Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

E23. Оживление блохами. .46.48.52.65.

На персонажа необходимо бросить горсть блох или вшей; только это заставляет его или ее двинуться с места, что необходимо для оживления или для существования людей.

Великие равнины. Скиди пауни [юноша скорбит на могиле невесты; существо в виде то скунса, то радуги ведет его в мир мертвых; ему велят бросить вшей на голову девушки; та чешется и оживает; он возвращается с невестой на землю, женится на ней]: Dorsey 1904b, № 20: 71-73.

Калифорния. Ваппо: Radin 1914, № 7 [во время потопа Койот со своим внуком Ястребом закрывается в дыре в скале; после потопа строит парильню, помещает туда какие-то перья, они оживают; однако не говорят, не шевелятся, не смеются, не ходят, не едят; каждый раз Койот идет к старику Месяцу, приносит от него мешок со словами, с блохами (от укусов люди начинают шевелиться), со смехом, с ходьбой, с кашей и похлебкой; люди рады], 9 [Койот строит деревню, в каждый дом помещает столько перьев, сколько там должно быть людей; наутро перья превращаются в людей, но не говорят; Койот идет к старику Куксу, тот дает мешок со смехом, велит не открывать по дороге; Койот открывает, корчится от смеха, остатки выливает на людей; утром люди смеются, но попрежнему не говорят; К. дает мешок вшей, Койот опять развязывает его по дороге, остатки высыпает на людей; утром люди начинают ходить; то же с мешком вшей; тогда К. приходит сам, теперь люди бегают, говорят]: 45-46, 65-69; майду [сестра-Солнце и ее брат-Месяц живут в каменном доме; различные животные пытаются выманить их на небосвод; Червяк проделал отверстие, Гофер выпустил внутрь дома из мешка блох, они искусали Солнце и Месяц, те встали с нар; Солнце испугалась ходить по ночам, выбрала день, а Месяц стал ходить Ночью]: Dixon 1902, № 8.2: 78; озерные мивок [Ястреб-вождь, внук Койота и Лягушки, просит Койота сделать людей; тот берет палочки разных пород деревьев, втыкает в пол дома, всю ночь поет и танцует; утром палочки превращаются в людей, но немы; Койот заставляет их танцевать следующую ночь; утром они говорят, что блохи их искусали; Койот вместе с женою и внуком удаляется за море в страну мертвых; говорит, что люди после смерти будут к нему туда приходить]: Angulo, Freeland 1928, № 3: 236-237.

Мезоамерика. Трики [Бог создает людей, те не двигаются; он велит вшам, комарам и другим насекомым кусать их; никакой реакции; тогда посылает блох, люди приходят в движение]: Hollenbach 1980: 456.

Центральные Анды. Деп-ты Уануко, Паско, Лима [дрозд yucyuc (Turdus sp.) получает от другой птички горсть блох и бросает в лицо богини; пока та расчесывает укусы, птичка хватает ее ребенка; возвращает ребенка в обмен на все культурные растения]: Rostworowski de Diez Canseco 1983: 73; Silverblatt 1990: 21-22; Torero 1974: 225-226; Аявинья, округ Рагаш, пров Сиуас, деп. Анкаш [сперва Адам и Ева не говорят, живут вместе со зверями; Taita Dios посылает птичку сорсаль (он же юкюк, чиуако; Turdus sp.) выбросить вшей в реку; тот бросает их в голову Адама; в тот же момент А. начинает говорить с Евой; люди начинают плодиться и умирать]: Souffez 1988: 45-48; аймара (деп. Пуно) [первые люди Адам и Ева не умели говорить; Иисус бросил в них вошь, они заговорили]: Ortiz Rescaniere 1973: 24.