по ней плавали два похожих на птиц духа, Ара и Ирак; они спикировали, подхватили из вод два комочка тверди, величиной и формой с куриное яйцо каждый; из одного А. создал небо, из другого И. - землю; оказалось, что край земли выдается за край неба; они сдавили землю, возникли долины и горы; деревья и прочие растения выросли сами; А. и И. долго искали такое дерево, сок коротого бы напоминал кровь; когда нашли, не смогли превратить дерево в человека; тогда вылепили из глины мужчину и женщину - предков даяков]: Dunn 1906: 16 (пересказ в Золотарев 1964: 220; в Hatt 1949: 32); ибан (морские даяки): Jensen 1974: 73 [Rajah Gantallah создал двух птиц; они создали небо, землю, затем Batang Lupar (начало вод, мать рек); земля оказалась больше неба, они сжали ее, получились горы; человека сделали из дерева, затем из камня; оживить не смогли; тогда из глины, вены из смолы дерева кумпанг (оно красного цвета); человек ожил], 74-75 [(по Sandin 1962: 5-6; краткий пересказ также в Laubscher 1977: 227-228); Raja Entala и его жена думают создать мир; скатали грязь со своих тел, из этого сделали землю, затем небо, оно оказалось меньше земли; сжали землю, создав горы, долины, реки; банан Rura соблазнил птицу Ири (Iri), от них происходят рыбы; RE сделал фигуру человека из стебля банана bangkit, кровь – сок дерева кумпанг; жена RE нарядила фигуру в ритуальную тканую одежду; когда RE крикнул в третий раз, фигура ожила; так возникли Telichu (предок ибан, взявший в жену дочь духа Sengalang Burong) и Telichai (предок демонов)]; дусун (Tempasuk) [скала в море раскололась, из нее вышли мужчина Kinorohingan и женщина Warunsansadon; В. создала землю, скатав комочек из грязи на своем теле; К. выковал небо из железа; земля оказалась шире неба, В. уплотнила ее как ткань ткацким мечом, появились горы]: Evans 1953: 15, 372-387 в Stöhr, Zoetmulder 1965: 43; дусун [двое птиц создают небо, землю и реки; земля оказалась больше неба, они собрали лапами (лишнюю) землю, насыпали горы]: Lord Bischof of Labuan в Fischer 1932: 232; мурут: Rutten, Pagan Tribes: 227-228 в Fischer 1932 [земля была размером с колено, небо с яйцо; Земля предложила Небу расшириться, так и случилось, но Земля оказалась шире Неба; тогда Земля сжалась, образовались долины и горы]: 233; Wooley 1928, № 8 [Kaulung держал небо, оно было с кулак, Bulumanok держал землю, оно было с яйцо; Б. расправил землю, сделав ее плоской, К. расправил над нею небо; когда они пригнали небо и землю друг к другу, земля сморщилась, появились долины и горы]: 267; западные тораджа (бада) [в начале мира Земля хвастается, что Небо не сможет ее охватить; раскрывается; Небо также раскрывается, оказывается меньше Земли; ему приходится ее сжать, так появляются долины и горы; от брака Неба и Земли родились Солнце и Луна, а от их брака - звезды]: Kruyt 1938, № 1: 1 (=Fischer 1932: 11); Солор [во время потопа брат с сестрой спаслись, забравшись на кокосовую и арековую пальмы; по мере подъема вод пальмы выросли, затем стали прежними; после потопа появились горы, долины; брат и сестра вступили в брак, их семеро сыновей и семеро дочерей стали предками людей]: Dos Santos 1967: 33-40; Тимор (Lautém) [сперва море грязи; Бог вылепил человека, от него произошли остальные; они уничтожены бурей, дождем; Бог населил землю карликами; мужчины обматывали бороды вокруг шеи, женщины волосы – вокруг пояса; эту расу Бог наказал потопом; на кокосовой и арековой пальмах спаслись брат и сестра; когда воды сошли, образовались горы, долины; брат с сестрой родили семерых сыновей]: Pascoal 1967: 50-51.

Тайвань, Филиппины. Атаял [земля сперва ровная; во время потопа все собрались на горе; бросили в воду никчемного человека, вода стала подниматься еще быстрее; бросили дочь вождя, вода сошла; потоки создали долины и горы]: Norbeck 1950, № 5: 17; игорот: Eugenio 1994, № 132a [охотники громко перекрикивались, Lumawig был этим взбешен, велел крабу закрыть сток водам, спас от потопа мужчину и женщину; затем велел крабу выпустить воды; стекая, воды образовали пересеченный рельеф], 132b [земля была плоской; человек обругал воду за то, что она все уносит; начался потоп; Бог спас того человека на горе, его сестра спаслась в деревянной колоде; после потопа Бог пожелал, чтобы брат и сестра поженились, родили сыновей и дочерей], 132c [узнав, что люди не размножаются, Бог велел угрю закрыть сток водам; у дерева спаслись брат и сестра; Бог послал краба ущипнуть угря, тот открыл воды; стекая, вода создала пересеченный рельеф; брат и сестра отказались вступить в брак; тогда Бог дотронулся до пупа брата, оттуда вышли мужчины; до пупа сестры - женщины]: 234, 235, 236; Cole, p.102-104 в Ho 1967, № 96 [сперва земля ровная; у Lumawig двое сыновей; чтобы было удобней охотиться, они решают залить землю водой, тогда вырастут горы; после этого они поймали корзиной много оленей, кабанов и людей; Л. увидел, что люди погибли, только на вершине одной горы брат и сестра; им холодно; Л. велел собаке и оленю принести огонь; но он у них все время гас; Л. сам взял огонь у собаки, принес; от этих брата и сестры – новые люди]: 269-271; ифугао [Kabigat, первый сын Wigan, спустился с неба на землю охотиться; недоволен тем, что лай собак не отзывается эхом в ущельях; заткнул тряпкой сток водам, они затопили землю; Bongabong велел ему привести Облако и Туман; послал тех к Baiyuhibi, который велел сыновьям три дня посылать дождь; Wigan велела сыну вынуть затычку, вода схлынула, образовав пересеченный рельеф]: Beyer 1913: 100 в Dixon 1916: 178-179; набалои [сперва земля плоская, люди не имеют ориентиров, теряются; Kabunian обещает создать горы, если человек из подземного мира не найдет дороги назад; если найдет, будет забирать души; тот делал палкой ямки, по ним почти возвратился; люди оставили ему на пути сосуд с алкоголем, он напился, его убили; К. сделал горы]: Moss 1924, № 5: 237.

