Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B52B. Утаивание земли. .28.31.32.34.-.36.39.

Персонаж отрыгает спрятанную (обычно во рту) землю, тем самым создав горы, болота и прочие неудобья. См. мотив B52.

Русские, белорусы, украинцы, поляки, финны, карелы, ливы, литовцы, удмурты, мордва, хакасы, шорцы, алтайцы, балаганские буряты, кеты, северные селькупы, якуты (центральная Якутия, верхняя Яна), Марково.

Средняя Европа. Русские [см. Кузнецова 1998]; белорусы: Грынблат, Гурскi 1983, № 4 [Черт увидел, как Бог сеет землю, спрятал часть во рту; Бог спросил, что он ест, Черт проглотил землю, она стала расти; он стал рыгать, в этих местах образовались болота, где живут черти], 5 [вначале везде вода; Бог плыл в лодке, черт смотрел, что тот собирается делать; Бог посеял землю, появилась суша с леса и всем; черт проглотил земли, она стала расти, он ее отрыгнул, появились болота, заросшие ракитой места; человек стал драть лыко, черт спросил, что тот делает; человек привязал его к дубу; черт рванулся, потащил дуб за собой, на болотах остался след], 6 [Бог находился в воздухе, увидел пузырь, находящийся в нем отвечает, что он бог, а кто спросил, тот над богами бог; Бог предложил достать земли; бывший в пузыре принес в руках, а взятое в рот утаил; Бог посеял землю, она стала расти; у черта во рту – тоже; он ее отрыгнул, там появились болота и горы], 8 [сперва одна вода, Бог плывет, видит пузырь, оттуда выскочил черт; Бог велит ему достать из воды землю; черт принес в подоле, Бог ее посеял; часть земли Черт утаил за щекой, земля стала расти, он ее отрыгнул, появились болота]: 37-38, 38-39, 40, 41; Кузнецова 1998 [Бог создает землю ровной, а Сатана наплевал, набросал на ней гор, болот и других неудобий из утаенной земли]: 145; украинцы; поляки: Веселовский 1890 [земля лежит среди моря на двух больших рыбах; сперва земля была ровная; пока Бог творил мир, дьявол подговорил утку украсть земли; Бог послал за нею в погоню ястреба, тот стал ее душить; утка открыла клюв, чтобы кричать, выронила землю, из нее произошли горы]: 33-34; Zowczak 2913 (Перемышль, 1990; современная запись, вероятно весточнославянское влияние) [Бог попросил Дьявола достать песок; объяснил, что хочет создать сушу; Дьявол принес песок во рту и под ногтями; Бог сотворил сушу; песок во рту и под ногтями Дьявола стал тоже расти, он его выплюнул; в этих местах возникли болота и неудобья]: 214.

Балтоскандия. Финны; карелы; ливы; литовцы: Кербелите 2001: 97 [черт / второй Бог / утка нырнула на дно моря и вынесла для Бога песку; Бог посеял песок над водой2 – появилась земля; черт набил песком свой рот / часть песка спрятал от Бога; выплюнул песок – образовались болота, топи], 98 [Бог сказал, чтобы земля росла; земля стала расти и во рту черта; черт начал выплевывать землю – возникли неровности / болота].

Волга – Пермь. Удмурты: Кралина 1960, № 1 (зап. от В.П. Петрова в Граховском районе, село Вуж Эгра) [везде вода; Инмар велел шайтану нырнуть, достать землю; тот достал две горсти, часть спрятал во рту; И. сдунул землю на воду, возникла и выросла суша; земля во рту шайтана тоже выросла, рот лопнул, возникли горы, болота, кочки; первые люди были великанами; один положил человека в карман, принес матери; она сказала, что эти люди будут умными; а великаны сидели у огня и не умели отодвинуться, стали обмазывать ноги глиной; когда людей на земле стало много, И. ушел от них на тот свет]: 39-40; Munkácsi 1887 [везде вода, Инмар плавал в лодке, призвал Шайтана, велел нырнуть, достать со дна все, что найдет; по пути Рак говорит Ш., что живет в воде 12 лет, но дна не видал; Ш. достиг дна, принес песок во рту, вопреки запрету И. немного утаил; земля стала расти; увидев раздутые щеки Ш., И. велел ему выплюнуть утаенное, образовались горы, овраги]: 49 в Владыкин 1994: 319-320, в Кралина 1960: 288-289, в Перевозчикова 1988: 15; Яковлев 1914, № 1 [везде вода, Бог плавает в каменной лодке, за ним плывет Дьявол; Бог велит Дьяволу достать со дна землю; тот приносит землю в горстях; Бог велит принести еще; Дьявол дважды приносит, часть утаил во рту; Бог велел земле расти, покрыть воду; Дьяволу пришлось выплюнуть землю, комья стали горами]: 387-388; мари; чуваши; мордва.

