Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B94A. Дерево исполняет желания. .14.29.31.32.34.

Дерево или живущая в стволе птичка выполняет желания человека, который дерево срубил или собрался рубить.

Кабилы, ногайцы, эстонцы, карелы, латыши, мари, удмурты, башкиры, буряты, тувинцы.

Северная Африка. Кабилы (Mzabite) [у бедного дровосека четверо детей, его богатый брат бездетен; бедный начинает рубить ююбу; дерево просит не делать этого, дает горшок, который наполняется чем пожелаешь; богатый брат отобрал; дерево дало палку; она стала бить людей; те заставили богатого брата вернуть горшок и поделить с бедным братом имущество]: Basset 1903, № 11: 30-33.

Кавказ – Малая Азия. Ногайцы [дерево просит старика не рубить его, обещает выполнить просьбу, тот просит дров; старуха жалуется, что дрова мелкие, велит попросить муки; у дерева листья пожелтели, оно обещает дать муку; на другой день старуха говорит, что идет снег, оказалось, что это мука; старуха хочет золота и серебра; листва дерева почти опала; старуха боится, что теперь их ограбят, велит попросить у дерева, чтобы их боялись; у дерева опали последние листья, оно превратило старуху в лису, старика в медведя]: Алиева 2013, № 107: 467-468.

Балтоскандия. Эстонцы [береза просит лесоруба не рубить ее, ибо она еще молода, у нее дети; то же затем деревья всех видов; старик в корьевой одежде благодарит за жалость к его детям, обещает, что у него ни в чем не будет недостатка, но он, его жена, дети не должны желать слишком многого; дает золотой прут, им надо помахать над муравейником, ульем, у дерева и пр., все будет; по возвращении мужа жена стала его ругать, он вызвал прутья, те побили ее; семья зажила богато; но один из потомков пожелал, чтобы солнце спустилось погреть ему спину; солнце спустилось, сожгло его и весь дом; деревья от жара испугались и больше не разговаривают]: Kreutzwald в Talvet 1991: 156-164 (=Põder, Tanner 2000: 92-98); карелы (Калевальский р-н, 1938) [дерево просит старика не рубить его, обещает сделать добро; старик рассказывает жене, она посылает его срубить дерево; на третий раз старику приходится выполнить желание старухи; пень просит старика взять и его; тот отвечает, что не может зимой выкорчевать пень; тогда пень дает старику золотую голову; старуха хочет ее продать, старик против; голова велит своим сородичам наполнить дом съестными припасами; в следующий раз – одеждой; теперь старуха хочет избу; изба готова, и теперь голова хочет, чтобы старуха достала ей невесту; одна девушка соглашается, ночью голова превращается в парня; мать ругает дочь, ей приходится рассказать правду; после этого голова исчезает; старик уходит на поиски, старая вдова объясняет, куда пойти, чтобы схватить сына; сын входит в избу, старик прыгает на него, падает, сын опять пропадает; то же – старуха; идет жена, хватает его, но муж снова исчезает; вдова обещает помочь, но велит постричь ее овец; старик на коне говорит, что овцы будут драться с волками, надо подобрать шерсть; вдова посылает за корытом к владыке моря; всадник приносит корыто, женщина дает ему денег; вдова велит принести бёрдо из леса; муж сам приносит бёрдо вдове, остается с женой]: Конкка 1959, № 30: 134-141; латыши [деревья стали просить человека не рубить их; он пошел к липе, та обещала сделать его помещиком; затем королем; на третий раз он попросил сделать его Богом; Липа велела ему стать на четвереньки и сделала медведем; после этого Бог запретил деревьям разговаривать]: Dähnhard 1907: 222.

Волга – Пермь. Мари: Сабитов 1989, № 555 [Чудесное дерево: исполняет все желания бедняка (хорошее домашнее хозяйства, важный чин и т.п.); когда он выражает желание стать становым приставом, все пропадает, бедняк превращается в медведя; (много текстов)]: 34-35; Четкарев 1948 [дрова кончились, жена посылает мужа в лес, он собирается рубить липу, голос из дупла просит не рубить, говорит, что дрова уже у него дома; так многократно, человек просит все больше (дом, скот, деньги, должности старосты, старшины; когда просит сделать его становым приставом, т.е. большим барином, чтобы ездить в пуховой перине, просыпается в берлоге медведем; "медведь – барской породы, произошел от станового"]: 89-91; Anderson 1935: 11-15 в Kippar 2002 [бедняк идет в лес рубить елки построить дом; ель говорит, что для этого не надо ее рубить, отметь участок и ложись спать; утром дом готов; он опять с топором к ели, нужен двор; затем деньги; снова пришел: все есть, уважения нет; ель: теперь тебя люди станут бояться, а ты людей; мужик стал медведем, медведи пугливы]: 117-118; удмурты [старик хочет отщепить от березы лучину, та обещает выполнять все его желания; супруги богатеют; старуха велит старика попросить что-нибудь страшное, чтобы их все боялись; они превращаются в медведей; (происхождение медведей)]: Радимов 1922: 5-14 (=Клабуков 1948, № 44: 129-131); башкиры [старик принес чурку, стал колоть, выскочила птичка, готова исполнить желание; старик попросил дров; старуха каждый раз велит попросить что-то еще (еды, стать купчихой); после того, как она захотела стать лесной царицей, чурка и все испрошенное исчезло, а старики превратились в лесных шурале – рогатых, покрытых шерстью, с зелеными бородами]: Бараг 1989, № 47: 214-216.

Южная Сибирь. Буряты [человек, мастеривший деревянную посуду, стал рубить березу; она попросила остановиться, обещала исполнить желание, он захотел стать купцом; затем царем; поскольку только береза знает, что он не царь, послал слуг ее срубить; береза велит им остановиться: их царь стал медведем; при встрече с медведем надо сказать «Царь-человек, уступи дорогу»]: Дугаров 1990: 329-330; тувинцы [золотая птичка просит старика не рубить дерево, в дупле которого она живет, обещает выполнить любое желание; он просит дрова; на следующий день просит белую юрту; белый скот; старуха просит мужа не жадничать, но он хочет быть ханом; птички нет, старик повалил дерево, а наутро у них прежняя дырявая черная юрта]: Хадаханэ 1984: 53-54.