Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

C5B. Животные посланы на разведку.

.12.39.41.44.46.48.-.50.59.64.65.(.72.)

После мировой катастрофы или при создании земли животные бегают, делая землю большой, сообщают о ее состоянии, либо посланы узнать, велика ли земля.

Западная Африка. Йоруба [сперва ниже неба вода и болото; Создатель Ol-orun дал Великому Богу Orisha Nla раковину улитки, наполненную землей; тот высыпал землю на болото, Голубь и пятипалая Курица стали ее разбрасывать, появилась суша; О. послал Хамелеона с проверкой; тот рассказал, что земля достаточно велика, но еще мокрая; на второй раз сказал, что просохла; творение продолжалось четыре дня; с тех пор в неделе четыре рабочих дня, пятый отведен почитанию О.; первые люди созданы на небе, посланы на землю]: Parrinder 1967: 20.

СВ Азия. Береговые коряки (селение Кичига, зап. 1928 г.) [дождь идет не переставая; Куйкынняку делает ладью, загоняет в нее всех животных, запрягает в ладью мышей, везет ее к морю; ладья подплывает к острову; К. видит там женщину, расчесывающую волосы; дождь идет из-за нее; К. кормит ее мухоморами, она пьянеет, К. отстригает ей волосы на голове, ресницы и брови, сдирает и закапывает одежду, дождь прекращается; К. отправляет мышку назад за море посмотреть, прояснилось ли небо; Мышка вернулась, сказала, что прояснилось; К. возвращается домой, оставив женщину замерзать без одежды]: Меновщиков 1974, № 124: 399-400.

Субарктика. Кучин [см. мотив C3; при потопе Джатеаквойнт спасается на плоту; посылает Ворона и другую птицу, оба возвращаются, не найдя суши; привязывает веревку к Бобру, просит нырнуть; тот всплывает мертвым; то же с двумя другими Бобрами; Ондатра ныряет несколько раз; в последний раз Д. вытаскивает ее мертвой, находит землю на лапках; творит сушу; оживляет Ондатру; посылает Волка и Лиса разведать землю; Волк не возвращается, Лис сообщает, что земля велика]: McKennan 1965: 104; каска [во время потопа Иисус посылает Крысу (Ондатра?) достать землю со дна; та тонет; маленькая Утка достает, земля вырастает; И. посылает Волка узнать, велика ли она; Волк не возвращается, земля велика]: Honigmann 1949: 214; хэа [Куньян предупреждает свою сестру-жену, что будет потоп; строит плот; люди не верят, тонут; К. велит животным нырять; Ондатра не доныривает, Бобр приносит на лапке ил; К. творит из него сушу; посылает Лиса бегать кругами, земля вырастает]: Petitot 1886, № 13: 146-149; бивер: Goddard 1916 [землю покрывает вода; птицы ныряют, лишь маленькой шакале удается принести под когтями ил со дна; из него возникает суша]: 256-257; Ridington 1981 [Сидящий на Небесах кладет на воду крест, велит различным животным нырять достать землю; Ондатра приносит немного земли под ногтями; Сидящий на Небесах кладет землю в центре креста, велит ей расти]: 354; 1988 [начало как в 1981; Создатель посылает собаку узнать, велика ли земля; та возвращается с человеческой костью в зубах; за это Создатель превращает ее в волка; волк уходит и не возвращается]: 117-121; 1999 [все покрыто водой; Бог плавает на кресте, велит животным нырять; Ондатра приносит со дна ил, Бог творит сушу; посылает Собаку узнать, велика ли она; Собака приносит человеческую кость; Бог посылает Волка, тот не возвращается] [все покрыто водой; Бог плавает на кресте, велит животным нырять; Ондатра приносит со дна ил, Бог творит сушу; посылает Собаку узнать, велика ли она; Собака возвращается с человеческой костью в зубах; за это Создатель превращает ее в волка; волк уходит и не возвращается].

