Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

C32. Ногти надо хранить. .13.-.15.26.-.32.35.

Ногти (и волосы) имеют особое значение для судьбы человека, его души умершего или мира в целом.

Восточная Африка. Тигре: Littmann 1910, № 115 [обрезанные ногти надо закапывать под зеленым деревом; если их съест животное, унесет ветер – дурной знак; на том свете Бог спросит, почему человек не собирал свои волосы; волосы маленького ребенка берегут родители, а когда он подрастет, отдают ему], 117 [обрезанные ногти надо тщательно собирать и закапывать; их спросят у человека на том свете]: 312-313, 315.

Северная Африка. Арабы Алжира (плато Тиарет) [обрезанные волосы и ногти надо закапывать; они части нашего тела и, как и оно, должны вернуться в землю]: Aceval 2005, № 44: 52.

Южная Европа. Баски: Мошков 2004 [ногти нельзя бросать, дьявол сделает себе из них чашу]: 250; Barandiaran 1962a, № 23 [двое бедных братьев встречают дьявола; тот обещает дать мешок золота, если через год они скажут ему, из чего сделан сосуд, иначе заберет их души; в последний вечер перед окончанием срока один из братьев оказывается у пещеры, слышит, как дьявол говорит ведьме, что сосуд сделан из ногтей, обрезанных в пятницу и субботу; на следующий день дьявол вынужден отдать юноше золото]: 93-95; (ср. итальянцы (Абруццо) [святое семейство бежит в Египет; в пятницу Мария просит заплетающую косы женщину спрятать ребенка у себя в волосах; та отказывается, М. проклинает тех, кто заплетает косы в пятницу; на следующий день другая женщина соглашается спрятать, но говорит, что ее волосы очень коротки; М. делает ее волосы длинными до пят; женщина отвечает фарисеям, что видела беглецов, когда ее волосы были длиной с палец; фарисеи уходят; в следующую пятницу М. просит старуху, стригущую ногти, спрятать ребенка у себя под ногтями; та отказывается; М. проклинает тех, кто стрижет ногти по пятницам]: Kabakova 2006, № 31: 65-67).

Китай. Китайцы [за обрезанные ногти и волосы будут поднимать на небо]: Мошков 1901: 49.

Балканы. Албанцы [остриженные ногти надо бросать за спину, с ними вместе выбросишь зло]: Pedersen 1898: 113; румыны [сперва одна вода, по ней ходят Бог и Дьявол; через семь лет Бог посылает Дьявола нырнуть достать семена сделать землю; Дьявол берет землю во имя себя, ее вымывает из его рук; когда берет во имя Бога, приносит земли под ногтями; поэтому человек принадлежит Богу, а черное под ногтями – Дьяволу, готовя умершего к погребению, грязь из-под ногтей надо удалить; Бог взял из принесенного Дьяволом три песчинки, сотворил из них плоскую землю; Дьявол попытался утопить заснувшего Бога, но таща его тело, лишь растянул землю в разные стороны; она стала шире неба; Бог послал Пчелу подслушать Дьявола; тот говорит сам себе, что надо сжать землю, создав долины и горы; увидев улетающую Пчелу, Дьявол ударил ее кнутом, почти разорвав надвое; у нее остались черные синяки]: Murgoci, Murgoci 1929: 135-137 (пересказ в Johns 2005: 258-259); гагаузы [если обрезать ногти и бросить на пол, на том свете их не найдешь; бросать надо себе сзади за воротник]: Мошков 1901: 21 (=2004: 218).

Средняя Европа. Поляки [обрезанные ногти и падающие волосы нужно сохранять, засунув в стенные щели; на том свете их надо будет отдать Богу; кто их не сохраняет, тому придется разыскивать]: Вольтер 1890: 142; украинцы, поляки [на том свете каждого заставят собирать свои ногти]: Мошков 1901: 49; украинцы: Белова 2004a, № 535 (Волынь) [ногти надо собирать, чтобы после смерти влезть с их помощью на гору; из обрезанных ногтей черт сделает себе шапку-невидимку; когда наденет ее, Бог не сможет ударить в него молнией]: 240; Мошков 1901 [черт сделает из обрезков ногтей себе шапку-невидимку]: 49; Чубинский 1872 [Будаевка: нельзя выбрасывать состриженные ногти, Черт сделает из них себе шапку-невидимку; Проскуровский уезд: когда на Страшном суде душу будут переводить через тонкий как соломинка мост, то спросят, где ногти; придется искать, пока всех не подберешь]: 87; белорусы: Мошков 1901 [обрезки ногтей надо хранить, на том свете из них придется делать лестницу для восхождения на небо]: 49; Романов 1912 [остриженные ногти нужно хранить; старики и старухи носят их за пазухой; после смерти они все отрастут у них и при их помощи легко будет забраться на какую-то стеклянную гору; а кто разбросал свои ногти где попало, упадет в пекло]: 31; русские [обрезки ногтей надо хранить, на том свете при их помощи надо будет карабкаться на стеклянную гору]: Мошков 1901: 49.