Китай. Мяо (Мето, Таиланд) [дух неба Josеr послал двух духов предупредить людей о потопе; работавшие в поле утром увидели, что сорные травы выросли снова; один человек хотел убить этих духов, другой расспросил; те велели сделать барабаны; сделал лишь один человек, при потопе посадил в него своих сына и дочь; длинным шестом Joser тыкал землю, чтобы вода сошла, поэтому есть долины и горы; велел брату с сестрой пожениться; сестра родила будто ком костного мозга; Joser велел разрубить его на куски, разбросать в разные стороны; от этих кусков произошли китайцы, тай, мяо и другие народы (либо различные кланы мяо); вар.: 1) сам человек с сестрой, а не его дети спаслись в барабане; 2) по указанию Joser, четверо духов, держащих землю, проделали стоки водам]: Geddes 1976: 23-24; лису: Dessaint, Ngwâma 1994: 151-152 [Akôuma спустилась с неба, стала обустраивать землю; посланцы сказали ей, что все ее старшие братья и сестры умерли; она ответила, что не может бросить работу; то же – отец; на третий раз – мать; тут А. в отчаянии все бросила и уже готовое развалилось; поэтому на земле пересеченный рельеф], 153 (ср. айну) [Mwüpüpa и его жена Mwüpüma работали, делая землю ровной; муж все болтал, а жена работала, не открывая рта; когда муж увидел, что жена сделала много больше, он в сердцах стал бросать в 9 направлениях комья земли; поэтому на земле горы].

Балканы. Болгары: Кузнецова 1998 [Бог посылает пчелу подслушать, что говорит дьявол ежу, и узнать, как уменьшить землю, которая была так велика, что не могла поместиться под небесами – 1) взять прут и бить им по земле; 2) Бог, по совету ежа, подвигает землю здесь-там, но на ней образуются горы]: 78; Johns 2005 (СЗ Болгария, Видин) [Дьявол ныряет, приносит со дна земли под ногтями, Бог творит из этого сушу; Дьявол, пытаясь утопить спящего Бога, тянет его во все стороны, но земля от этого вырастает, становится больше неба; животные созваны на совет; Еж советует местами приподнять землю, местами утрамбовать; образуются долины и горы, земля становится по размеру неба]: 264; румыны: Beza 1928 [создавая землю, Бог взял клубок нитей утка и другой клубок нитей основы; пока мерил небо, дал клубок основы Ежу, тот его уронил, в результате земля оказалась больше неба; Бог стал думать, что делать; Пчела полетела к Черту, подслушала, как он сам себе говорит, что надо всего лишь сжать землю руками; Бог так и сделал, образовались горы; Черт успел ударить Пчелу кнутом, едва не разрубив пополам (тонкая талия)]: 123-124; Murgoci, Murgoci 1929 [сперва одна вода, по ней ходят Бог и Дьявол; через семь лет Бог посылает Дьявола нырнуть достать семена сделать землю; Дьявол берет землю во имя себя, ее вымывает из его рук; когда берет во имя Бога, приносит земли под ногтями; поэтому человек принадлежит Богу, а черное под ногтями – Дьяволу, готовя умершего к погребению, грязь из-под ногтей надо удалить; Бог взял из принесенного Дьяволом три песчинки, сотворил из них плоскую землю; Дьявол попытался утопить заснувшего Бога, но таща его тело, лишь растянул землю в разные стороны; она стала шире неба; Бог послал Пчелу подслушать Дьявола; тот говорит сам себе, что надо сжать землю, создав долины и горы; увидев улетающую Пчелу, Дьявол ударил ее кнутом, почти разорвав надвое; у нее остались черные синяки]: 135-137.

Средняя Европа. Поляки [земля лежит среди моря на двух больших рыбах; сперва земля была ровная; пока Бог творил мир, дьявол подговорил утку украсть земли; Бог послал за нею в погоню ястреба, тот стал ее душить; утка открыла клюв, чтобы кричать, выронила землю, из нее произошли горы]: Веселовский 1890: 33-34; украинцы: Кузнецова 1998: 145 (вся Украина) [Бог создает землю ровной, а Сатана наплевал, набросал на ней гор, болот и других неудобий из утаенной земли], 146 (Харьковская губ.) [Черт зашел с конца земли и двинул ее, оттого пошли по земле горы и долины; Бог спросил, для чего он это сделал – чтобы люди поминали и Бога, и черта]; белорусы: Грынблат, Гурскi 1983 [Черт увидел, как Бог сеет землю, спрятал часть во рту; Бог спросил, что он ест, Черт проглотил землю, она стала расти; он стал рыгать, в этих местах образовались болота, где живут черти], № 4: 37-38; Кузнецова 1998 [Бог создает землю ровной, а Сатана наплевал, набросал на ней гор, болот и других неудобий из утаенной земли]: 145; русские: Заварицкий 1916, № 1 (Саратовское Поволжье) [Бог сотворил небо и воды, едет по воде на камне, плюнул, из пропасти явился Титан; говорит, что его имя Титаниил, но можно его звать попросту: Гоголь; готов слушать приказу; Бог велит слетать на небо, принести земли; тот принес, но спрятал щепотку за щеку; Бог раскидаел землю по воде, стала суша; чтобы ее держать, создал трех китов, на них каменную плиту, на нее землю; Бог видит распухшую щеку Гоголя, велит выплюнуть землю, возникла земля с долинами и горами; из зависти Гоголь уперся, сжал и божью землю, она тоже сморщилась; Гоголь утверждает, что так красивее; мужик будет поминать Господа, когда едет в гору, и шута, когда под гору; Бог велит принести из рая семян, отдал Богу из правой руки, оставил себе из левой; из посеянного Богом выросли полезные растения, из посеянного Гоголем – бесполезные, колючие, ядовитые]: 67-69 (кратко в Кузнецова 1998: 146); Кузнецова 1998 [1) Орловская губ.; Бог сотворил землю ровной, но жидкой; попросил Гогóлю пойти с запада, сам пошел с востока и давай жать землю, отчего она стала твердой, но с горами и оврагами; 2) Симбирская губ.; сотворенная Богом земля была несколько велика, тогда с одной стороны Бог, а с другой – Сатана взялись и сжали ее, отчего и произошли горы и долины; 3) Саратовская губ., см. Заварицкий; 4) Б.1 (?); Сатане стало завидно, что люди поминают Бога за ровную землю; он отправился на край земли, уперся плечом, отчего земля пошатнулась и "съезилась", образовались горы]: 146.

