Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

C26. Страж на краю чужого мира.

.14.27.30.31.34.-.37.44.45.61.

Чудовища готовы вторгнуться в наш мир из иного, но могущественный персонаж охраняет людей от нашествия.

Северная Африка. Арабы Египта: El-Shamy 1980, № 24: 139 [Александр построил стену против Гога и Магога; те по ночам лижут ее, чтобы проделать дыру, но после восхода солнца стена восстанавливается], 273 [стена восстанавливается еженедельно после пятничной молитвы]; (ср. Марокко (Риф): Coon 1931: 155-156 [под землей живут карлики ростом с двухлетних детей, старые с рождения, нагие, горбатые; каждый день роют выход на землю, чтобы уничтожить людей и жить на земле вместо них; каждый вечер говорят, что осталось немного, надо отдохнуть; за ночь ход засыпает землей; это потому, что они не говорят In sh'a Allah; если догадаются сказать, закончат работу, уничтожат людей], 156 [эти карлики hajuj u majuj живут на востоке за железной стеной; если прорвутся в наш мир, уничтожат людей]).

(Ср. Индонезия. ЮЗ Тимор [землетрясения потому, что мертвые пытаются вырваться из подземного мира]: Perry 1915: 138).

Балканы. Древняя Греция [разделив ложе с Ураном, Гея рождает сторуких и пятидесятиглавых Котта, Бриарея и Гиеса; впоследствии они помогают богам одержать победу в титаномахии]: Hes. Theog. 147-152, 617-725; [в Тартаре «под сумрачной тьмою подземною боги Титаны / Были сокрыты решеньем владыки бессмертных и смертных / В месте угрюмом и затхлом, у края земли необъятной. / Выхода нет им оттуда – его преградил Посидаон / Медною дверью; стена же все место вокруг обегает. / [Там обитают и Котт, Бриарей большедушный и Гиес, / Верные стражи владыки, эгидодержавного Зевса]» (пер. В.В. Вересаева)]: Hes. Theog. 729-735; [комментарий к Hes. Theog. 734-745: «Стихи находятся под подозрением у филологов. Во-первых, о Сторуких сказано иначе в ст. 815-819; во-вторых, 736-739 = 807-810; в-третьих, за позднюю интерполяцию принимают и стихи 740-745»]: Гаспаров 1999: 434.

Иран – Средняя Азия. Персы [Majlisi пишет, что народы Yájúj и Májúj живут по другую сторону окаймляющей мир горы Каф; у них языки как пилы или напильники; каждую ночь они пролизывают проход в горной цепи, но каждое утро он гора восстанавливается; они бы прорвались, если бы Александр Великий не построил сто стен, чтобы их удержать; люди, жившие близ гор, попросили его о защите; по его указанию они приготовили огромное количество раскаленного железа и еще 7 металлов; из этого он сделал стену (отдельную, либо поверх гор Каф); эту стену Yájúj и Májúj не могут пропилить, и она слишком скользкая, чтобы на нее забраться; в конце мира они прорвутся; среди них есть великаны, есть люди, чья ширина в поясе равна их высоте, и есть большеухие, подкладывающие одно ухо под себя, укрывающиеся другим]: Donaldson 1938: 90-92; зороастризм [общее число демонов, дэвов, колдунов и колдуний, что пребывают в аду – 99999, и к вратам ада приставлено 99999 бессмертных душ праведных, чтобы не допустить выхода злых сил (МХ 52)]: Чунакова 2004: 94.

Балтоскандия. Эстонцы [русские сдерживают собакоголовых там, где небо сходится с землей; если те прорвутся, уничтожат людей]: Eisen 1919: 234-238.

