Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

C21. Засуха. (.12.51.72.)

Во время жестокой засухи птицы (и животные) отправляются за хозяевами дождя и приводят их назад.

Западная Африка. Фон: Herskovits, Herskovits 1958, № 2 [Azõ (=Sagbata) - сын Ananu, непослушен, продан; опять непослушен, продан Смерти; и тот с ним не справился, снова продал; возвращается домой, говорит, что он сильнее (greater) Смерти; стал царем, отстранив Hevioso; тот прекратил дождь; Орел, Кошка пришли на небо, Х. убил иъ; Хамелеон пришел, спрятался от молний, предстал перед Х., тот дал ему калебасу с водой, обещал не закрывать дождь и не вмешиваться в земные дела, если Azõ не станет вмешиваться в дела неба], 3 [Sagbata - старший брат, спустился на землю, Sogbo - младший, остался на небе при матери Mawu; закрыл дождь; на земле жалуются, что с тех пор, как Сагбата стал царем, настала засуха; два человека с небе объяснили, что если Сагбата хочет получить воды, он должен часть своих богатств отбать птице Wututu - другу Согбо; Согбо послал дождь, братья помирились], 4 [(примерно как в 2, 3)]: 126-129, 129-132, 132-134.

СВ Мексика. Сперва птицы, затем жаба идут к Громам, живущим на краю мира. Яки: Giddings 1959: 60; кора: Lumholtz 1903(1): 514.

Чако. Айорео [люди (будущие цапли) находят покинувшую людей хозяйку дождя, приводят ее назад]: Wilbert, Simoneau 1989b, № 42: 78; (ср. ангайте [отец не стал ждать сына в лесу, тот заблудился; лесной человек переломал ему кости, положил в сумку со змеями, повесил на дерево, ушел; женщины нашли мальчика, принесли домой, вылечили; лесной человек пришел его искать; его стали бить, но он жив; сказал, что его можно убить, лишь ударив по пятке; его ударили, он умер, настала первая ночь; она долго длилась, наконец, взошло солнце]: Cordeu 1973, № 12: 211-212).