Кавказ – Малая Азия. Осетины (дигорцы) [народ царца… возгордился, перестал признавать бога; люди делали в домах настолько высокие двери, чтобы при входе человеку не приходилось наклонять голову, иначе бог мог бы подумать, что народ царца признает его и поклоняется ему; за такую гордочть бог послал на царца всепоглощающий огонь, от которого люди целыми семьями уходили в склепы и умирали в них; после огня бог послал потоп, который смыл мягкую землю и от этого образовались горы и ущелья в Осетии]: Кокиев 1928: 42 в Дзаттиаты 1980: 37; чеченцы [Бог создал землю втрое больше неба, тогда сжал ее, появились земляные горы; чтобы ее укрепить, Бог создал каменные горы; быки согласились держать на рогах землю, если по вторникам они не будут работать (по вторникам работать запрещено), а во время езды им будет можно мочиться стоя]: Далгат 2004: 177; грузины [при творении у Бога земля получилась больше неба; дьявол посоветовал ему сжать землю; Бог обнял землю и сжал; небо село на место, но на земле появились ущелья, моря, озера и пр.]: Вирсаладзе 1973, № 3: 48.

Балтоскандия. Финны: Harva 1938 (? Восточная Финляндия) [Бог посылает Черта на дно; Ч. в образе чернозобой гагары ныряет, приносит землю; утаивает часть во рту; по воле Бога земля начинает расти; Ч. выплевывает землю, образуются овраги и прочие дурные места]: 101 в Напольских 1991: 140; финны или карелы (восточная Финляндия): Мансикка 1909: 171 [Бог был на золотом столбе среди моря; велел своему отражению подняться к нему; появился дьявол; Бог спрашивает, как может возникнуть земля; - Надо трижды нырнуть на дно; Бог велил дьяволу трижды нырять, в третий раз тот утаивает часть земли во рту; Бог велит земле расти, утаенная часть тоже растет; Бог соглашается вынуть ее изо рта дьявола, бросает на север, там появляются камни и скалы (=Kongas 1960: 161 со ссылкой на Mustakallio, MS, № 72)], 171-172 [по морю плавал гоголь, Сатана предложил ему достать со дна землю; тот трижды приносит земли в клюве, оба стали на ней жить; появляется Бог, говорит, что часть земли утаена, достает утаенное изо рта Сатаны, выбрасывает на север, появляются камни, горы]; карелы: Евсеев 1981 [(Сальминен 1908); Гагара летает над морем, Сатана посылает ее нырнуть за землей; она трижды ныряет, каждый раз большая часть земли смыта; все же достаточно, чтобы Гагара смогла жить на земле; Бог говорит, что земли мало, С. часть утаил во рту; Бог велел ее выплюнуть, тот плюнул на север, создав скалы, горы; С. порезал палец, Бог заговорил рану]: 311-312; Мансикка 1909 [Сатана и гоголь плавают по морю; С. посылает гоголя на дно; тот трижды приносит земли, С. собирает ее; появляется Бог, творит земную твердь; "утаивание земли"; Бог не дает Черту земли, тот выпрашивает для себя места столько, сколько нужно, чтобы воткнуть кол; из этой дырки вылезают комары и прочие вредные насекомые и гады]: 171-172 в Напольских 1991: 140; ливы: Loorits 1998(1): 81 [Бог с Чертом ходили вместе, Бог бросил за спину что-то вроде ореха, Черт поднял, положил в рот; это стало расти; Бог дал Черту оплеуху, тот выплюнул взятое в рот, оно выросло, стало землей], 81-82 [Бог велел Черту принести из пространства (ilmaruumist) пыли; голый Черт спрятал часть во рту; Бог велел рассеять пыль по миру, выросла земля; Черт убежал, чтобы Бог не заметил спрятанное им во рту, частички падали, так появились холмы]; эстонцы [Vanapagan недоволен тем, что земля слишком велика; не в силах сделать ее меньше; предлагает Богу навалиться с разных сторон и сжать ее; Бог поначалу согласен; В. давит со стороны Вырумаа, там образовались крутые холмы; Бог чуть нажал с севера и решил, что так не годится, пусть земля будет как есть]: Laugaste, Liiv 1970: 266-267.

Волга - Пермь. Удмурты: Яковлев 1914, № 1 [везде вода, Бог плавает в каменной лодке, за ним плывет Дьявол; Бог велит Дьяволу достать со дна землю; тот приносит землю в горстях; Бог велит принести еще; Дьявол дважды приносит, часть утаил во рту; Бог велел земле расти, покрыть воду; Дьяволу пришлось выплюнуть землю, комья стали горами]: 387-388; Munkácsi 1887 [везда вода, Инмар плавал в лодке, призвал Шайтана, велел нырнуть, достать со дна все, что найдет; по пути Рак говорит Ш., что живет в воде 12 лет, но дна не видал; Ш. достиг дна, принес песок во рту, вопреки запрету И. немного утаил; земля стала расти; увидев раздутые щеки Ш., И. велел ему выплюнуть утаенное, образовались горы, овраги]: 49 в Владыкин 1994: 319-320, в Перевозчикова 1988: 15; мари [Киреметь в образе селезня плавал по воде; Юма велел ему достать со дна землю; тот принес, утаил часть во рту; Ю. дунул на землю, распространил по воде, создав ровную сушу; К. стал выплевывать утаенное, создав горы]: Васильев 1907: 50; мордва [Чам-паз (бог солнца) плюет, плевок превращается в камень, он разбивает его, тот превращается в Шайтана; Ч. велит нырять, достать землю со дна; Ш. утаил часть во рту, выплюнул, появились горы; Ч. сделал голубое небо, Ш. – тучи, Ч. велел им приносить дождь; Ч. сделал полезных животных, Ш. – хищников, змей, пауков, комаров; Ч. сделал человека под охраной собаки, Ш. дунул на нее холодом, та была голой, спряталась в сене; Ш. оплевал человека, дав ему болезни, пороки; Ч. дал человеку разум, Ш. отослал в нижний мир]: Седова 1982: 13-15; чуваши [Тура создает землю ровной и гладкой; Шуйттан выплевывает утаенный во рту ил, создает горы, овраги; по другой версии, вызывает бурю в океане, пока земля еще не успела отвердеть]: Егоров 1995: 117-118; (ср. Рекеев 1896 [были вода и небо; Бог плавал в лодке, посылал ангелов нырять, они не достали грязи со дна; Бог неохотно согласился на предложение дьявола нырнуть; тот вынес во рту грязи, выплюнув ее Богу на ладонь, Бог эту землю рассеял во все стороны; частички земли начали увеличиваться; Бог видит, что у дьявола верхняя губа надувается, ударил его, губа рассеклась, оттуда выпала земля и потекла кровь; куда кровяные брызги упали, там народились новые дьяволы]: 1-2).

