Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

C33A. Кузнецы восстанавливают цепь. .16.27.-.29.

На протяжении года некто пытается распилить, разорвать цепь или веревку, удерживающую его самого или другого персонажа. В определенный день года, когда цепь уже совсем истончилась, она восстанавливается в прежнем виде, либо столб, к которому прикреплена цепь, вновь входит в землю. См. мотив C33, ср. мотив G8d.

Австрийцы, немцы, македонцы, (албанцы), украинцы, адыги, абхазы, осетины, лаки, грузины, армяне.

Западная Европа. Австрийцы (Тироль) [вечером накануне праздников кузнецы ударяют три раза по наковальне, чтобы прикрепить цепи Луцифера, который иначе может вырваться наружу и перевернуть мир; в Вильдшёнау место Луцифера заступает волк, сидящий на тройной железной цепи за девяться железными дверями]: Миллер 2013: 835; немцы (Нижняя Бавария, Вальдкирхен) [последний оставляющий кузницу кузнец ударяет три раза по наковальне, чтобы чйрт не мог перепилить свои цепи; он пилит постоянно, так что ко дню св. Иакова (25 июня) цепь становится тонка, как нитка. Но в этот день, если исполняется обряд, цепь снова утолщается]: Миллер 2013: 835.

Балканы. Македонцы [земля покоится на столбе, за который привязан вол или буйвол; когда он чешется, происходят землетрясения; вол лижет столб, тот истончается, но на Спириден кузнецы ударяют по наковальне и столб вновь восстанавливается]: Ценев 2004: 23; (ср. албанцы [черт прикован огромною цепью к скале; он гложет цепь в течение целого года, и к великой субботе звенья ее тонки, как бобовые листья; но в Светлое воскресенье приходит Спаситель и приковывает диавола новою цепью]: Миллер 2013: 835).

Средняя Европа. Поляки [крестьянин ночует в корчме; приходят разбойники; увидев постороннего, атаман бьет его, но оказывается, что человек покрыт броней; на следующий день разбойники его напаивают, он перед сном прочитал лишь половину молитвы, покрыт броней наполовину; на следующий вечер вообще не прочитал; атаман не убивает его, а просит за него молиться; уродилась пшеница, крестьянин везет ее продавать, застревает в болоте, говорит, что и черт не поможет; появляется черт, вытаскивает воз за обещание отдать то, что дома не знает; юноша вырастает, идет в ад вернуть договор с чертом; в лесу его встречает тот атаман разбойников; просит узнать, что его ждет в аду; в аду Вельзевул прикован 12 цепями, горит в огне; черти пилами пилят цепи, уже почти распилили, но наступает Пасха и при возгласе "Христос воскрес" цепи восстанавливаются; юноша очертил себя мелом, стал кропить святой водой; одна капля попала на лоб Вельзевула; тот велит трубить в трубы; после третьего раза является хромой черт, возвращает договор; ему показывают ложе разбойника; оно сокращается и удлиняется, сверху огненный серный дождь, вокруг огонь и ножи; вернувшись в лес, юноша накладывает на разбойника епитимью; он должен раздать богатства, будет прощен, когда его дубинка даст ростки; юноша рукоположен в священники; однажды в лесу видит яблоню, она выросла из дубинки; священник велит вспомнить все грехи; после каждого названного одно яблоко падает; выясняется, что разбойник спас тогда отца юноши; когда говорит, что убил своих отца и мать, падают два последних яблока, старец умирает, прощен]: Домбровский 1992: 52-67; украинцы [закованный Христом черт пытается перегрызть железные оковы; ему это почти удается, но когда произносятся слова «Христос воскрес», железо восстанавливается]: Чубинский 1872: 195.

Кавказ - Малая Азия. Кузнецы ударяют молотами по наковальне, цепь восстанавливается. Адыги; абхазы; осетины (Южная Осетия, одна запись начала 19 в.) [Бог создал четырех добродетельных, это Артавыз, мужчина, овца, пшеница; и для каждого по злому существу: женщину для мужчины, козу для овцы, горький сорняк сысылы для пшеницы; А. должен был быть добродетелен, а стал учить злому; Бог велел Уацилле (громовник) схватить его и тот прибил его к луне железными гвоздями; если он освободится, то съест всех людей; чтобы этому помешать, каждый кузнец обязан лишний раз ударить по наковальне; А. вызывает и лунные затмения]: Gevorgian 2007: 102-103; сваны; грузины; армяне; лаки [богатырь Амир вызвал на состязание верховного бога Зала; тот стал бросать в него камни, но А. их отбрасывал; З. бросил такую скалу, за которую А. не мог ухватиться; тогда А. обвил скалу канатом, а З. превратил канат в цепь и А. оказался прикованным к скале; он плачет, от слез цепь истончается; приступая к работе, каждый кузнец должен трижды ударить молотом по наковальне, после чего цепь Амира становится толще; А. прикован где-то в горах]: Халидова 2012, № 61: 80-81.