Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

D4aa. Бабочка послана похитить огонь. .14.29.33.34.

Ночные бабочки пытаются добыть у людей огонь, чтобы отнести его определенному персонажу.

Арабы Алжира, армяне, казахи (восток Казахстана, Монголия), тувинцы, тофалары, дархаты, буряты, монголы-халха, монголы-удземчины (переселенцы из Внутренней Монголии).

Северная Африка. Арабы Алжира (плато Тиарет) [к принцессе сватались мотыльки; она обещала выйти за того, кто принесет ей огонь; поэтому ночью мотыльки летят на огонь и гибнут]: Aceval 2005, № 124: 144.

Кавказ – Малая Азия. Армяне [1) мотылек прилетел сватать дочь сатаны; сатана велел принести лучину; мотылек стал кружить вокруг лучины, сгорел; с тех пор мотыльки летят на огонь; 2) царь обещает отдать дочь за того, кто принесет негасимый огонь; но все удальцы падали в огонь и сгорали; бабочки, кружащиеся вокруг огня, и есть женихи царской дочери]: Арутюнян 2007: 48.

Туркестан. Казахи-оралманывозвращенцы»; переселенцы из Западной Монголии, живущие в Павлодарской обл. Казахстана) [Информантка помнит, что когда была маленькой, они сидели вокруг огня, и прилетела ночная бабочка (шайтаны кобылек). Прадедушка ее убил. Информантка спросила «Почему?». «Потому что ее послал шайтан, чтобы принести огонь и чтобы бабочка в ней сгорела»]: Архипова 2011: 75.

Южная Сибирь – Монголия. Тувинцы [для перекочевки четырем братьям Оводу, Осе, Ночной бабочке и Иволге потребовались вол, человек-погонщик, огонь; овод стал гоняться за волом и до сих пор это делает, оса – кружиться над человеком, ночная бабочка полетела забрать огонь и не в силах улететь прочь, иволга стала ночью кричать, созывая братьев]: Калзан 1964: 139-140; тофалары [черт посылает мотылька к человеку украсть у него огонь; человек поймал мотылька, вырвал у него язык, чтобы мотылек не водился с чертом; прилетает мотылек к черту, а говорить не может; Черт послал его еще раз, мотылек падает в огонь; тофалары говорят, что мотылек в огонь залетает, потому что связался с чертом [Шерхунаев 1975: 240-263]; халха-монголы [1) бабочку послали из страны чутгуров (чутгурийн орноос), чтобы она принесла огонь. Бабочка не может забрать огонь и сгорает; 2) чутгур отправил бабочек, чтобы украсть огонь. Поэтому когда бабочка видит огонь, она хочет его украсть; 3) из земли чутгуров (чутгурны газар) отправили бабочку, чтобы она потушила свечу Будды (бурхны зул); 4) Черт отправил бабочку к нам на землю, чтобы она принесла огонь. Поэтому бабочки бросаются на свечи, на огонь и погибают]: Архипова 2011: 75-76; монголы-удземчины (узумчины; Восточный аймак Монголии, переселенцы из аймака Шилин-Гол Внутренней Монголии; подгруппа южных монголов и конкретно чахаров, по языку более близких к халха, чем к ойратам) [Чутгур Эрлик-хан послал мотылька (эрвээхий) украсть огонь; тот все пытается и пытается, не может сказать чутгуру, что это невозможно; говорили: «туши свечу, потому что летит чутгурийн эрвээхий»; их специально не убивали, но не любили]: Архипова 2011: 76-77; дархаты [Чутгур послал бабочку за огнем. Бабочка не может принести огонь, сгорает в этом огне]: Архипова 2011: 76; буряты (переселенцы из России в Монголию) [говорили, бабочка пришла за огнем; с детства слышал; такую бабочку называли удаган эрвээхий; тогда были маленькими, мы бегали убивать таких бабочек, потому что она прилетела украсть огонь]: Архипова 2011: 77; (ср. монголы [огнем владели обитатели неба; послали Ласточку, она схватила из очага огонь, хозяйка успела ударить ее по хвосту щипцами для углей, хвост остался раздвоенным, Ласточка принесла огонь на Землю; жители Нижнего мира послали на землю за огнем мотылька; он отщипнул голубого огня от тлеющих углей, с тех пор у обитателей Нижнего мира есть голубой огонь; {по материалам экспедиции РГГУ под руководством С.Ю. Неклюдова, у монголов нет этого сюжета и нет представления об "обитателях неба"; возможно, запись сделана на территории Монголии, но не среди монголов}]: Скородумова 2003: 34-35).