Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

E9F. Волшебная жена – попугай.

.53.59.-.64.66.69.70.72.

Волшебная жена - попугай. См. мотивы E9 и K25.

Гондурас - Панама. Кабекар; брибри.

Гвиана. Калинья; вапишана [E9]; оямпи [E9].

Эквадор. Каньяри [E9].

Западная Амазония. Уамбиса [?]; кандоши [E9]; ачуар: Mowitz 1978: 21 [во время потопа и долгой ночи человек забрался на дерево генипу, бросал вниз плоды, закричал орел-гарпия, рассвело, вода сошла; прилетели попугаи трех видов, стали женщинами, стали жевать маниок, чтобы сделать масато (алкогольный напиток); дятел стучит по дереву, летят искры, человек получает огонь; человек поймал ту Попугаиху, которая менее красива, поэтому люди не столь красивы, как могли бы быть; потомки человека и Попугаихи породили людей], 27-29 [то же, две, а не три Попугаихи], 33-39 [человек освободил из сетей анаконду; ночью к нему подходит женщина, говорит, что ее отец зовет его; побывав в подводном мире, человек с женой возвращается на землю; ночью жена – женщина, днем – змея, муж прячет ее в корзине; мать человека находит анаконду, бьет ее палкой; начинается потоп, человек лезет на дерево, бросает вниз плоды, вода сходит; из трех женщин-попугаих человек хотел схватить ту, что красивее, но схватил двух других, одна из них более смуглая; от оставшейся непойманной происходят европейцы].

СЗ Амазония. E9. Юкуна; гуарикена.

Центральная Амазония. Точное место записи не изв. {Rio Jamunda?} [по реке к опушке леса приплыло много женщин; с ними единственный мужчина Pahi ("отец") Tuna ("водяной" или "черный"); женщины всегда убивали мальчиков; одна женщина родила некрасивого, пожалела; окурила дымом, он стал красавцем; другие женщины стали его преследовать, чтобы сделать своим любовником, называли Pahi-Tuna-Re; мать прятала его в воде; женщины вызвали его, подражая голосу его матери, схватили, занялись с ним любовью; PT велел женщинам отразать волосы, свил веревку, поймал PTR, убил, пенис отрезал, повесил над входом в пещеру, где жили женщины; те убежали, спрятались в другой пещере, преградив вход ядовитыми тварями; PT жил один; однажды еда приготовлена; увидел, как прилетел попугай, стал девушкой; PT бросил перья в огонь; жил с девушкой долго и счастливо]: Barbosa Rodrigues в Barroso 1930: 99-102; мундуруку [пока мужчины охотятся, женщины готовят напиток из маниока, относят к реке, бьют по воде калебасой; выходит Змей, выпивает пиво, став мужчиной, совокупляется с женщинами; один человек следит за ними; мужчины вызывают Змея тем же сигналом, убивают стрелами; женщины уходят; в одной доме живет ручной попугая; превращаясь в женщину, готовит еду и питье для хозяина; тот застает Попугаиху, сжигает ее перья, женится]: Kruse 1949, № 32: 640-642.

Восточная Амазония. Тенетехара [E9].

Монтанья. Чаяуита [E9]; шипибо [E9].

Арагуая. Каража [E9]; тапирапе [E9].

Восточная Бразилия. Апинайе.

Чако. Нивакле: Wilbert, Simoneau 1987b, № 15 [Kíxwet знает, что на небе есть женщины-Попугая (parakeets), послал туда Ястреба, он был красив, женщины решили спуститься по дереву, достигавшему неба; когда спустились, Ястреб повалил дерево; каждый мужчина получил по жене; женщины попросили К. превратить их из попугаев в людей; он сделал это, бросив в каждую горсть земли], 18 [с неба спустились две попугаихи, стали девушками, вышли за двух братьев; те поднялись с ними на небо; главный дух хочет убить людей с земли, но те приветствуют его, он разрешает им остаться; позже один из братьев решает вернуться; Орел и Ястреб спорят, кто его отвезет; отвозит Орел, человек падает в озеро (тонет или спасается, не ясно)], 27 [женщина, у которой были месячные, пошла к реке за водой; после этого хлынул дождь, затопил землю; спасся один человек; стал думать, что хорошо было бы, если бы попугай стал женщиной; вернувшись с охоты застал женщину, от них произошли люди; этот попугай был чороте, а не нивакле]: 36-37, 71-72, 86-87.