Средний Запад. Чиппева [см. мотив B3A; Венебожо просит нырнуть Выдру, затем Бобра; оба всплывают мертвыми, В. их оживляет; Бобр говорит, что видел землю; Ондатра приносит землю во рту и на лапах; В. бросает землю на воду, она вырастает; посылает Карибу узнать, велика ли она; Карибу возвращается - мала; В. бросает еще земли; на этот раз Карибу не возвращается]: Barnouw 1977, № 1: 38-41; северные оджибва (Сэнди Лейк) [см. мотив B3A; Зимородок рассказывает Висакажяк'у, как водные монстры убили его брата Волка; В. красит Зимородку горло красным; прячется на пляже, стреляет в монстров; Лягушка идет их лечить; В. убивает ее, надевает ее кожу, режет сердце М., убегает; начинается потоп; В. посылает Бобра, Выдру, Ондатра на дно достать землю; на лапах всплывшей Ондатры находит глину; творит сушу; посылает Росомаху смотреть, велика ли она; на третий раз Росомаха не возвращается, земля готова]: Ray, Stevens 1971: 20-26; cеверные солто [см. мотив M60; Висекаджак убивает подводную Пуму; другие Пумы вызывают потоп; Висекаджак с животными спасается на плоту; животные ныряют достать со дна землю; Бобр, Выдра, Ондатра всплывают мертвыми; на лапах Ондатры Висекаджак находит глину, делает землю; посылает Ворону узнать, велика ли она; та дважды возвращается; в первый раз земля мала, затем вырастает; Висекаджак посылает Волка; тот не возвращается, земля велика]: Skinner 1911: 173-175; оджибва: Blackwood 1929, № 2 [бабка признается Manabazoo, что его родителей убил змей, живущий на острове; вода вокруг покрыта смолой; М. смазывает лодку жиром, приплывает к пляжу, притворяется пнем; Змей посылает меньшего змея, медведя сдавить, ранить пень, но М. не шевелится; поражает заснувшего Змея стрелами, возвращается домой; старуха идет лечить раненого, М. снимает с нее кожу, напяливает на себя; вонзает острие глубже, Змей умирает; дождь заливает землю потопом, М. и звери спасаются на плоту; Бобр, Гагара, Выдра, Ондатра последовательно ныряют, всплывают мертвыми, М. их оживляет, в лапе Ондатры находит немного земли; М. посылает Ондатру второй раз, та приносит больше; М. творит сушу, дует на нее, она расширяется, появляются долины и горы; дует нежно – цветы, сильно – метель; посылает Волка узнать, велика ли земля, тот возвращается через 10 дней, полгода, на третий раз не возвращается; посылает Орла, Ястреба, Голубя, Ворона на восток, запад, юг, север; сколько пролетят, настолько земля станет простираться; создает деревья, реки, озера, мужчину и женщину; уходит на восток, теперь смотрит на нас]: 323-328; Radin 1914, № 9 [Ненебожо раскрашивает перья Зимородку; за это тот сообщает, что водные Пумы убили брата Н.; Н. превращается в гнилой пень; бьет Пум, выдешдих из воды полежать на пляже; вода преследует Н.; он лезет на дерево, делает плот; Выдра, Бобр выныривают, не принеся песка; Ондатра приносит в лапах и во рту; Н. творит сушу; посылает Ворона, тот не возвращается; Ястреба, тот сообщает, что Ворон клюет трупы; за это теперь ест лишь ворованное; Н. посылает Карибу; тот сообщает, что земля недостаточно велика; Н. снова выдувает на воду песок из рожка; велит Уткам танцевать, закрыв глаза; см. мотив M53]: 19-21; Radin, Reagan 1928, № 2 (юго-восток Онтарио) [Manabozho ранит минито-Льва, старуха-Лягушка идет его лечить; не узнав М., рассказывает, что минито собираются поймать М.; М. убивает ее, напяливает ее кожу, придя к минито, загоняет стрелу глубже в тело раненого, убивая его; вода устремляется за М., он лезет на дерево, делает плот; велит Бобру, Выдре, Ондатре нырять; те один за другим всплывают без чувств; между пальцами Ондатры М. находит крупицы земли, делает сушу; посылает Норку (mink) узнать, велика ли она; первый раз тот возвращается, второй - не возвращается, значит суша велика], 3 (запад Онтарио) [пока Виссекеджак охотится, его младший брат М. пропадает; В. дает Журавлю белую полоску на шею; тот за это рассказывает, как минито Морские Львы убили М., повесили его кожу у себя в дверях; В. превращается