Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

C24. Мир под угрозой падения. .14.27.46.66.68.70.

Опору неба или земли кто-то грызет или рубит; некие существа пытаются разрушить преграду, отделяющую их мир от мира людей; если работа будет закончена, люди погибнут.

Берберы Марокко (Риф), кабилы, арабы Египта, греки, македонцы, румыны, шейены, кашинауа, каяби, каяпо, апинайе.

Северная Африка. Берберы Марокко (Риф): Coon 1931: 155-156 [под землей живут карлики ростом с двухлетних детей, старые с рождения, нагие, горбатые; каждый день роют выход на землю, чтобы уничтожить людей и жить на земле вместо них; каждый вечер говорят, что осталось немного, надо отдохнуть; за ночь ход засыпает землей; это потому, что они не говорят In sh'a Allah; если догадаются сказать, закончат работу, уничтожат людей], 156 [эти карлики hajuj u majuj живут на востоке за железной стеной; если прорвутся в наш мир, уничтожат людей]; кабилы [земля держится на рогах быка, если тот двинется, мир погибнет; есть 7 слоев земли и 7 небес; наш слой – пятый снизу, выше есть еще два; на нижнем слое живут крохотные существа, вылупляющиеся из личинок муравьев; они злее и умнее, чем даже муравьи; там растет дерево, если упадет, эти существа вылезут на землю и все погибнет; они грызут дерево и к вечеру почти перегрызают ствол, но уходят на отдых, а за ночь ствол опять становится целым]: Frobenius 1921a, № 13: 83-84; арабы Египта: El-Shamy 1980, № 24: 139 [Александр построил стену против Гога и Магога; те по ночам лижут ее, чтобы проделать дыру, но после восхода солнца стена восстанавливается], 273 [стена восстанавливается еженедельно после пятничной молитвы].

Балканы. Греки: El-Shamy 1980 (зап. от 20-летнего студента в Египте, который слышал это от своей матери-гречанки на о. Лерос; в Египте такого сюжета нет) [земля покоится на огромном стволе дерева; маленькие зловредные существа Kalikanzaroi весь год стараются его срубить, чтобы посмеяться над тем, как земля станет падать; но каждый год перед Рождеством выходят повеселиться на землю, в это время вырубка зарастает]: 273; Krappe 1938 [демоны callicantzari грызут столб или дерево; к концу года столб уже почти готов упасть, но демонов на 12 дней (от Рождества до Дня Короля) вызывают на землю; за это время ствол восстанавливается]: 267; македонцы [земля покоится на столбе, за который привязан вол или буйвол; когда он чешется, происходят землетрясения; вол лижет столб, тот истончается, но на Спириден кузнецы ударяют по наковалке и столб вновь восстанавливается]: Ценев 2004: 23; румыны: Ciauşanu 2001 [землю поддерживают три железных, деревянных либо восковых столба; орлица-zgripţuroaică (zgripţuroaică – "ведьма") постоянно грызет их, что приводит к землетрясением; она питается только (просяной или кукурузной) мукой грубого помола и водой; после того, как женщина просеяла муку, она ударяет руками по обеим сторонам корыта для теста и, стряхивая с него муку, говорит, что это мука орлицы; перед тем, как наполнить ведра водой из колодца, женщины наливают в них немного воды, чтобы прополоскать, а затем выливают – это вода для орлицы; другие помещают на место орлицы Иуду Искариота; в Вылче (Олтения – юго-запад Румынии) злую и раздражительную женщину называют «Иуда земли», Iuda Pământului; там же считают, что земля держится на вилообразных опорных столбах, как, например, у амбаров, сараев, навесов для зерна и др.]: 20-21; Rusu 2009 [ниже земли вода, но земля не тонет, ибо покоится на четырех столбах по четырем сторонам света; эти столбы ассоциируются с яркими звездами по сторонам горизонта, нельзя увидеть все четыре сразу; старая ведьма грызет опоры, поэтому бывают землетрясения; когда женщины просыпают муку или сливают воду, которой помыли ведро после стирки, они кормят и поят ведьму]: 89.

Великие равнины. Шейены [на севере землю поддерживает столб; бобр грызет его; когда прогрызет, земля упадет]: Kroeber 1900, № 8: 164-165.

Монтанья. Кашинауа: Ans 1975 [небесные люди рубят дерево-небо; термиты залечивают вырубку; если дерево упадет, мы погибнем]: 93-94; Capistrano de Abreu: 429 в Metraux 1944 [карлики на небе рубят дерево-небо; гром - звук их топоров; муравьи залечивают вырубку]: 133-134.

Южная Амазония. Каяби [братья рубят дерево на небе; упав, оно задавило бы землю; божество залечивает вырубку; сломав топор, братья бросают рубить]: Pereira 1995, № 3: 39-40.

Восточная Бразилия. Каяпо: Wilbert 1978, № 1 [тапир грыз опору неба; за ночь подгрызенное залечивалось; когда стал грызть и ночью, опора упала, образовался небесный свод], 2 [там, где огромное дерево поддерживает небо, живут всевозможные демоны и чудовища; тапир подгрызает ствол, подгрызенное зарастает, но люди боятся, что небо когда-нибудь все же рухнет], 144: 29, 29-31, 346; апинайе [на востоке, где встает солнце, живут рыжеволосые люди; т.к. солнце их обжигает, они утром пускают в него стрелы, но отворачиваются, чтобы оно их не обожгло, поэтому промахиваются; тогда они решили срубить поддерживающий небо столб, чтобы небо рухнуло и солнце не могло бы взойти; когда уходят передохнуть, вырубка зарастает и они начинают все снова]: Wilbert 1978, № 3: 31-32.