Кавказ – Малая Азия. Даргинцы (мюрегинцы) [обрезав ногти, следует их завернуть в тряпку и спрятать в трещину земли, камня, стены или дерева и запомнить место; на страшном суде придется отвечать за трату тела]: Ханагов 1892: 154; сваны [кузнец Дареджиани с вершины Ялбуза (Эльбруса) видит в пропасти на золотой тахте плачущую красавицу, кругом груды золота; спускается к ней, она рассказывает, что она жена Самого Бога, низвергнувшего ее за какое-то преступление; жена Д. подсматривает за ним, отрезает красавице волосы; когда приходит Д., та вспарывает себе живот, отдает ему их ребенка, велит оставить на перекрестке, умирает; Иисус Христос, св. Георгий и один из ангелов дают мальчику имя Амиран; если он трижды нарушит данное слово, то попадет под власть дьявола; умирающий богатырь велит А. воспитать двух его сыновей; те стали сильными, А. их убил, черти стали его преследовать; в следующий раз он побил своего коня; после третьего нарушения слова черти приковали его к железному столбу в пропасти под Эльбрусом; к тому же столбу привязан девятиголовый див; оба пытаются дотянуться до шашки А.; А. сможет дотянуться, если у него отрастут ногти; поэтому сваны не отрезают ногтей в течение первых четырех дней недели; в это время они растут и у А.; приставленная чертями птичка каждый раз сообщает чертям, те обрезают ногти; однажды А. завладеет шашкой, убьет дива, настанут золотые времена]: Ломинадзе 1903, № 1: 141-144; грузины [дьявол собирает обрезанные ногти]: Мошков 1901: 49; армяне: Бунатов 1893 [ногтей в чужом доме нельзя обрезать; отрезанные ногти надо собрать и спрятать, на том свете за них взыскивают]: 184; Григоров 1892 (Зангезур) [отрезанные ногти и остриженные волосы спрячь, иначе заболит голова; кто в воскресный день обрезывает ногти, у того на пальцах рук новые вырастут с раздвоенными концами]: 113; Мошков 1901 [обрезанные ногти прячут, чтобы не заболеть какою-нибудь болезнью]: 49.

Иран – Средняя Азия. Персы [отрезанные ногти с пальцев ног зарывают у порога дома или у входа в храм, т.к. они потом засвидетельствуют, что их владелец совершал паломничества; когда придет al-Dajjál, все выбегут на улицу посмотреть на него; зарытые у порога ногти правоверных вопьются им в ноги и в одежду в виде колючек; люди начнут их вынимать и не последуют за А.; остальных же он уведет в ад]: Donaldson 1938: 185; зороастризм: Чунакова 2004: 42 [птица Ашозушт (авест. аша зушта, "любимец богини Аша") передала людям Авесту "на своем языке"; она хватает и проглатывает состриженные ногти, над которыми прочитана молитва; если молитва не причитана, дэвы и колдуны пускают эти ногти как стрелы в эту птицу, чтобы ее убить], 106 [птица Ашозушт пожирает обрезанные ногти человека, если над ними прочитана молитва; если молитва не прочитана, дэвы используют их в качестве стрел (Бд, 6)]; Западный Памир (Шугнан, Бартанг, Рушан и др.) [в раю тела Деда-Адама и Момо-Хавво были покрыты таким же твердым веществом, как ногти, оно заменяло им одежду; когда по наущению шайтана они съели зернышки пшеницы и были изгнаны из рая, ногтяной покров с тел пропал, остался только на ногах и руках; так как ногти не покинули человека, состриженные ногти надо хоронить в чистом укромном месте]: Мухиддинов 1989: 38.

