Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

C35. Космический брак не состоится. (.12.).14.(.21.).23.27.31.

Становится известно, что если персонажи, олицетворяющие явления природы и части мироздания, поженятся, это приведет к катастрофе. Брак расстраивается.

(Моси), мальгаши (мерина), (миньонг), гонды, байга, пардхан, болгары, (румыны), сербы, Древняя Греция, литовцы.

(Ср. Западная Африка. Моси [Ньяка (маленькая антилопа, наделенная в фольклоре моси умом и сообразительностью) обещает дочь тому, кто принесет молоко буйволицы, шкуру леопарда и бивень слона; заяц с помощью обманов и трюков все это достает; Ньяка отказывается дать ему дочь, чтобы потомок двух столь смышленых существ как он и Заяц не стал бы умнее самого Бога]: Frobenius 1986: 47-50).

Восточная Африка. Мальгаши (мерина) [Небо искало жену; птичка предложила ему высватать Землю; Земля начала соединяться с Небом, все испугались; птичка посоветовала Небу отказаться от брака; Земля сказала, что небо ее не уважает, каждый день мочит; некоторые части Земли успели подняться и остались горами, Небо украсило их растительностью]: Molet 1979 (Merina): 32-33.

(Ср. Северо-Восток Индии Миньонг [земля Sedi и небо Melo вступили в брак; люди, животные и Wiyus (боги, первопредки) собрались решать, как не оказаться раздавленными; Sedi-Diyor, один из самых сильных Wiyus, оттолкнул Небо далеко от Земли; та родила двух девочек, но, горюя по утраченному супругу, не могла их воспитывать, для них нашли няню; та умерла, ее похоронили, сестры плакали, тоже умерли, исходивший от них свет пропал; решили, что няня что-то похитила у сестер, раскопали могилу, тело истлело, а глаза нет, в них были образы сестер; мастер извлек их, они превратились в живых девочек; старшая, Bomong, красиво оделась, ушла, не вернулась, она – солнце; младшая Bong пошла за ней, была столь же ярка и жарка; ее решили убить, Лягушка подстрелил ее из лука, Крыса притащил тело старшей сестре; от страха и горя Бомонг положила на голову камень, свет померк; Nginu-Botte послала к Бомонг крысу, дикую птицу и петуха; огромные гениталии петуха мешали ему идти, его пенис отрезали, тот стал дождевым червем, а тестикулы ушли внутрь тела; Бомог согласилась вернуться, если сестра оживет; мастер сделал образ Бонг, вдохнул жизнь, Бомонг сняла камень, на рассвете петух и птица запели, крыса запищала]: Elwin 1958a, № 16: 48-50).

Южная Азия. Гонды [Небо позвал богов на свадьбу с Землей; Бхимсен украл для него жеребенка, которого родила кобыла Dano; решил, что если Земля и Небо поженятся, они всех раздавят; создал петуха, объявившего о начале Кали Юги; боги решили, что в эпоху тьмы брак состояться не должен; от упавшего на землю семени Неба родились птицы и насекомые, а коня-Радугу пустили на небо]: Elwin 1949: 105; байга: Elwin 1944 [Шакал решил поженить Небо и Землю; позвал Dhulia (каста барабанщиков) бить в барабаны во время свадьбы; собрались шакалы, много выпили, Небо стало опускаться к Земле; боги испугались, попросили Шакала отменить свадьбу, иначе земля опустеет; Bhagavan за это дал Шакалу всю землю, поэтому шакалы везде]: 460; 1949, № 2 [Земля должна была выйти за Облако, всех пригласили на свадьбу; Chachahundarmal Raja отсутствует, Bhagavan посылает за ним; когда он приходит, то говорит, что боги, оказавшись между Облаком и Землей, будут раздавлены, если те обнимут друг друга; тогда Махадео создал Медведя и женил его на Земле; Медведь ласкает груди Земли - муравейники]: 207; пардхан [Небо и Земля должны были пожениться; боги боялись быть раздавленными; Guru Mahadeo шепнул на ухо (whispered a seed-charm) to Desphiri Mata, та родила Ветер; он пошел искать отца; Бхимсен назвался отцом, Ветер на него в гневе бросился, Б. выбил ему глаза; с тех пор Ветер слеп, повсюду ищет отца]: Elwin 1949, № 13: 87-88.

