Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

C33. Прометей (прикованный силач). .27.29.

Силач-богоборец на долгие века прикован к скале или к столбу.

Древняя Греция, адыги, абхазы, кабардинцы, осетины, ингуши, лаки, сваны, грузины, мегрелы, армяне.

Балканы. Древняя Греция [Прометей зарезал быка, покрыл мясо и внутренности шкурой, сверху положил малоценный желудок. Рядом сложил кости, покрыл их жиром. Предложил Зевсу на выбор, тот выбрал жир, а оказалось - кости. За это (по Гесиоду) Зевс лишил людей огня (согласно Гигину, Зевс отнял огонь, чтобы люди не смогли сварить себе мясо). В наказание за кражу огня Прометей прикован к скале на Кавказе. Орел Зевса (порождение Ехидны и Тифона) ежедневно клюет ему печень, она каждый раз вырастает вновь; З. освобождает П. в обмен на раскрытие тайны (сын Фетиды станет сильнее своего отца); это делает Геракл, убивающий стрелой орла]: Лосев 1982b: 337-340.

Кавказ – Малая Азия. Адыги: Алиева и др. 1974 (темиргоевцы) [нарт Насырен проклят богом, прикован к горе; его пес пытается перегрызть цепь, но когда она делается толщиной с иглу кузнецы каждый раз ее вновь смыкают; орел прилетает, садится на столб, Н. бросает камень, попадает в столб, каждый раз лишь загоняет его глубже в землю]: 273-274; Лопатинский 1891а (кабардинцы) [богатырь с одним глазом во лбу дерзнул проникнуть в тайны Tha (Бог) и пробрался в расщелину между вершинами Эльбруса; Тха приковал его за шею к скале; богатырь состарился, борода до колен; коршун Тха прилетает к нему каждый день и клюет сердце; богатырь наклоняется к роднику, но коршун успевает выпить всю воду; выпивший этой воды проживет до конца света; когда Тха рассердится на людей, он освободит одноглаза, и тогда горе людям]: 38; абхазы: Гарцкия 1892, № 2 [девушка обещает не выходить замуж; рожает мальчика по имени Абрскил; он могуч, убивает рыжеволосых и голубоглазых людей, рубит виноградные лозы, если они мешают проехать, чтобы не преклонять голову; Бог послал ангелов его поймать; А. на коне прыгает то с горы к морю, то обратно; старуха посоветовала положить на гору смазанные жиром шкуры; конь А. поскользнулся, ангелы приковали А. в пещере; Бог велел старухе его стеречь, та стала тайком приносить ему пищу, Бог превратил ее в собаку; конь А. лижет его цепь, доводя до толщины шелковой нити; в это время мучимый голодом щенок раскрывает рот и насыщается, цепь восстанавливается; однажды группа людей пришла к А. в его пещеру, но не увидела его; А. сказал, что по мере того, как они к нему приближаются, его удаляют от них; люди сказали, что в Абхазии все по-прежнему и вернулись назад]: 34-38; Зухба 1995 [демон совратил деву, родился Абрскил; возомнил себя богом; на своем коне носился в небе, рубил шашкой облака, высекая молнии; наполнив камнями сухие коровьи шкуры, привязывал их к седлу, камни сталкивались, звуча как гром; Бог велел ангелам схватить его; те смазали жиром шкуры, положили на берегу, конь поскользнулся, А. упал; его приковали в пещере к железному столбу; либо дятел продырявил клювом посох А., с помощью которого он прыгал с горы на берег; он упал; каждый год А. почти вытаскивает столб; на него садится трясогузка, А. пытается ударить ее молотом, столб входит в землю]: 242-250; Лукьянов 1904, № 3 [великан прикован к скале; его любимая собака лижет цепь; как только цепь перетрется, великан встряхнется, разрушит землю]: 29; Хварцкия 1994: 8-11 [], 12-16 [княжна Мегри рожает А. от злого духа; Бог посылает ангелов его усмирить; конь гложет цепь прикованного А.; каждый раз, как отходит попить воды, цепь вновь становится толстой], 17-22 [девушка Астана рожает А.; тот называет творца товарищем, а не повелителем; Бог посылает ангелов усмирить А., те приковывают его к железному колу; каждый раз, когда А. расшатывает кол, на кол садится птичка, молот вгоняет кол в землю]; Чустин 1957 [Абрскил убивал всех рыжих и голубоглазых, а также фамилию Эшба; люди растянули на дороге бычью шкуру, насыпали на нее проса, А. упал, Бог приковал его в пещере; кошка и собака лижут цепь; каждый раз, когда она истончается, старуха-сторож велит ей снова стать крепкой]: 244; кабардинцы [богатырь с одним глазом во лбу пробрался в седловину между двумя главными вершинами