Южная Сибирь - Монголия. Балаганские буряты [зап. Халгановым; бурхан сотворил землю ровной; около него стоял Шитхыр (Хангалов: Шиткыр), спрятавший под пятою немного земли; когда бурхан кончил творить, Ш. взял спрятанное, разбросал, образовались горы и долины; объяснил бурхану, что когда люди будут спускаться под гору, то станут призывать, Ай, бурхан; а когда подниматься, то будут поминать, Шитхырова высокая гора; таким образом их обоих будут поминать постоянно]: Сомбол 1890, № 1г: 69 (то же Халганов 1960, № 1: 10; буряты (р.Обусы, Осинский район Иркутской области) [существовали две плоскости, верхняя и нижняя, верхняя больше нижней; на нижней находилось четыре счастья (зол); из одного образовалось море, из второго – золотая ива, из третьего – человеческая форма, из четвертого – свет огня; из человеческой формы образовалась Эхе бурхан (Богиня-Мать); под золотой ивой создала сына по имени Бударга, из коры ивы – друга для него птицу Анхата шубуун; в море сотворила рыбу Абарга загаhан, из света огня создала солнце; из морской пены вышел демон Арханг-Шотхор; он не достал землю.; птица АШ принесла в когтях со дна моря горсточку глины, ЭБ на спине АЗ сделала из нее землю; ночью демон АШ стал тянуть спящих в воду, но лишь растянул землю, ставшую большой; предложил сдавить землю, так появились горы; стал просить себе долю; ему согласились дать столько, чтобы поставить трость; из дыры выползли насекомые, змеи, черви и пр.; см. мотив B3B]: Хадахнэ 1926: 32-33; буряты [все покрыто водой; Эсэгэ Малан и его жена Эхэ Юурген сдвинули воду в сторону, открылась земля; сотворили человеческую форму, бросили на воду, она приплыла к берегу, стала расти; боги сотворили людей голыми; черт плюнул в грудь человека, облизал его голову, отчего эти места покрылись волосами; боги попросили черта покараулить землю; он стал охранять ее и вместе с тем дуть на нее то в одну, то в другую сторону; образовывались горы и долины; боги стали ругаться; черт: «Горы и долины понадобятся для земледелия; в холодное лето хлеб хорошо уродится на высоких местах, в теплое - в долинах»]: Шаракшинова 1980: 23-24; шорцы: Арбачакова 2010, № 14 [вначале земля ровная; огонь падал, на два метра вниз кедр горел, земля горела, затем потоп все затопил; звери плавали, на большой горе схоронились; люди плавали на плотах, убивали плававших зверей, ими питались; после потопа появились горы]: 301; Хлопина 1978 [Ульгень создал светила, гладкую землю, реки; Эрлик – горы; У. создал человека, пошел искать душу, оставил голую собаку сторожить; Э. дал ей шерсть, чтобы не замерзнуть зимой, за это она подпустила его к творенью; Э. измазал человека грязью; У. вернулся, не найдя души; согласился, что душу вдохнет Э., она будет принадлежать ему; Э. вдохнул душу через рот через полый стебель дягиля]: 71-72; Штыгашев 1894 [сперва одна вода; Бог часто сплевывает на одно место, слюна образует кучу, из нее вылезает дьявол Айна, называет его другом; Бог велит ему нырять достать землю, сказать, Помоги, Господи! А. не говорит, земля дважды смывается с его рук, но на дне он ее ест; в третий раз принес землю, Бог высушил, разбросал ее, сотворив сушу; земля в желудке А. стала расти; Бог разрезал, почистил, вылечил А., лег спать; А. пытался перевернуть землю, но лишь растянул ее; упросил дать кусок земли хотя бы размером с костыль; провалился вниз, а из отверстия вышли гады и насекомы, колючие растения, появились горы, болота; Бог укрепил землю на трех китах (кер-палык); когда те меняются местами, происходят землетрясения]: 1-7; хакасы (качинцы) [сначала была утка; сделав другую товарищем, послала ее за песком на дно реки; та трижды приносит и отдает первой; в третий раз часть песка оставила у себя во рту, эта часть стала камнями; первая утка рассеяла песок, толкла девять дней, земля выросла; горы выросли после того, как посыльная утка выплюнула изо рта камни; из-за этого первая отказывается дать ей земли; соглашается дать землю размером с трость; посыльная протыкает дыру в земле, уходит в нее; первая утка (теперь Бог) творит из земли мужчину, из его ребра женщину, дает им скот; вторая утка – Эрлик-хан]: Катанов 1894: 185-188; 1963: 154-155; алтайцы: Гарф, Кучияк 1978 [Тас-Берюк Плешивый плывет вниз по реке, попадает в ледяной дом к морским людям; двухголовый дракон с двумя языками съел их сыновей, собирается сожрать дочь; Т. отрезает языки ножницами, дракон исчезает; Т. отказывается взять спасенную девушку, просит отправить его домой; по дороге видит сражающихся великанов, убивает стрелой двухголового; это был тот же дракон; второй – повелитель змей и чудовищ, приносит его домой, велит об этом не рассказывать; напившись, Т. нарушает запрет; великан с чудовищами приходят его убивать; Т. говорит, что это не он, а арака говорила; великан с чудовищами напиваются, превращают равнину в горы]: 185-195; Радлов 1989 [Тенгере Кайра Кан и человек парили над водой подобно гусям; человек взлетел выше Т., лишился способности летать, упал; Т. его вызволил, велел нырнуть, достать земли; человек засунул часть ее в рот; земля стала пухнуть, Т. велел ему ее выплюнуть, на земле образовались болотные кочки; Т. проклял его, назвал Эрликом; Э. завладел людьми Т.; создал злых духов, поселил на своем небе; Т. разбил его копьем, осколки образовали горы; Эрлика Т. прогнал глубоко под землю]: 357-358; Хохолков 1997 [везде вода, Кудай послал рыб искать землю, только Щука принесла со дна; К. сделал ее более легкой, чем другие рыбы; К. заснул, его брат Эрлик схватил горсть земли, побежал; земля продолжала твориться; где Э. прыгнул, появилась гора, где наступил – ложбина, земля стала неровной; К. согласился дать Э. землю размером с конец его костыля; Э. провалился в эту дыру, из нее вышли все гады и насекомые]: 21-22.