Балтоскандия. Эдда [Когда будет гибель богов, поплывет корабль Naglfar из ногтей мертвецов, поэтому умирающим надо стричь ногти; кораблем правит великан Хрюм; волк Фенрир проглатывает Одина; Видар наступает ногой на нижнюю челюсть волка; башмак Видара сделан из обрезков от кройки всех башмаков (кто хочет помочь асам, должен бросать эти обрезки)]: Младшая Эдда 1970: 51-53; исландцы [ногти надо разрезать на три куска, прежде чем их бросить, потому что Бог обещал дьяволу все ногти, не разрезанные на три части]: Мошков 2004: 249; финны [из остриженных в воскресенье ногтей злой дух делает корабль, на котором отвозит к себе умерших; аналогичный «корабль мертвецов» был в исландской мифологии]: Holmberg 1927: 75; карелы: Михайловская 1925 [стриженные ногти надо положить за пазуху; умрешь, так в рай поднимаясь будешь ими держаться]: 622; Haavio 1952 (Salmi, Западная Карелия) [ногти стригут после бани, когда они размягчаются, и складывают в кармашек рубашки около шеи; с их помощью можно будет забраться на гору, а иначе сорвешься в реку Туонела полную змей]: 95; эстонцы: Мошков 1901 [из обрезков ногтей черт сделает себе козырек для шапки]: 49; Masing 1998 [1) из обрезков ногтей черт сделает себе шапку-невидимку; 2) (Саарема); из обрезков ногтей черт сделает себе корабль; раньше, чтобы разделить Саарема на части, он прокопал реку Маадевахе, поплыл на корабле, но колдун утопил корабль; чтобы черт не построил новый, ногти надо сжигать]: 70; литовцы [«Обрезанные ногти литовцы не бросают на землю, чтобы (согласно их мнению) черт не сделал себе из них шляпы, но ложат за пазуху, считая, что творец напомнит о них на Страшном суде. Там будет легко их достать из-за пазухи, а взятых чертом никто не отберет»]: Jucewicz 1846: 141-142 {видимо, это источник для Вольтер 1890 [отрезанные ногти сжигают или кладут за пазуху; иначе черт их соберет и сделает себе шляпу]: 141}; латыши [из обрезанных ногтей черт сделает шапку-невидимку, ногти надо прятать за пазуху]: Вольтер 1890: 142.

Волга – Пермь. Мари [иногда во время погребальной церемонии режут курицу; она должна подобрать обрезки ногтей пальцев рук и ног, утерянные покойным при жизни, ибо он не должен без них явиться перед хозяином мертвых Kiamat töra]: Sebeok, Ingemann 1956: 111; чуваши [у умерших проверяют наличие состриженных ногтей и волос; при жизни состриженные волосы и ногти собирают и оберегают; дорогой на тот свет служит нитка, оставленная в роднике при зачерпывании воды для обмывания; курица или яйцо, пожертвованные при отделении души, служат откупом злым духам; объяснение, что курица эта водит умершего на том свете, неверно; он едет на коне, зарезанном в его честь во время поминальной церемонии Юпа]: Салмин 2004: 147; башкиры [ногти надо собирать, сжечь или закопать в укромном месте; иначе на том свете будешь ходить и собирать свои разбросанные ногти]: Хисамитдинова 2011: 341; коми-зыряне: Налимов 1907: 14-15 [остриженные ногти кладут в гроб - надо будет взбираться на крутую железную гору]; Уляшев 2011 [знахари не выкидывали зубы, волосы и остриженные ногти – по пути на тот свет они пригодятся]: 286.

Западная Сибирь. Манси: Gondatti в Munkácsi 1905 [по пути в загробный мир душа преодолевает огненную реку, взбирается на крутую гору; поэтому человек хранит свои обрезанные или выпавшие ногти и волосы; после его смерти их сжигают весной, что они попали к умершему; с новыми ногтями он заберется на гору, на волосах перелетит реку]: 112-113; Karjalainen 1921 [в мире мертвых души карабкаются на гору, переходят огненную реку; мост через нее строят из обрезанных при жизни ногтей и волос]: 187-188; ханты: Кулемзин, Лукина 1978, № 65 [вечером нельзя обстригать ногти, а то они на кладбище уйдут], 66 [ногти с рук надо класть за пазуху, ногти с ног в обувь; если бросить где попало, на том свете будешь их искать], 67 [волосы нельзя бросать, нужно хранить в одном месте; бросить – на том свете будешь ездить искать их]: 188; ненцы (Ямал) [Нум сделал оленя, Нга – волка, и т.д.; Нга сделал огромных пауков, они плели сети из человеческих волос, ловили и ели людей; Нум сделал пауков маленькими; людям не велел разбрасывать волосы (паук сплетет сеть), не убивать пауков (Нга сделает их снова большими); теперь люди сжигают свои волосы]: Лар 2001: 286-287; лесные ненцы (род Айваседа) [тела людей были покрыты пленкой (нелаку); она защищала их от невзгод и болезней, обрекая на бессмертие; из-за коварства Кавшаh вэ'ку ("Черного мужика", духа болезней, обитающего в нижнем мире) люди лишились защитного покрытия, только ногти остались; ногти стряхивают в щели половых досок; один человек небрежно обстригал ногти, кусочек отлетел, это плохо отразилось на его дальнейшей судьбе]: Сподина 2008: 173.