Эльбруса; возмущенный его дерзостью бог Tha приковал его за шею цепью к скале; послал коршуна клевать ему сердце; богатырь состарился, поседел; когда наклоняется испить воды из источника, коршун каждый раз успевает раньше выпить всю воду; кто напьется этой воды, будет жить до конца света; когда Tha отпустит одноглазого, тот отомстит людям за свои страдания]: Лопатинский 1891а: 38; осетины [чудовищный Самели был Богом прикован железными цепями к луне; поэтому на луне пятна; сыновья С. в виде щенят пытаются освободить отца и начинают есть луну; с освобождением С. мужчины превратятся в ослов, женщины в ослиц; избегнет этой участи только род самого С.; роды, считающие себя его потомками, ежегодно чтут его память специальными обрядами]: Миллер 1882: 299; ингуши: Далгат 1972 [на Казбеке в пещере лежит юноша, прикованный к скале за какое-то преступление; он стонет от боли, потому что хищная птица клюет ему сердце]: 51 (=2004: 159); Светлов 1903 [Курюко похищает у громовника Селы для передачи людям овец, воду, тростник для строительства жилищ; ему помогают 7 сыновей С., которые должны были охранять вход к нему; С. приковал К. железными цепями к горной скале (или к вершине Казбека); ежедневно орел прилетает клевать сердце К.; стеречь К. С. велел своей жене Фурки; она очертила на снежном конусе горы магический круг; его нельзя перейти под угрозой быть сброшенным в пропасть; сыновей С. в наказание подвесил к небу, они стали Большой Медведицей] в МНМ 2: 30; Танкиев 1997 [нарт Пхармат похитил огонь из очага бога грозы Селы, принес людям; за это С. приказал одноглазому Уже приковать П. бронзовыми цепями к вершине Казбека; каждый день прилетает птица Ида и клюет его печень]: 45; лаки [богатырь Амир вызвал на состязание верховного бога Зала; тот стал бросать в него камни, но А. их отбрасывал; З. бросил такую скалу, за которую А. не мог ухватиться; тогда А. обвил скалу канатом, а З. превратил канат в цепь и А. оказался прикованным к скале; он плачет, от слез цепь истончается; приступая к работе, каждый кузнец должен трижды ударить молотом по наковальне, после чего цепь Амира становится толще; А. прикован где-то в горах]: Халидова 2012, № 61: 80-81; (ср. аварцы [в селении Мачада есть место, откуда виден небесный всадник; на острии его меча огонь; этот всадник добыл для людей огонь]: Халидова 2012, № 57: 77); сваны: Ломинадзе 1903, № 1 [кузнец Дареджиани с вершины Ялбуза (Эльбруса) видит в пропасти на золотой тахте плачущую красавицу, кругом груды золота; спускается к ней, она рассказывает, что она жена Самого Бога, низвергнувшего ее за какое-то преступление; жена Д. подсматривает за ним, отрезает красавице волосы; когда приходит Д., та вспарывает себе живот, отдает ему их ребенка, велит оставить на перекрестке, умирает; Иисус Христос, св. Георгий и один из ангелов дают мальчику имя Амиран; если он трижды нарушит данное слово, то попадет под власть дьявола; умирающий богатырь велит А. воспитать двух его сыновей; те стали сильными, А. их убил, черти стали его преследовать; в следующий раз он побил своего коня; после третьего нарушения слова черти приковали его к железному столбу в пропасти под Эльбрусом; к тому же столбу привязан девятиголовый див; оба пытаются дотянуться до шашки А.; А. сможет дотянуться, если у него отрастут ногти; поэтому сваны не отрезают ногтей в течение первых четырех дней недели; в это время они растут и у А.; приставленная чертями птичка каждый раз сообщает, черти обрезают ногти; однажды А. завладеет шашкой, убьет дива, настанут золотые времена], 2 [у бедных родителей на старости лет рождается сын; Христос назвал его Амираном; он победил всех дэвов, вызвал на состязание самого Бога; тут же оказался на дне пропасти прикованным к железному столбу; его нашли девять охотников; он сжал их хлеб, потекла кровь, свой – молоко; сказал, что так различается жизнь теперь и при нем; сваны не могли поднять его шашку, чтобы подать ему; ремень оборвался; они пошли за прочным ремнем, но не могут больше его найти; он пытается вырвать столб; каждый раз птичка садится на кончик столба, кричит, Амиран уходит; А. замахивается на нее, всаживает столб в землю]: 141-144, 145-147; грузины: Джанашвили 1903 [Амиран – сын