Западная Сибирь. Манси [на торфяном клочке посреди воды жили муж и жена; у них были Гагара и другая водоплавающая птица - Лулы; они просят Л. достать со дна землю, та приносит на клюве комочек; он вырастает; белый Ворон летает смотреть, велика ли земля; ест труп, становится черным; сперва земля была гладкая, затем семь дней грохотала, появились горы]: Ромбандеева 1991: 14; ханты [Кынь-лунг (Куль-отыр), воспользовавшись сном Нуми-Торума, стал таскать его по земле, пытаясь утопить; при этом возникли холмы, долины, ямы, кочки, болота; в свой подземный мир К. ушел через отверстие от воткнутого в землю посоха; через отверстие на землю поднялись комары-кровопийцы и духи болезней, но богиня Мых-ими загораживает его]: Петрухин, Хелимский 1982: 567; северные селькупы [Камнеед убивает мужчин и мальчиков, оставляет женщин; она просит оставить колыбель с ее младенцем под деревом; звери воспитывают мальчика, показывают, где живет мать; он просит мать выведать, где ее муж прячет свои сердце и печень; тот называет какое-то место; юноша давит сердце, Камнеед перед смертью отрыгает камни, земля становится бугристой]: Казакевич 1998, № 1: 209-210 (пересказ в Тучкова 2004: 247-248); кеты [Есь и дотэт стали делать землю от середины, Е. выше по Енисею, д. ниже; д. спрятал часть земли за щеки, поверхность вышла наклонная, поэтому Енисей течет к северу; Е. отобрал излишки земли, разбросал, появились холмы и кряжи; оба нарисовали реки, озера; Е. создал полезных животных, рыб, д. – вредных и бесполезных (волка, корову, свинью, окуня, ерша), пытался оставить в своей половине промысловую рыбу]: Алексеенко 1976: 71-72; ненцы [был всемирный потоп, 7 человек спаслись в лодке, подняты водою под самое небо, находились согнувшись под небесным сводом; попросили гагару достать землю; та вынурнула через 7 дней, принесла земли с песком и травою; люди бросили это на воду, попросили Нума устроить землю; вода сошла, лодка села на землю; вода вовсе исчезла; одна женщина сосала собственные груди, умерла; другая пила свою мочу, выжила; люди вырыли яму, нашли воду; умерли от голода, остались двое мужчин и девочка; они ели мышей; мамонт пропорол землю рогами, образовались горы, овраги; теперь люди находят обломки его рогов; под его тяжестью земля просела, образовались реки, озера; Нуа разгневался, мамонт утонул в озере, теперь живет под землей; один из мужчин женился на девочке]: Третьяков 1871: 415-416; нганасаны [бог сделал землю ровной; решил, что для людей это плохо; смял]: Долгих 1976, № 6: 51.

Восточная Сибирь. Якуты (центральная Якутия) [мир состоял из воды; бог (Б.) утверждал, что дьявол (Д.) не сможет достать со дна морского земли; Д. решился спуститься на дно, чтобы победить Б. в споре; через три года вынырнул, но, увидел, что земля, взятая им со дна в обоих кулаках, смыта водою; Б. заметил, что под одним когтем у Д. осталась крупица земли, которую он и скрал незаметно; Б. стал насмехаться над Д., что тот не смог достать обещанной земли; Д. опять нырнул; пользуясь этим временем, Б. создал из украденной крупицы землю величиною с постель, сам лег на ней отдохнуть и заснул; когда Д. вынырнул из воды и увидел проделку Б., он испустил страшный крик, от которого рассыпалась во все стороны земля, взятая им в рот со дна моря; она образовала горы, неровности и вообще негодные для человека места; затем Д. послал ораву своих слуг, и все общими силами стали тянуть своими железными когтями сушу, на которой лежал Б., с целью потопить ее; вместо этого суша растягивалась во все стороны и образовала нынешнюю землю; далее см. мотив B1]: Кулаковский А.Е. 1979: 14-15; Миддендорф 1989 [творец сделал землю ровной; злой дух растоптал или разгреб ее, образовались горы, долины и реки]: 21; верхоянские якуты [Христос посылает Сатану на дно, С. дважды ныряет неудачно, зажатый в руке песок вымыт водой; в третий раз, превратившись в ласточку, приносит в клюве землю; Х. творит сушу; С. спрятал часть земли во рту; Х. ударил его по шее, ил высыпался, образовались горы]: Серошевский 1896: 653; подкаменно-тунгусские эвенки [земля была маленькой, негде было пастись оленям; человек жаловался на свое горе мамонту (хэли); тот забил свои бивни в дно и стал выворачивать со дна глину, песок и камни; выброшенные камни и глина стали расти, превращаться в утесы, в горы и равнины]: Василевич 1959: 174; эвенки на р.Юдукон [земля была плоской, на ней жили мамонт, змей дябдар и другие звери; одноглазое, однорукое, одноногое существо чулюгды стало преследовать их; мамонт и д. вступили с ним в борьбу; где мамонт ступал, образовались озера, болота; где рыл землю бивнями, бросая в ч. комья – горы; д., ползая, проложил русла рек; герои столкнули ч. в пропасть подземного мира, сами ушли в землю]: Анисимов 1951: 195; эвенки-орочоны [были вода и небо; Змея велела Лягушке нырнуть, достать землю; энекан буга поселила на ней мамонта сэли; Змее это не понравилось, она начала изгонять мамонта с земли; они дрались до тех пор, пока не провалились под землю; после этого помирились, стали духами-охранителями в нижнем мире; кучи земли, которые они наворотили во время драки, превратились в горы, углубления — в реки и озера]: Мазин 1984: 19-20.

(Ср. Япония. Айну [Создатель посылает мужчину и женщину сделать берега Йезо (Хоккайдо); мужчина упорно работал, а женщина заговорилась с сестрой персонажа по имени Aeoina; поняла, что опаздывает, сделала кое-как, поэтому западные берега скалисты, неудобны, а южные и восточные хороши; мужчина обругал женщину, она заплакала, с тех пор люди плачут]: Batchelor 1927: 13).