Балканы. Болгары: Кузнецова 1998 [1) Солнце объявил о свадьбе с Луной, пригласил всех зверей; Еж сидел грустный, грыз камень; ответил, что угощение ему нравится, но он хочет заранее научиться питаться камнями, ибо когда у Солнца появятся дети, на земле все сгорит; Солнце отказался от свадьбы; звери рассердились на Ежа, Солнце дал ему для защиты иголки; 2) Солнце собирается жениться на своей сестре-Луне; собрались «сваты» - все звери; Еж бросил коню еду в кормушку, сидел молча; ответил, что свадьба будет, если его конь съел свой корм; объяснил, что когда народятся маленькие солнышки, на земле все сгорит, поэтому он хочет заранее научить коня питаться камнями; звери решили сделать так, чтобы Солнце с Луной никогда не встречались]: 78; Маринов 2003 [Солнце решил жениться; приехавший на осле Еж положил тому в кормушку камни вместо сена; объяснил Солнцу, что когда у Солнца родятся дети, жар от многих солнц испепелит все, пусть осел привыкает есть камни; Солнце отказался от намерения жениться]: 29; Strausx 1898: 11, 37-38 в Hatt 1949 [Солнцу помещали выйти замуж, ибо люди (или Дьявол) стали думать, что будет, если она родит детей]: 73; македонцы: Ценев 2004 [1) на Петровден люди решили женить Солнце; только Св. Петр был грустен; сказал, что когда у Солнца родятся сыновья и дочери, мир сгорит; люди решили, что Солнце не может жениться; 2) Солнце собрался жениться, но Еж сказал, что когда родятся много Солнц, жить станет невозможно; животные решили, что Солнце не должен жениться; тогда тот погрузился в море; Петух стал петь, Солнце вынырнул и обвинил его, что он, Солнце, топится, а тот поет; с тех пор Солнце выходит, когда поет петух, а ежа он проклял, тот днем прячется; 3) Бог запретил Солнцу жениться, тогда тот погрузился в море; Петух стал петь, Солнце вышел посмотреть, почему он поет, и остался; 4) когда Солнце решил жениться, Мул сказал, что если будет два солнца, он сгорит; свадьбу отменили, а Солнце проклял мула, чтобы у тот не имел потомства]: 36-37; сербы [Солнце задумал жениться, всех пригласил на свадьбу; Еж дал своему ослу камни, сказал, что пусть учится ими питаться; когда у Солнца родятся дети, все сгорит; Солнце отказался от свадьбы]: Jанковић 1951: 63-64; Древняя Греция [за право жениться на Фетиде спорили Зевс и Посейдон, но Фемида предсказала, что от Фетиды родится сын, который будет сильнее своего отца; некоторые же говорят, что когда Зевс вознамерился вступить в брак с Феридой, Прометей предсказал, что тот, кого Фетида ему родит, воцарится над небом; следуя совету Хирона схватить Фетиду и держать ее, какой бы облик она не принимала, Пелей подстерег ее и унес; Фетида превращалась то в огонь, то в воду, то в зверя, но Пелей не отпускал ее, пока не увидел, что она возвратила себе первоначальный облик]: Апол. 1972, 3, XIII, 5: 69 (пересказ в Ярхо 1982: 297); (ср. румыны: Beza 1928 [1) Солнце-мужчина просит Бога разрешить ему жениться на сестре-Луне; Бог показывает ему ад и рай, но Солнце готов лучше быть в аду, чем без возлюбленной; во время бракосочетания к Луне протягивается рука, бросает ее в море, где она превращается в рыбку (golden barbel); Солнце бросился к западу за невестой, но Бог схватил ее, подбросил, она стала луной; велел им смотреть друг на друга издалека, не сближаться; 2) Луна соглашается выйти за Солнце, если тот построит железный мост через Черное море и лестницу к небу; он это сделал, на небе Адам и Ева показали ему рай и ад]: 16-18; Mailand 1886 (Трансильвания, по G. Moldován) [1) сияющий юноша просит мать разрешить ему жениться на сестре; та согласна, если он построит восковой мост через мир с холодным родником в середине; каждый, кто попьет из него, попросит искупления грехов; 2) юноша просит мать разрешить ему жениться на сестре, ибо, обойдя мир, он не встретил девушки краше; та согласна, если он сделает железные башмаки и обойдет в них мир; сделает медный мост над землей и серебряный мост над миром; он выполняет условие, ведет невесту в церковь, та просит отпустить ее руку, бросается в Дунай; 3) сестра отвечает Солнцу, что выйдет за него, лишь если он построит железный мост к нему, серебряный над землей; 4) Солнце хочет взять в жены свою сестру Juana Cossinczana; в день свадьбы с неба протягивается рука, бросает невесту в море, а затем на небо, где та становится Луной; Бог говорит Луне и Солнцу, что те вечно будут следовать друг за другом]: 3).

Балтоскандия. Литовцы [лягушки узнали, что Солнце женится; решили, что когда появятся дети, они иссушат все водоемы, все сожгут; пошли жаловаться Богу, но не застали его дома; Солнце узнало, что лягушки ходили жаловаться, лишило их своего тепла; лягушки стали бояться солнца, квакуют лишь после заката; {об отмене свадьбы Солнца не говорится, но это логически следует из рассказа}]: Лëбите 1965: 400.