в пень на берегу, куда минито выходят погреться, стреляет в тень черного минито, ранив его; вода устремляется за В., он делает лодку; далее как в (2); Лис вместо Норки; затем эпизод с Лягушкой-лекарем; В. убегает, унося кожу М. и тело убитого минито; прячется в норе сурка]: 62, 63-67; восточные болотные кри (Олбани) [Wicágatcak ловит бобра, тот царапает ему зад, В. ломает бобровую плотину, вода заливает мир; В. делает плот; Ондатра послана достать землю со дна, тонет; Ворон(а) – принести землю издалека, возвращается с пустым клювом; У В. есть немного мха; он велит Волку взять его в рот, бегать вокруг плота; земля возникает и растет; Волк убегает так далеко, что больше не возвращается; далее см. мотив M53, "дичь танцует вокруг охотника"]: Skinner 1911: 83; западные болотные кри (север Манитобы) [Wesukechak и его брат Волк живут вместе; Волк успешно охотится; звери просят Морского Льва устранить охотника; В. предупреждает не подходить к воде, не прыгать через ручей; Волк гонит оленя в воду, Морские Львы его убивают; В. чинит сломанный клюв Зимородка, дарит ему белое ожерелье; за этот тот рассказывает, что на острове Морские Львы играют хвостом Волка; В. переправляется на плоту на остров, превращается в пень; Морские Львы выходят на берег поспать; В. бьет их копьем; начинается потоп, звери забираются на плот В.; Ондатра, Бобр ныряют, не достигают дна, Выдра доныривает, едва жива, В. вытаскивает ее за веревку, на лапе немного глины; В. скатывает ее в комок, дует, бросает, возникает суша; В. посылает Росомаху узнать, велика ли земля, та возвращается через 20 дней; В. снова дует, земля расширяется, Росомаха убегает и не возвращается; с тех пор вечно странствует; змеи проделали русла рек, волк продавил лапами котловины озер, носом поддел земли, встали горы; В. велел появиться растительности]: Clay 1978: 14-23; степные кри [см. мотив B3A; Весакайчак убивает вышедших из воды Пум; раненые бросаются в воду; Жаба идет их лечить; он убивает Жабу, надевает ее кожу, добивает раненых; оставшиеся Пумы вызывают потоп; Выдра, Бобр, Ондатра ныряют, всплывают мертвыми, он их оживляет; находит лист дерева под когтем Ондатры; тот ныряет снова, приносит на лапке глину со дна; Весакайчак кладет ее на воду, заставляет землю расти; дважды посылает Волка узнать, велика ли она; Волк возвращается; посылает Ворону, та не возвращается; земля велика]: Ahenakew 1929: 320-327; степные кри [см. мотив F73; Висакеджяк встречает Волков, делает волчонка своим племянником; велит не подходить к озеру; тот подходит, пропадает; Солнце рассказывает В., что его утащили подводные Рыси; В. превращается в пень, затем в дерево на берегу, подстерегает Рысей; Солнце велит ему стрелять в тень Белой Рыси; раненая Рысь скрывается в озере; старуха-Жаба идет ее лечить; В. убивает ее, напяливает ее кожу, приходит лечить Рысь; вместо этого убивает ее, убегает, унося кожу племянника, оживляет его; позже начинается потоп; В. на плоту просит Рыбу, затем Бобра достать земл.; они не могут; Ондатра приносит землю со дна, всплывает мертвой; В. ее оживляет, дует на землю, она вырастает; Олень, другие животные бегут вокруг; четвертым послан Волк; уходит так далеко на север, что становится слишком старым, чтобы вернуться; земля велика; племянника В. посылает к Солнцу]: Skinner 1916, № 1(1): 341-346; степные оджибва [см. мотив B3A; Нянибожу берет в спутники молодого Волка; Рогатые Змеи утаскивают того под воду; Н. находит его след, превращается в пень на берегу; ранит стрелами трех самых больших змей; старуха-Жаба идет их лечить; Н. узнает ее песню, убивает, напяливает ее кожу; плачет, увидев висящую шкуру Волка; убивает змей, загнав стрелы глубже в их раны; схватив шкуру Волка, бежит, вода за ним; Ондатра приносит ил со дна; Н. творит сушу; оживляет Волка, посылает узнать, велика ли земля; Волк возвращается, достигнув среднего возраста; в следующий раз - стариком; Н. доволен, превращает Волка в волка]: Skinner 1919, № 6-8: 283-288.