СВ Азия. Марково [По сказаниям языческих инородцев, первоначально мир расстилался только океаном, не было никакой твердыни, в воздухе над водами обитали два духа, один добрый, а другой злой. «Ну, - говорит добрый дух злому, - станем делать землю», - «А где же мы найдем ее?» – «А вот ты, - говорит добрый злому, - оборотись в крохаля и нырни в воду, поищи землицы». Злой послушал его, оборотился в крохаля и нырнул в воду; три дня ходил под водою, нашел немного землички, принес и отдал ее доброму духу, но зернышко землицы спрятал у себя во рту с тем намерением, что когда он увидит, каким образом сделает землю добрый дух, то он по такому примеру сделает свою землю. Действительно, добрый дух начал делать землю, и всякая ее частица начала быстро расти, даже и та частица, которая была во рту злого духа. Когда из частицы доброго духа сделалась огромная земля, тогда злой дух свою часть более не в состоянии был держать во рту и выплюнул ее на новую землю, но она разбилась на отдельные кучи, от которой будто бы образовались горы]: Дьячков 1992: 231; чукчи [Большой Ворон Куркил с женой живут на крохотном клочке суши в пустоте; жена превращается в человека, рожает двух сыновей-близнецов; они смеются над отцом, который остался вороном; К. решает создать землю; летит к горизонту, небо трется о землю; там от трения из пыли возникли антропоморфные существа; один из них велит К. создать сушу; тот испражняется в небе, его экскременты падают, превращаются в острова и материки; спутник говорит, что на земле нет воды и гор; К. писает, достигнув земли, его моча становится пресной, превращается в реки; он снова испражняется, возникают горы; на земле вырастают деревья; К. стесывает с них щепки, бросает в воду; сосновые превращаются в моржей, дубовые в тюленей; щепки от кедрового стланника - в белых медведей, от каменной березы - в китов, от других пород - в рыб, крабов, в прочие морские существа; щепки, упавшие на землю, - в сухопутных животных; сперва есть только мужчины, Паучиха рожает четырех дочерей; спутник К. женится на одной, но они спят порознь; К. учит их, как надо совокупляться]: Bogoras 1904 в Norman 1990: 65-72; чукчи [люди живут в темноте, едят черные камни вместо мяса, белые вместо жира; в мире келэ солнце спрятано, завернуто в шкуры; Ворон приходит играть в мяч с дочкой келэ, подговаривает ее попросить у отца для игры солнце, улетает с ним; продырявливает сверток, мир заливает свет, келэ обращается в бегство; пнув сучья, Ворон превращает их в оленей; летая над землей, волочит крыло, проделывая им выемки и создавая реки и море; становится громом]: Bogoras 1928, № 4: 304-305.

Субарктика. Цецот [вначале не было гор, дождя, снега, ветра, люди и животные не различались, постоянно светило солнце; мальчик плачет, хочет пить; отец дает ему жир, он не хочет; отец стреляет в грязевой холмик, из него полились все реки; животные собрались на совет, как добыть дождь и снег; пришли к краю неба, Горностай проделал в небе дыру, они вышли на небо, отверстие за ними закрылось; среди красивой равнины жилище, в нем мешки с дождем, снегом, туманом, бурей, четырьмя ветрами; в доме женщина-Гусыня велела порвать мешки; вышли облака, все появилось, в том числе горы; Горностай снова прогрыз дыру, все вернулись на землю]: Boas 1896, № 3: 260-261.

СЗ Побережье. Цимшиан [плоская круглая земля покоится на столбе, который держит старуха; ее движения вызывают землетрясения; небо послало потоп уничтожить злых людей в селении в верховьях р. Несс (ночи напролет те плясали и играли в азартные игры); после потопа появились горы; некоторые говорят, что земля в это время перевернулась; одна старуха сказала, что уголь, найденный на о-вах Королевы Шарлотты, есть очаги людей, живших на начальной земле]: Boas 1895, № 3: 278 (=2002: 561).

Средний Запад. Виннебаго [злой вождь велит своим сыновьям убить юношу; взбешенные Громы бьют своими палицами по земле, создав нынешние долины и овраги; вождь с сыновьями скрылись под землю, превратились в дождевых червей]: Smith 1997: 100-101; саук, фокс [см. мотив B3A; подземные маниту (Змеи?) вызывают потоп, Висакя создает землю заново, она ровная; просит Стервятника поднять его к Солнцу; тот его сбрасывает, дерево подхватывает его; В. просит Лося притвориться мертвым; голова Стервятника застревает в теле Лося, становится лысой; В. в наказание велит всем стервятникам махать крыльями и создать долины и горы]: Jones 1901: 235-237.

Северо-восток. Онейда [в стране на небе человек просит выкопать дерева с цветами света, сталкивает в дыру свою беременную жену, объясняет, что она была неверна; внизу вода; лишь Черепаха способна поддерживать землю; Норка ныряет, всплывает мертвой с землей на лапах и морде; Гагара кладет землю на Черепаху, земля вырастает; женщина рожает дочь; к ней сватаются люди-животные; мать соглашается на предложение Черепахи; муж кладет на живот жены крест накрест две стрелы с наконечниками из кремня и из коры; двое мальчиков ссорятся в утробе; младший Tan-lon-ghi-au-wan-goon (далее Т., добрый) хочет выйти нормально, старший Than-wisk-a-law (далее Th.) - через бок матери; в результате она умирает; бабка убивает внуков, бросает в море; те возвращаются; бабка делит труп дочери пополам, бросает вверх; верх превращается в солнце, низ в луну; у Th. есть отцовский кремень, он убивает им дичь; бабка любит его; старик дает Т. кукурузу; говорит, что он должен убить злого брата, чье тело из кремня, иначе люди не смогут жить на земле; T. притворяется, что боится ветвей бука и тростника; Th. отвечает, что боится кремней и рогов оленя; побежден, убегает, создавая овраги и горы, превращается в Скалистые Горы; злая бабка пытается уничтожить людей потопом, снегом; навлекает на них все бедствия, от которых люди сейчас страдают]: James Dean (1770-ies?) в Elm, Antone 2000: 157-162; тускарора [женщина в верхнем мире готова родить близнецов; в это время проваливается вниз; морские чудовища достают немного земли со дна, кладут на черепаху; когда женщина приземляется на нее, суша начинает расти; добрый сын Энигорио (Э.) рождается нормально, злой Энигонхахетхеа (ЭХ) – через бок матери, убивая ее; Э. превращает голову матери в солнце, тело в луну; создает растения, животных, людей, получаются обезьяны; Э. лжет, что его можно убить камышом; ЭХ отвечает, что его можно убить рогом оленя; братья сражаься, Э. убивает ЭХ, тот проваливается в землю, становится духом зла]: Cusick 1827 в Leland 1968: 24; в Beauchamp 1922: 8-11.