Сулкалмаха и Дареджаны, его старшие братья Бадри (похож на девушку) и Усип (похож на хрустальную крепость); его кум – Иисус Христос; А. находит усопшего Цамцума, внука Усипа; тот убил всех великанов, одного не смог; братья встречают этого деви, тот отвечает, что идет пожрать Цамцума, внука Усипа; А. убивает его, тот успевает рассказать о девице Камар за морем; из его трех голов выползают белый, красный, черный черви, превращаются в драконов; черный проглатывает А., братья отсекают ему хвост, А. рассекает его изнутри, выходит лысым; Игри сделал ему волосы; у К. А. разбивает чашку, вся посуда летит к небу к ее отцу; погоня; А. всех убивает, ударив отца К. по ногам, но его братья погибли, он убивает себя; мышонок облизывает кровь, К. убивает мышонка, мышь его лечит, К. той же травой оживляет А.; А. всех побеждает, вызывает Иисуса Христа; тот предлагает ему вытащить из земли кол; кол превращается в дерево до небес, А. привязан к нему; ворон доставляет ему каждый день хлеб и вино; пес пытается перелизать цепь; в утро страстного четверга все кузнецы ударяют три раза молотами о наковальню, цепь восстанавливается; в судный день А. освободится]: 158-167; Стамболиев 1896, № 13 [пастух находит пещеру, где прикован Амиран; тот рассказывает, что он украл для людей с неба огонь; пришел старик с ним сражаться, он потерял сознание, проснулся прикованным; раз в семь лет ангел приносит ему пищу и воду, открывает стену пещеры; пастух побежал принести цепи и веревки, чтобы А. смог подтянуть к себе лежащий поодаль меч; группа охотников задержала его; когда пастух добрался до пещеры, вход в нее оказался закрыт]: 91-95; Степанов 1893 [Амиран – крестник Бога; хочет идти сразиться с богатырем Амбрием; чтобы избавить крестника от позора, Бог насылает на Амбрия смерть; вдова того просит Амирана поправить руку покойного, Амиран не может ее поднять; Амиран предлагает самому Богу сразиться с ним; Бог предлагает ему привязать шнурком ногу к колу, попробовать порвать; шнурок превращается в железную цепь; в руках Амирана неистощимые хлеб и кувшин с водой; поодаль меч, до него не дотянуться; собака лижет цепь, к Великому Четвергу она готова порваться, но утром все кузнецы ударяют молотом, цепь восстанавливается; однажды охотник забрел к Амирану; не смог поднять его меч; Амиран послал его за ремнем, чтобы за него подтянуть меч, велел по пути не проговориться женщине (все кузнецы и женщины – враги Амирана, ибо делают цепи и шнурки); тот проговорился, вход в пещеру закрылся]: 135-139; Чиковани 1986 [охотник Дарджелан слышит женский крик, забирается на скалу, там Дали, он остался у нее; его хромая жена забралась на скалу, отрезала косы Д.; та сказала, что теперь ей не жить, попросил вынуть из ее чрева их сына Амирана; если бы он пробыл в чреве до срока, то победил бы Бога; ребенка надо три месяца держать в телячьей требухе, затем оставить на берегу реки Иамана; ангел его окрестил, положил ему в ноговицу кинжал, сказал, что на земле его никто не поборет; А. встал из колыбели, побил слуг Иамана, которые смеялись над ним; И. взял его товарищем своим сыновьям Усиби и Бадри; все трое выросли, задирают людей; те советуют лучше отомстить обидчику, из-за которого И. лишился глаза; мать не хочет говорить, братья приложили к ее груди горячие хачапури; дэв хотел отнять У. и Б., И. отдал взамен свой глаз; дэв запирает братьев у себя; его сестра прикована в углу; засыпая, обещает съесть А.; сестра учит дать ей цепь, она подтянет за нее хранящийся в масле меч дэва (сам А. его из масла не вытащит), пусть А. приложит его к шее спящего дэва; А. убил дэва; нарушив клятву, не освободил, а убил его сестру; братья встречают дэва, который сучит шерсть, веретено – жернов; он проглатывает А.; У. отрубает ему хвост; братья кричат Амирану, что его кинжал в ноговице; А. колет дэва изнутри; не хочет выходить через рот или зад, проделывает дыру в боку; один его глаз остается внутри дэва; тот велит помазать глазницу кусочком своей печени и легкого, глаз восстанавливается; А. заложил бок дэва деревянной заслонкой, велел вернуть глаз И.; глаз в ящике на столбе, братья возвращают его Иаману; дэвы предлагают Амирану добыть Кету, дочь Кеклуц-царя, она в башне, подвешенной к