(Ср. Северо-Восток. Делавары [(похоже на резюме разновременных версий и заимствования из фольклора оджибва); Жаба была хозяйкой воды; битва Жабы с Рогатым Змеем приводит к потопу; Нанапуш подбирает животных, сперва лезет на дерево, затем плавает на плоту; Гагара, Выдра, Бобр всплывают мертвыми, Н. их оживляет; Ондатра приносит во рту и на лапках ил; Н. помещает его на спину Черепахе, земля вырастает; Н. посылает Волка узнать, велика ли земля; тот возвращается через все более долгие промежутки времени, наконец, пропадает совсем; первый мужчина родился из корней дерева, первая женщина – из макушки, когда та склонилась к земле]: Hitakonanulaxk 1994: 49-51).

Великие равнины. Сарси [у человека жена и два сына; он причесывает жену, красит ей лицо, но каждый раз, когда она идет за хворостом и возвращается, ее волосы спутаны, краска расплылась, одежда в грязи; он следит, видит, как она подходит к гнилому дереву, стучит, говорит, что пришла, выползают змеи, обвивают ее тело; муж рассказывает об этом сыновьям, велит им бежать, идет к дереву, вызывает змей тем же сигналом, убивает палкой, бросает тела в овраг, одна спаслась, но лишилась хвоста; жена находит лишь одну змею, возвращается, муж отрубает ей голову, та падает в типи, тело - вовне, муж убегает в противоположном направлении, нежели сыновья; те добежали до реки, попросили водного монстра их переправить; он предложил им поедать его паразитов; это лягушки; братья щелкали семечками, из которых у них ожерелья, монстр доволен, лег как мост, братья перешли на другой берег; голова матери пустилась в погоню, раскусила лягушку, плюнула с отвращением, монстр предложил ей перейти реку, сбросил в воду, голова утонула; братья увидели плот, оттуда положили доску, предложили взять еду, старший ступил, его бросили на плод, отплыли; он крикнул младшему никуда не уходить, ждать его; он вернулся, но брат превратился в волка; они вместе охотятся; волк бросился за оленем в реку, что-то утянуло его под воду; Старик привел старшего брата к реке, где у берега рыбы; они стали стрелять в них, ранили вождя; Лягушка-шаман идет, говоря, что ее вызвали лечить раненого вождя рыб; Старик убил его, нарядился как он, спустился к рыбам, нашел шкуру волка, оживил его, тот вернулся на берег; Старик велел всем закрыть глаза, пока он станет лечить вождя, всех убил, вернулся на берег; другие рыбы вызвали потоп; Старик на плоту велит животным нырять; только Ондатра донырнула, всплыла мертвой; Старик достал крупинки земли из-под когтей и зубов, оживил Ондатру; так она ныряла четыре раза; Старик предложил животным бегать вокруг комка земли, лишь Волк и Выдра согласились; земля росла, они вернулись, состарившись, Старик их омолодил; так три раза, после четвертого они не вернулись, земля велика]: Dzana-gu 1921, № 4: 6-8; черноногие [дождь заливает землю потопом, звери просят Napi ("Старик") помочь, тот делает плот, велит нырять за землей; Гагара, Выдра, Бобр, Гусь, Гусыня не доныривают до дна; Ондатра всплывает мертвой, Н. ее оживляет, она говорит, что видела землю; со второй попытки достает немного земли, в третий раз приносит еще; Н. творит сушу, велит Волку проверить, велика ли она; тот возвращается через полгода, Н. говорит, что земля мала, продолжает ее расширять; во второй раз Волк не возвращается, земля велика; Н. лепит из глины, оживляет первую пару индейцев чиппева]: Linderman 1995: 16-21; (ср. ото [четверо братьев находятся в воде, ищут землю; трое не находят, младший находит; они начинают жить на земле, создают Лося и других животных]: Whitman 1938: 175-176).

