Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

E34. Священные флейты из праха людоеда. .19.62.

Людоед убит. Из его праха возникают табуированные для женщин музыкальные инструменты, используемые в мужских ритуалах.

Меланезия. Западный Ириан [близнецы убили людоеда, на его могиле вырос бамбук; женщины услышали, как ветер гудит в нем, сделали флейты; мужчины услышали, убили женщин, взяли флейты для тайных обрядов, где их употребляют вместе с гуделками и гонгами]: Gourlay 1972: 88.

СЗ Амазония. Опасного персонажа заманивают алкоголем на праздник, бросают в огонь; из праха вырастает пальма; из нее делают сакральные горны и флейты. Баре: Brüzzi 1994: 59-60; гуарикена [Nápiruli ловил рыбу, из воды появилась Mapiríkuli, сказала, что хочет быть его женой; беременна, но не имеет отверстия, чтобы родить; рыбы стали пытаться проделать, две не сумели, третья проделала, Н. схватил ее за хвост, пятно осталось; ребенок родился, исчез в воде; нашли плаценту, выбросили, она стала скатом; позже пришел мальчик, у него нет рта, сперва ему прорезали рот вертикально (с тех пор на губе след), затем нормально; это Kúwe; он велел поститься перед праздником дабукури (праздник плодов и инициация мальчиков); юноши сделали ключок из зуба муравья (у муравьев были зубы), наживку из личинок осы, стали ловить и жарить рыбу; К. был на дереве, почувствовал дым; поднявшись к небу, дым образовал грозовое облако, К. стал пещерой, в которой укрылись от дождя мальчики, проглотил их; он на небе; Н. заманил его алкоголем на землю; выпив, изрыгнул мертвых проглоченных, оживил табаком; его столкнули в огонь, он дымом поднялся к небу, раздались звуки сакральных музыкальных инструментов; кишки не сгорели, стали всеми видами змей, из сердца возникли муравьи, из волос скорпионы и другие муравьи; на месте сожжения выросли три куста, их названия запретны для женщин]: González Ñañez 1980, № 2: 148-162; тариана: Biocca 1965 [в пустоте жила девственница Coadidop (бабушка дней); из своих ног сделала сигародержалку, из тела - табак, в него из грудей - молоко, положила в сигародержадку, стала курить и жевать коку; с третьей попытки из дыма возник человек; сказала, что он гром, сын грома, ее внук, мужчина, его имя Enu, он всевластен над миром, должен сделать себе товарищей; он сделал из табачного дыма Enu Koana и Enu Pokurano; четвертый Гром не дает начаться голоду; К. сделала женщин Caiзaro и Paramano; стало 4 грома и 3 женщины; К. начила женщин, что делать при наступлении месячных, младшего Грома - как делать ритуальную хижину для девушкит; создала для женщин землю - круг из веревки, капнула внутрь молока - стала земля; сказала, что они должны работать, т.к. люди не могут, подобно Громам, питаться табаком и кокой; Громы попробовали заберемень, съев плоды; не смогли; приманили девушек к реке; одна попробовала плод, забеременели; не могут родить, нет гениталий; одна пошла к реке (отпечаток ягодиц виден на камнях), потеряла от боли сознание; Громы в облике обезьян разрезали ей живот сигародержалкой, забрали ребенка; он полон дыр; ребенок - Koe, Юрупари, вырос, научил петь и танцевать; открылся матери; когда говорил, слышался шум инструментов юрупари; устроил праздник, сказал, что инструменты - его кости; ушел на гору в каменный дом; выучил 3 поколения детей тариана и банива; запретил есть жареные плоды уасу; один упал в костер, дети его съели; Ю. вызвал бурю, пригласил детей в укрытие, это его зад; последний почистил зубы лепешкой, чтобы не было заметно, что он ел плоды; Ю. поверил, что он не ел, закрыл зад до того, как он вошел; Ю. взял его в свой каменный дом; дети внутри стали гнить; Ю.: Отрыжка воняет? - Нет; став попугайчиком, мальчик продолбил дыру в каменном доме Ю.; когда Ю. снова спросил про отрыжку; мальчик сказал, что тот съел его братьев, улетел; люди предлагают Ю. пиво, тот не пьет, боится, что его убьют; 3 старых Грома напоили его, бросили в костер; Ю. спалил всю землю, но Громы спаслись в пещере; послали человека посмотреть, угас ли огонь; он стал сверчком (с черной головой и ногами, живет в норке в земле); земля остыла, все вышли; из пепла Ю. выросла пашиуба, из нее сделали священные инструменты; женщинам их не показывают; там, где умер Ю., много ядовитых растений] в Brüzzi 1994: 111-112 и в S.Hugh-Jones 1979, № 8: 306; Brüzzi 1994: 241; банива: Dominguez Mendez 1986 (куррипако): 149-152; Galvão 1959: 46-47; Saake 1968: 266; десана: Kumu, Kenhire 1980: 118-119; татуйо: Bidou 1983: 38.