Великие равнины. Санти [когда воды потопа стекают, они промывают долины]: Wallis 1923: 37; вичита [после потопа клочья пены оседают на земле, образуя горы]: Dorsey 1904a, № 56: 296.

Юго-восток США. Влажная и мягкая суша впервые появляется над водой; Стервятник летает над ней; от взмахов его крыльев вздымаются горы. Чироки: Duncan 1998 [дед и внук сидят на крошечном островке; внуку негде играть; дед посылает разных животных нырять на дно; Черепаха всплывает мертвая с землею на лапах; дед сушит землю, бросает на воду, земля вырастает; стервятник высушивает ее взмахами крыльев, создавая долины и горы]: 40-43; Mooney 1900, № 1 [вначале везде вода, животные теснятся в верхнем мире Gălûñ'lătĭ; Жук-плавунец Dăyuni'sĭ (внук Бобра") отправляется на разведку; плавая, земли не находит, тогда ныряет, приносит глины, она вырастает, превращается в сушу; животные посылают различных птиц узнать, высохла ли земля; просят Великого Стервятника (прародителя нынешних) высушить землю; тот парит над землей, она еще мягкая; достигнув страны чироки, он от усталости стал махать крыльями; где касался ими земли, там появлялись долины, где вздымал крылья - горы; животные испугались, что весь мир станет гористым, отозвали Стервятника, но страна чироки осталась гористой]: Mooney 1900, № 1: 239; ючи: Gatschet 1893: 280; Speck 1909, № 1: 104; Swanton 1929, № 90 [(Toggle collection); всюду вода; Рак соглашается нырнуть на дно, хвостом и клешнями взмучивает глину, громоздит ее в кучу; хозяева земли на дне подходят наказать вора, но Рак скрывается, опять подняв муть; продолжает громоздить глину, куча глины показывается над водой; некоторые предлагают Ястребу высушить землю; другие советуют послать Стервятника, у него крылья больше; Стервятник долго парит над землей, высушивая ее; устав, хлопает крыльями, из-за этого образуются долины и горы]: 84; аламаба, коасати [вначале везде вода; птицы и животные плавают на плоту; вождь Рогатая Сова предлагает нырять; Бобр не доныривает; Лягушка вернулась, испугавшись рыбу Саргана; Рак достиг дна (Сарган решил, что это нестоящая добыча); хвостом сгребает глину, делая из нее столб, поднявшийся над водой; земля вырастает; Стервятник летает над ней; когда поднимал крылья, возникали горы, когда опускал - долины, когда парил - равнины]: Martin 1977: 2-3.

Калифорния. Юрок [человек убивает молодого Грома; другие Громы заливают землю дождем, создав пересеченный рельеф]: Kroeber 1976, № J4: 321; вийот [Создатель уничтожает первых людей потопом; до этого не было гор]: Kroeber 1906a, № 3: 96; помо [во время потопа Койот посылает Крота сделать горы; тот роет под водой, возникают холмы и горы, воды сходят]: Barrett 1933, № 23/2: 130; винту [после потопа создатель велит Кроту и Опоссуму принести с запада почву; посыпает ею голые камни; Опоссум делает холмы, Крот - горы]: Curtin 1898: 27-28; ацугеви [Женщина-Гагара поджигает землю; летая после пожара, ее сестра Орлица делает горы, оживляет погибших мужчин]: Dixon 1908, № 12: 177; йокуц [см. мотив B3A]: Kroeber 1907a, № 11 [вначале везде вода; маленькая Утка хватает со дна песок, поднимаясь, теряет его, немного остается под ногтями; дает песок Соколу, тот смешивает его с табаком, дает половину Ворону; оба летят к северу, затем параллельно на юг, сыпя щепотки песка; внизу возникает земля; Ворон летит, создавая Береговой хребет, а Сокол - Центральный; горы Ворона сперва выше, Сокол меняет их местами], 15 [лишь гора возвышается над водой; Сорока отвечает Койоту и Орлу, что землю можно достать внизу; все Утки ныряют, всплывают мертвыми; под ногтями, в ушах, во рту Нырка находят немного земли; смешивают с семенами, делают землю; Орел посылает Волка, тот обегает землю, сообщает, что она еще мягкая; Койот бегает по земле раньше времени, появляются ущелья и горы]: 204-205, 209-211; кавайису [дождь заливает землю потопом; некоторые первопредки спасаются на горе; Поток ныряет до дна, приносит под ногятми землю; землю кладут на поднос для веяния, она вырастает; земля так и лежит на этом подносе; она ровная; Белка прокладывает ущелья, насыпает горы; Голубая Сойка сажает растения]: Zigmond 1980, № 1: 27-28.

Большой Бассейн. Северные пайют [вначале все покрывает вода; Стервятник поднимает мир на востоке, вода стекает на запад, образовав океан; Гризли, Барсук и Сурок опасаются, что вода вернется, делают горы своими руками]: Powell 1971: 242.