Южная Сибирь - Монголия. Хакасы (качинцы) [сначала была утка; сделав другую товарищем, послала ее за песком на дно реки; та трижды приносит и отдает первой; в третий раз часть песка оставила у себя во рту, эта часть стала камнями; первая утка рассеяла песок, толкла девять дней, земля выросла; горы выросли после того, как посыльная утка выплюнула изо рта камни; из-за этого первая отказывается дать ей земли; соглашается дать землю размером с трость; посыльная протыкает дыру в земле, уходит в нее; оставшаяся отправляет ласточку за душой человека, велев собаке караулить и лаять на Эрлик-хана; Э. сотворил зиму, дал собаке шубу, оплевал человека; Бог вылил на человека душу, сделал ему жену из ребра; велел есть красную смородину на восходе, но не на заходе солнца; жена нарушила запрет и поела, Бог записал это в книгу; женщина с ребенком и кобыла с жеребенком питаются травой, женщина перевалила через семь горок, кобыла через одну; Бог решил, что если люди станут питаться травой, то съедят ее всю; Бог отдает луну и солнце Эрлик-хану; делается темно; Бог собирает птиц, велит не смеяться, если придет Коростель; глава птиц Аист рассмеялся; Коростель обиделся и ушел; послали Сову подслушать, что Коростель говорит дома; Пусть Эрлик-хан поймает эхо скал, свою тень, топот ста лошадей; Э. вынужден вернуть солнце и луну, т.к. не мог выполнить просьбы Бога; Бог послал Ласточку украсть у Эрлик-хана огниво; та украла, на обратном пути встречает Комара; он рассказывает, что послан Э. узнать, чья кровь слаще, оказывается человеческая; Ласточка просит его показать язык, откусывает; Комар только жужжит; Э. преследует Ласточку, отрывает ей середину хвоста; она бросила половину кремня на скалу; юноша караулил дверь к Богу; пришел Эрлик-хан: что мне есть? Бог отвечает, что стариков и старух, а юноша передал, что гнилые деревья; в следующий раз: детей – молодые ветки ивы; молодых людей – высохшие и отвердевшие деревья; на четвертый раз Э. врывается к Богу; все разъяснилось, Э. ест теперь всех, а юношу прогнали на землю]: 522-527 (=1963: 154-156; перепеч. в Трояков 1995: 6-7): Катанов 1907, № 582; шорцы; алтайцы [Тенгере Кайра Кан и человек парили над водой подобно гусям; человек взлетел выше Т., лишился способности летать, упал; Т. его вызволил, велел нырнуть, достать земли; человек достал и засунул часть ее в рот; земля стала пухнуть, Т. велел ему ее выплюнуть, на земле образовались болотные кочки; Т. проклял его, назвал Эрликом; Э. завладел людьми Т.; создал злых духов, поселил на своем небе; Т. разбил его копьем, осколки образовали горы; Эрлика Т. прогнал глубоко под землю]: Радлов 1989: 357-358; балаганские буряты.

Западная Сибирь. Кеты [была одна вода; Есь нырнул, землю (тину) в рот схватил, за щеки заложил; вынырнул, дунул – земля получилась; Черт крутится, ничего не делает; Е. снова нырнул, тину за щеки захватил, дунул – лиственный, кедровый лес вырос; Е. собрал, что ползает, вырыл яму, спустил их туда, столб вкопал, чтобы не вылезли; Ч. видит столб, решил вытащить – все ползающее разбежалось по земле]: Алексеенко 1976: 72; северные селькупы [Камнеед убивает мужчин и мальчиков, оставляет женщин; она просит оставить колыбель с ее младенцем под деревом; звери воспитывают мальчика, показывают, где живет мать; он просит мать выведать, где ее муж прячет свои сердце и печень; тот называет какое-то место; юноша давит сердце, Камнеед перед смертью отрыгает камни, земля становится бугристой]: Казакевич 1998, № 1: 209-210 (пересказ в Тучкова 2004: 247-248).

Восточная Сибирь. Якуты центральной Якутии, верхоянские.

СВ Азия. Марково (родом автор чуванец) ["по сказаниям языческих инородцев" над водой летали два духа, добрый и злой; добрый велит злому оборотиться крохалем, принести землю со дна; через три дня злой выныривает, дает землю, зернышко сохраняет во рту, чтобы затем, узнав как делать землю, сделать свою; добрый заставляет землю расти, часть во рту тоже растет, злой выплевывает ее, создав горы]: Дьячков 1992: 231.