Южная Сибирь - Монголия. Кумандинцы [изображение на бубне с комментарием шаманов; в центре нижней части бубна изображен кер-бос (он же кер-балык, улу-арджан; кëр – "огромный, чудовищный") - покрытое шерстью чудовище с открытой пастью, в которой торчат острые зубы; нарисован с четырьми или шестью ногами, иногда без ног; замыкает собою отверстие, ведущее в нижний мир, откуда на землю могли проникнуть злые духи]: Иванов 1954: 660; буряты: Хангалов 1959в: 282-291 [живущий на СЗ стороне Лобсогой обратился в звезду, изучил волшебства Гэсера, превратил его в неутомимого осла и пахал на нем; Алма-Мэргэн-хатан приняла облик старшей сестры Л., выпросила осла, вернула Г. его облик; отправляясь на войну с Л., Г. и его воины гонят трех диких быков – сестер Л.; двух убивают, старшая прибегает во дворец Л., принимает человеческий облик, глотает Г.; тот режет ее изнутри, заставляя сказать, что ее брат бессмертен, но может быть побежден; Г. убивает ее, отрезав сердце; с помощью АМх, посылающей стрелы в Л., побеждает его, запирает в каменном тама на тысячу веков; ставит каменного батара его стеречь], 323 [другие говорят, что Г. бросил Л. в яму и поставил двух батыров с железными молотами; когда Л. показывается из ямы, они бьют его по голове; Л. падает в ямуЮ от этого происходят землетрясения; некоторые говорят, что созданные Г. мальчики стреляют в Л., обессиливая его, он падает назад в яму; вар.: Г. придавил Л. тремя горами, пригвоздил их копьем; батыр приколачивает копье железным молотом; когда кончится мир, Л. встанет и победит Абай-Гэсэр-богдо-хана].

Западная Сибирь. Северные селькупы: Прокофьева 1949a [рогатый мамонт охраняет землю умерших]: 159; 1976 [мамонт является охранителем входа в подземный мир, где находится земля умерших; его изображали сходным с медведем без хобота и клыков]: 116.

Восточная Сибирь. Эвенки (все?) [по шаманской реке энгдекат проходит граница между верхним и нижним мирами; на ней стоят дарисал (букв. «ряды») — ряд духов «железных» и «костяных» с вытянутыми в стороны руками, которые стоят, «как забор» или как «отряд воинов»; на обязанности их лежит охрана прохода из мира мертвых от проникновения вверх по реке шамана и дальше на землю душ умерших; Дарисал это второй ряд стражи; первый ряд должен был быть при входе с земли на собственную реку шамана; на обязанности этих стражей лежала охрана душ людей, живущих на земле, от проникновения их вниз па эледскит]: Василевич 1936: 170.

Амур - Сахалин. Удэгэйцы [люди не умирали; мужчины превращались в тополя, женщины в березы; старший брат Егдига охотился, младший Уза сидел дома; У. видит раковину на озере, она велит ему рыть дыру в нижний мир там, где обычно сидит Е.; иначе Е. перебьет всех зверей; Е. проваливается в нижний мир, но возвращается, отправляет туда Е.; с тех пор туда идут души мертвых; обратно их не выпускает собака]: Подмаскин 1991, № 8: 120.

Средний Запад. Саук [на севере страна великанов Айямавук отделена морем от нашего мира; когда они пытаются его пересечь, огромный рак щиплет их за ноги, загоняет назад; они - остатки расы, которую уничтожил Висякя]: Skinner 1928, № 20: 159; меномини [как у саук]: Skinner 1928: 59, прим. 1.

Северо-восток. Сенека [Белые Бизоны живут под землей; карлики следят, чтобы они не вырвались на поверхность, принеся людям бедствия]: Cornplanter 1938, № 8: 84; онондага [рогатые змеи живут под землей; Громы не дают им выйти наружу; они выйдут при конце мира]: Hewitt 1928: 805-806.

Западная Амазония. Секоя [на небе поперек дороги мертвых в гамаке лежит Пёэ-циэро; он не позволяет мертвым вернуться назад]: Cipolletti 1988, прим. 21: 255.