Калифорния. Костаньо [во время потопа орел, колибри и Койот поднялись на вершину Пико Бланко; когда вода дотуда дошла, орел перенес колибри с койотом на Сьерру де Габилан; вода сошла и орел отправил Койота узнать, высохла ли земля; тот вернулся и сказал, что высохла; Орел велит Койоту жениться на девушке; тот спрашивает, как зачинать детей; последовательно предлагает (вводить пенис) под колено, под локоть, в бровь, в затылок; Колибри указывает на место внизу живота; Койот хочет убить Колибри, но тот спрятался под крылом Орла и Койот его не нашел; пришел к девушке, просит искать у него в голове; она находит клеща, в испуге выбрасывает; Колит велит ей его раскусить, проглотить; она глотает, делается беременной; в страхе бежит; Койот создает для нее хорошую дорогу, но она бежит сквозь кустарник; Койот создает по краям дороги цветы, чтобы она остановилась их собирать; она не хочет; он почти хватает ее, но она добегает до моря, бросается в волны; превращается в креветку или в песчаную блоху]: Kroeber 1907a, № 1: 199-200; йокуц (Wobonuch, Centrall Hills): Gayton, Newman 1940, № 40 [Волк предупреждает своего младшего брата Койота не трогать кожаный мешок с землей и водой; мешок висел на стене, Койот его продырявил палкой, вода залила мир, Койот утонул; Волк сделал плот, сеть, ловил ею падавший сверху табак, жевал, оживил Койота, велел привести Утку, Утке - нырнуть; она вынырнула, сказав, что достигла дна; Волк велел принести ила, обещав оживить Утку, если та потеряет сознание; под ногтями Утки Волк нашел крупицы земли, оживил Утку, бросил землю вокруг себя, возникла небольшая суша; послал Койота узнать, велика ли земля; Койот вернулся, сказав, что мала; велев Койоту закрыть глаза, снова разбросал землю; вернувшись, Койот сообщил, что земля велика; послал Койота привести Лося, затем Горного Барана; сказал, где тем жить, сперва велел сделать горы на западе (Лось пошел на север, Баран на юг, затем встретились); Волк послал Койота дать всем элементам ландшафта названия; призвал Орла, а сам ушел управлять страной мертвых; см. далее мотив мотив H34 (Орел и Койот спорят о судьбе людей)]: 39-40; Kroeber 1907a, № 15 [см. мотив B3A; лишь гора возвышается над водой; Утки ныряют, всплывают мертвыми; под ногтями, в ушах, во рту Нырка находят немного земли; смешивают с семенами, делают землю; Орел посылает Волка, тот обегает землю, сообщает, что она еще мягкая; Койот бегает по земле раньше времени, появляются ущелья и горы; Орел посылает Ворона и Сокола, те сообщают, что земля затвердела; люди-животные расходятся в разных направлениях, превращаются в людей], 25 [Орел и Койот велят черепахе нырять; находят под когтем немного земли, кладут на воду, земля вырастает; делают шесть человеческих пар, посылают их в разные стороны; людям нечего есть, они едят землю, часть уже съели; Орел и Койот посылают голубя, тот приносит зернышко; землю покрывают растения с плодами и семенами]: 209-211, 218-219.