Большой Юго-Запад. Хикарилья [Койот ловит и прячет ребенка водного существа; начинается потоп, мужчины и женщины собираются на горе; она вырастает до верхнего мира, вода устремляется следом; Койот бросает ребенка в воду, вода уходит; до этого на земле не было гор и воды]: Opler 1938: 266-267; западные апачи [Создатель вытирает руками пот с лица, трет руки, стряхивает, создавая Девушку-без-Родителей, затем Солнце, Мальчика, Тарантула, Ветер, Б.Медведицу, Метателя-Молний; он и первые трое из созданных смешивают свой пот, создают коричневый шарик размером с фасолину; Ветер его надувает, он превращается в землю; Тарантул привязывает к ней с востока, юга, запада, севера черный, синий, желтый, белый канаты; Создатель посылает Колибри, тот сообщает, что земля хороша; Создатель ставит черный, синий, желтый, белый столбы-опоры по четырем сторонам, утверждая на них землю; посылает Голубя; через четыре дня тот возвращается, сообщает, что будет потоп; после потопа появляются горы и реки; Создатель зажигает огонь, возносится к небу на столбе дыма]: Curtis 1907-1930(1): 23-35 в Edmonds, Clark 1989: 101-104; хопи: Cushing 1923, № 1-8 [пещера нижнего мира переполнена, отбросы каждого пачкают остальных; двое близнецов доросли до потолка, сделали отверстие; вырастили тростник, по нему люди поднялись во второй мир, затем так же в третий; здесь близнецы получили огонь, зажгли факелы, построили дома; здесь женщины бросили детей, перепутали мужей, заняли кивы; мужчины носили им туда младенцев, чтобы те покормили их; тогда мужчины выбрались в четвертый мир; здесь тоже темно, также мокро; люди сделали щит из оленьей кожи, украсили бирюзой, отправили на восток, он стал солнцем; накидка стала луной; Койот открыл сосуд, из него вылетели звезды, обожгли ему лицо; Стервятник отогнал воду крыльями, появились горы; близнецы проложили каналы, по ним вода схлынула]: 163-166; Stephens 1929, № 1 [после потопа близнецы создают горы]: 6; западные керес (Акома) [горы были пологими; воды потопа прорезают ущелья]: Stirling 1942: 78; юма [волны потопа вздымают горы]: Harrington 1908: 336.

СЗ Мексика. Кора [вначале земля покрыта водой; после потопа пока земля мягкая, бог посылает старика Летучую Мышь сделать ее менее плоской; тот проделывает стоки для воды; сперва долины были столь глубоки, что невозможно ходить, затем он сделал их менее глубокими]: Lumholtz 1903(1): 513; уичоль [как у кора; женское божество посылает попугая]: Myerhoff 1974: 84.

Мезоамерика. Уастеки [земля была ровной; при первом восходе солнца первопредки бросились в землю вниз головой, создав долины и горы; с тех пор они живут под землей; в начале солнечной эры похитили людей и домашних животных (собак, коров, кур, лошалей, свиней, ослов); позже некий герой вывел людей и животных на землю и закрыл нижний мир; первопредки все же выходят на землю в форме ветров, похищая души теенек (самоназвание уастеков) и тем вызывая болезни]: Ariel de Vidas 2002: 536-537; цоциль [Сан Хосе делает плоскую землю; наш отец уничтожает обитателей кипятком, делает новую землю гористой]: Gossen 1974, № 164: 336; чоль [Ch'ujtat вывел землю из своего сердца; сперва она была подобна ветру, ветер стал облаком, облако водой, вода грязью, грязь землей; по четырем углам земли поставил в каждом по три человека Chuntewinikes ее поддерживать; эти люди питаются только запахом цветов и плодов; после этого Ч. обрезал пуповину, соединявшую его сердце с землей; земля покрылась растительностью; Ч. создал первых людей, меньше размером, чем Chuntewinikes, но больше нынешних, очень умных; ни в чем не нуждаясь, они забыли творца; Ч. уничтожил их потопом, послал Стервятника узнать, остался ли кто-нибудь, велел ничего не трогать, но тот стал есть трупы; Ч. наказал его, велев питаться падалью; послал Горлинку, она увидела, что везде кровь, но некоторые спаслись на плотах; выпачкав кровью ноги, вернулась к Ч.; тот превратил спасшихся людей в обезьян; пена потопа превратилась в камни, которых ранее не было]: Gebhardt Domínguez 2001: 49-51; чорти [звезд и солнца вначале не было, люди работали в темноте; с неба спускались орлы, уносили и пожирали их; чтобы защититься, люди надевали на головы деревянные клетки; земля была плоской, без гор; когда шел дождь, землю часто заливало; люди спасались в лодках; когда вода сходила, рыба оставалась на суше, люди ее жарили и ели; Бог разгневался, послал особенно сильный потоп и первые люди погибли; а для новых людей велел подняться горам, чтобы вода не прорвалась; так появились горы – заслон от потопа]: Hull 2016: 14-19.

Северные Анды. Гуамбиа [сперва земля ровная; Pedro de Urdimales (Lendrí Beru) затопил землю, все утонули; взял бубен, внутрь его поместил мужчину и женщину и по паре всех животных, пошел по воде, бил в бубен; сделал так, что земля высохла, образовались долины и горы; состарившись, попросил зарыть его, привязав веревку, один конец которой останется на земле; люди кладут его в каменный гроб с выходящей наружу тонкой травинкой, привязанной к его мизинцу; когда П. угрожает людям, он сотрясает землю; еси бы привязали лиану, совсем перевернул бы землю]: Hernandez de Alba 1965: 197-108.

Льяносы. Яруро: Wilbert, Simoneau 1991b, № 9 [дождь залил землю потопом, люди собрались на горе; мировой змей Poaná языком создал горы и русла рек], 10 9 [сперва земля плоская; во время потопа Po A извивался, создав неровности рельефа; воды сошли]: 30, 30-31.

Южная Венесуэла. Хоти [в начале времен jkajo jadï (духи, мужчины, превратившиеся в бессмертных, способных менять свою внешность, превращаясь в различных животных, растения, грибы, предметы) присутствовали повсюду, между ними шла борьба, приведшая к вселенскому хаосу, что вызвало провал земли в нижний мир; ъто было последнее большое разрушение, во время которого одно из основных могущественных антропоморфных существ, iyëka ja, погубил человечество, срубив четыре дерева nïn alawini (Vitex spp., по другим мифологическим версиям, Copaifera officinalis L.), поддерживавших землю по четырем странам света; сегодняшний мир был создан заново iyëka ja и его братом buka ja (основные антропоморфные существа-созидатели, также называющиеся waiyo ja); оба мифологических брата приняли решение сделать нынешний мир, используя в качестве инструмента твердый клюв тукана; они создали горы, равнины, реки, озера, холмы, саванны и пр.]: Матусовский 2010.

Монтанья. Харакмбет [после мирового пожара земля плоская; Дятел делает холмы и горы]: Gray 1996: 30.

Чако. Тоба [после мирового пожара земля стала гористой]: Wilbert 1989a, № 57: 87.

ЮВ Бразилия. Шета [дождь заливает землю потопом; человек просит птиц достать новую; птицы сапакура (ибис) и саракура приносят немного глины или почвы в клювах, бросают на воду; земля высыхает; там, куда упала земля, появились горы; до потопа земля была гладкая; Утки показали человеку озеро, где купались девушки; он схватил одну из них, взял в жены; шета – их потопки]: Borba 1904 в Koch-Grünberg 1921, № 78: 212-213.