небу; женщина-дэв делает мост через море из своей косы, А. клянется, что возьмет ее с собой; братья перешли, когда женщина была на середине моста, А. перерубил косу, женщина упала в море; так А. второй раз нарушил клятву; Андрероба везут хоронить живого, мертвого бы не довезли; одна нога свесилась с арбы, пропахивает землю, А. забросил ее на арбу; Андрероб просит дать руку, А. дает скалу, Андрероб выжимает ее своей рукой; Андрероб просит А. взять с собой его сына, тот взял; боясь, что станет слишком сильным, убил; так в третий раз нарушил клятву; А. обрубил цепи башни, Кету и он полюбили друг друга; К. учит, как найти щель в доспехах ее отца, А. отрубает тому голову; Кету оживляет убитых ее отцом У. и Б.; А. воевал даже с Богом; тот приковал его к железному столбу; с ним прикован пес Курша; оба тащат столб, вот-вот вырвут; каждый год Бог посылает птицу; та сядет на столб, А. замахнется, ударит столб, тот снова входит в землю; Курша – щенок орлицы Орби; у нее каждой весной вместе с птенцами рождается один щенок; у Курши по бокам орлиные крылья; Бог приковал его вместе с А., т.к. тот истреблял много туров; у сванов есть плач о Курше]: 284-294; Машурко 1894: 379 (по вып. 9, отд. 2, с. 179, Имеретия) [царица ведьм Рокапи привязана Богом железной цепью к железному шесту; она старается его вырвать; каждый раз появляется трясихвостка и садится на шест; Р. пытается убить ее молотом, но птичка улетает, а от удара шест входит глубже в землю], 379-381 [Амиран обещал победить Бога; старик предложил ему вдеть нитку в иголку, иголку воткнуть в скалу, а нить набросить на себя; иголка стала железным колом, а нить – цепью; пришел пастух, А. просит принести ему цепь, чтобы с ее помощью он мог подтянуть к себе лежащий поодаль меч; пастух принес цепь, но жена шла за ним и окликнула; пастух обернулся, бросил в нее цепь, А. исчез с глаз; собачка Амирана лижет цепь; в Великий четверг она должна разорваться; тогда кузнецы ударяют по наковальне и цепь восстанавливается; если А. освободится, он уничтожит всех жензин и кузнецов]; мегрелы [Амиран – крестник Христа, предложил тому с ним бороться; тот предложил ему сперва порвать нитки; наложил нитки, они превратились в цепи; А. дергает кол и тот приподнимается; каждый год прилетает синица-трясихвостка, которую мингрельцы считают священной, и садится на кол; А. пытается ударить ее дубиной, птичка улетает, а он вгоняет кол глубже в землю]: Машурко 1894: 378-379; армяне: Арутюнян 2004 [храброго Артавазда по проклятию его отца царя Арташеса каджи заключают в оковы в пещере горы Масис; белая и черная собаки грызут его цепи, чтобы освободить; под Новый Год оковы утончаются, однако от ударов молота кузнецов по наковальне опять восстанавливаются; если бы Артавазду удалось освободиться, он разрушил бы мир]: 199; Ганаланян 1979, № 750 [Артавазд прикован в пещере; две собаки грызут цепи; от звуков кузнечных молотов оковы восстанавливаются; поэтому кузнецы в воскресенье ударяют три-четыре раза по наковальне; иначе А. уничтожит мир], 811 [у Артавазда бесноватый сын Шидар; А. передал царство не ему; когда Ш. с всадниками ступил на мост, злые духи его сбросили, он погиб; воины разнесли слух, что Ш. прикован внутри горы; две собаки лижут цепи, к концу года те делаются как волос; если порвутся, Ш. разрушит мир; в начале года кузнецы и другие ремесленники трижды ударяют своими орудиями, цепи восстанавливаются]: 241, 261; Шахназарян 1988 [сын Давида Сасунского младенцем разорвал цепи, которыми его оплели; его назвали по имени деда Мгером; его родители вскоре умерли; брат Д. Чинчхапорик взял его имущество, стал воспитывать М.; его жена боится силы М., советует от него избавиться; он отправляется в землю деда, живет там; ему советуют лучше вернуть себе Сасун; дядя его прогоняет, М. не решается его убить; М. нанимается работником, убивает, обижавших его; убивает тигра; разделяет реку надвое, чтобы она не залила берега; строит крепость; громит Сасун; люди его проклинают; он входит в Воронову пещеру у озера Ван, она смыкается; в ней немного воды и хлеба, клевер коню; в день вознесенья люди боятся, что М. выйдет; однажды выходит, старик отвечает, что мир все прежний; М. обещает выйти, когда народ его позовет]: 61-86.