Большой Бассейн. Южные юте [во время потопа Бог посылает с горы птиц; Ворон ест трупы, не возвращается, Норка приносит лист]: Lowie 1924, № 2: 4; чемеуэви [Женщина Моря (Ocean Woman), Пума, Волк, Койот плавают в лодке-корзине по безграничным водам; ЖМ отшелушивает свою кожу, скатывает шарик, бросает на воду; возникает земля; она ложится на нее на спину, раскинув руки, головой к западу, тужится и растягивает; посылает Волка и Койота узнать, велика ли земля; после нескольких возвращений Койот сообщает, что достаточно велика]: Laird 1976: 148-149; (ср. южные пайют (Моапа) [земля - островок в океане; старуха заставляет ее расти; несколько раз посылает дочь узнать, велика ли земля; каждый раз делает ее больше]: Lowie 1924, № 1: 157-158).

Большой Юго-запад. Западные апачи [люди-животные поднимаются из подземного мира; земля покрыта водой; барсук, индюк сообщают, что суши не видно; Ветер отгоняет воду]: Russel 1898: 254; хикарилья: Opler 1938, № 3 [гора в нижнем мире перестает расти, когда на нее всходят две девушки; Паук и Муха поднимаются по паутине, бросают людям веревку из солнечных лучей; землю покрывает вода; четыре брошенных обруча отгоняют ее; люди посылают четырех Воронов, те едят дохлую рыбу и водных животных, не возвращаются; белая Ласка сообщает, чем заняты Вороны; Барсук испачкал в грязи свои лапы; Бобр строит плотины; благодаря этому существуют реки]: 16-25; Goddard 1911, № 1 [разведчики поднимаются из подземного мира; Смерч сообщает, что земля покрыта водой; Бобр находит сушу, насыпает плотину сдержать воду; Барсук возвращается вместе с Бобром, говорит, что земля высохла]: 193-194; навахо: O'Bryan 1956 [первый человек посылает Барсука; тот возвращается мокрый и грязный]: 12; Zolbrod 1995: 35-48 [первые люди-насекомые (муравьи, жуки, стрекозы, саранча) живут в нижнем красном мире; господствует адюльтер, мир заливает вода, люди-насекомые взлетают к небу, находят отверстие, проникают в синий мир ласточек; там нечего есть, они взлетают в желтый мир кузнечиков; там им не дают пить, они взлетают в черно-белый мир; каждый раз посылают разведчиков узнать, как далеко простирается земля; лишь в черно-белом мире разведчики не могут дойти до края земли, тот мир больше нижних; {кто разведчики, прямо не сказано, но они летают, т.е. насекомые}], 73-83 [черно-белый мир вот-вот тоже зальет вода; пара Белок сажают можжевельник и сосну пиньон, они вырастают недостаточно высоко; пара Ласок - пихту и сосну - растут выше, но недостаточно; юноша насыпал священной земли, посадил 32 тростинки с 32 коленцами; они тут же выросли, слились в один гигантский тростник с отверстием на востоке; люди вошли в тростник, воды нахлынули, но тростник растет, упирается в небо; Черное Перо прикрепляет его своим пером к небосводу, поэтому у тростника на макушке как бы перо; Ястреб процарапал отверстие в небе, Саранча расширил, выбрался на ту сторону, оказался на острове; там четыре гагары с разных сторон, пронзили себя стрелами, живы; Саранча тоже пронзил, поэтому в теле саранчи отверстие; Барсук расширил отверстие, теперь люди смогли выбраться на землю; ноги Барсука запачкались грязью, темные до сих пор; Синее Тело бросил камни в четыре стороны, они пробили отверстия в скалах, воды озера схлынули; люди перешли с острова на материк]; липан [люди живут в темноте под землей, землю покрывает вода; Ветер сворачивает воду как занавес; Ворон, Бобр посланы на разведку; один ест дохлую рыбу, другой строит плотины, не возвращаются; Барсук возвращается; четверо людей посланы создать реки, горы; животные, птицы, деревья и последними люди выходят на землю]: Opler 1940, № 1: 13-15; папаго: Bancroft 1875 [лишь Монтесума и Койот переживают потоп в пустой тростинке; когда вода спала, М. послал Койота в четыре стороны света узнать, сколько есть суши; тот быстро возвращается с запада и юга, долго добирается до восточного моря и не находит моря на севере; Великий Дух вновь населяет землю]: 76; Olmos Aguilera 2005 [Великий Дух создал землю, спустился, взял глины, поднялся, бросил в образовавшуюся выемку, возник Montezuma; тот помог создать людей, диких апачей - последними; сперва солнце низко, тепло, все счастливы; затем потоп, спаслись М. и Койот; М. спасся в лодке, Койот - в пустом стебле тростника; когда земля высохла, М. послал Койот узнать, велика ли земля; с запада, с юга, с востока тот быстро вернулся, на севере не нашел края земли; Великий Дух создал новых людей, велел М. руководить ими; тот делал это плохо, восстал, Великий Дух в наказание поднял солнце далеко от земли туда, где оно ныне; М. велел строить башню до неба, Великий Дух разбил ее громом; М. велел уничтожить храмы, в ответ Великий Дух призвал европейцев, те уничтожили М.]: 153-155; пима [от потопа люди спасаются на горе; посылают собаку узнать, высоко ли вода; та сообщает, что вода подступает к вершине; люди превращаются в камни]: Russel 1908: 212.

Гвиана. Локоно (? араваки на реке Эссекибо) [Великий Дух сидел на вершине бальсы, отрезал куски коры, бросал в реку, они превращались в различных животных; человек был создан последним; создатель его усыпил; когда он проснулся, рядом с ним оказалась женщина; мир уничтожен потопом, в лодке спасся один человек; послал крысу узнать, сошла ли вода; она вернулась с початком кукурузы]: Alexander 1832: 70 в Rodríguez Alvárez 2009: 255.

(Ср. Эквадор. По-в Санта-Элена [в квазиисторической хронике Анельо Оливы первый человек, высадившийся в Эквадоре после потопа, посылает своих приближенных на поиски новых земель; эти люди не возвращаются; после его смерти на поиски отправляется один из его двух сыновей]: Oliva 1857 (1631), гл.3: 26).

Восточная Амазония. Паракана [во время потопа Wirapyna (он сын Maíra) спасся на единственном оставшемся дереве - пальме бакаба; сюда собрались все птицы, попугай накакал ему на голову, он облысел (поэтому сейчас паракана бреют головы); когда воды сошли, олень, затем кабан, затем тапир пришли предлагать слезть на землю; сперва земля мягкая, когда тапир пришел в третий раз, затвердела; пока охотился, дома кто-то готовит; он подстерег двух женщин Wiratin; схватил смуглую, а не светлокожую, поэтому у паракана темная кожа; их сыновья – предки родовых групп; после того, как мальчик убил такого же попугая, из-за которого облысел Wirapyna, все поссорились и разошлись]: Magalhães 1991: 206-207.

Центральные Анды. Центральное побережье Перу [во время потопа люди прячутся в пещере; посылают собак узнать, сошла ли вода]: Gomara 1852 [1552]: 233.

(Ср. Чако. Чамакоко [люди убивают Вождя Броненосцев; после этого дождь вызывает потоп; вождь заранее велит построить большой дом, укрыться в нем людям и парам животных; после потопа выпускает животных и птиц смотреть, сошла ли вода; устанавливает их повадки согласно пище, которую они отрыгнули, вернувшись; первым выпущен Малый Броненосец, возвращается, отрыгает траву, вода еще не сошла полностью; затем Стервятник, он клюет трупы, вождь велит ему и дальше питаться падалью; Голубь приносит семена культурных растения, это пища людей; вождь разделяет выходящих людей по народам (происхождение европейцев); Броненосец проглатывает семена культурных растений, распределяет среди людей; чамакоко возникают из собачьего ошейника, которым вождь подтер собачий зад]: Wilbert, Simoneau 1987a, № 34: 111-114).