Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

E36. Ногти на теле.

.15.-.17.(.22.).24.25.27.28.30.-.32.34.-.38.42.

Тело человека могло бы быть покрыто жестким слоем, но он сохранился лишь на ногтях; ногти растут, потому что только их омыли живой водой.

Баски, ирландцы, арабы и евреи (средневековые тексты), (срэ), нгаджу, букиднон, маную, венгры, болгары, македонцы, чехи, русские, украинцы, белорусы, латыши, литовцы, эстонцы, финны, Эдда, персы, памирцы, коми, мари, мордва, алтайцы, манси, ханты, лесные ненцы, северные и южные селькупы, киренские эвенки, (якуты), орочи, Окинава, (чипевайян, бивер), цимшиан.

Южная Европа. Баски [ногти на руках и ногах – это то, что осталось от первоначального покрытия тела (azana)]: Roslyn 2008, личн. сообщ.

Западная Европа. Ирландцы (зап. 1933, в районе Корка) [в раю все тело Адама и Евы было покрыто ангельской красотой, она и была их одеждой; ногти на пальцах – последний ее остаток]: Muller 2006, № 61: 90.

Ближний Восток. Арабы Передней Азии: Holmberg 1927 [в средневековых еврейских и арабских письменных текстах одежда Адама и Евы состояла из ногтей, а после грехопадения сохранилась лишь на руках; (in old Jewish and Arabian tales is related how the bodies of Adam and Eve in paradise were covered with a horny substance so that they did not need clothes; nor until the fall did they, with the exception of the finger-nails and toe-nails, lose their covering)]: 384; Мошков 1901 [еврейский писатель XIII столетия, Согар, говорит, что одежда Адама в раю состояла из ногтей, а после грехопадения осталась только на руках]: 48; Мошков 2004 ["Еврейский писатель XIII столетия, Согар, говорит, что одежда Адама в раю состояла из ногтей, а после грехопадения осталась только на руках"]: 250.

(Ср. Индокитай. Срэ [Ndu предложил людям воду бессмертия; она им показалась слишком холодной и они лишь окунули в нее кончики пальцев и волосы; поэтому ногти и волосы у людей продолжают расти после смерти]: Oxford Dictionary of Asian Mythology: Indo-Chinese Mythology, http://www.answers.com/topic/indo-chinese-mythology).

Малайзия, Индонезия. Нгаджу [Lahatala все создал, кроме земли и людей; Ramjing Pahatara нашел семь земляных яиц, сделал из них фигуры мужчины и женщины, пошел принести для них каменные дыханье и кости; в это время к его жене Andin Bamban пришел Peres (Raats 1970, p.40-41: pe – «хороший», res – «плохой»; ассоциируется с нижним миром), сказал, что люди с каменным дыханьем будут жить вечно, земля переполнится, надо взять дыханье от ветра, кости из дерева, кровь из воды; АБ согласилась, кости из дерева вырезал Angoi – дядя Rangang Tingang; вернувшись, РП застал оживших людей, из принесенного камня сделал им только волосы, зубы и ногти; люди вначале висели в воздухе, РП выловил морского змея, поместил на него людей, змей стал землей; вар.: РП насыпал землю на змея, когда тот шевелится, она трясется]: Schärer 1966: 144-146.

Филиппины. Букиднон [создатель (Harita mga) Magbabaya спустился с седьмого неба на землю, слепил из глины тела первых людей; прежде, чем вдохнуть в них душу, отправился на небо за твердым покрытием для тел; в это время его брат Mangilala поднялся из седьмого подземного мира, вдохнул в творения души; Magbabaya смог лишь покрыть твердым слоем ногти людей, кожа осталась нежной, непрочной]: Eugenio 1994, № 179: 302-303; маную [Manama создал существа, имевшие блестящий покров как у нас ногти; кожа была только на суставах; они не ели; затем М. положил крест накрест две стальные балки, засыпал их обрезками своих ногтей, создав землю]: Eugenio 1994, № 37: 93.

Балканы. Венгры [тело Адама было покрыто роговой коркой, утраченной после грехопадения; она осталась лишь на концах пальцев]: Kálmány 1893: 44-45 в Erdész 1963: 62; чехи, венгры [мотив рогового покрытия на теле до грехопадения известен]: Dähnhard 1907: 226; македонцы [тело Адама и Евы было покрыто чешуей; после того, как они съели запретное яблоко, чешуя сошла как у змей и осталась лишь на кончиках пальцев в виде ногтей]: Ortenzio 2008, № 8: 40; (ср. македонцы [первые люди, Адам и Ева, были покрыты волосами; после того, как змей подговорил съесть яблоко, волосы остались только на тех местах, которые А. и Е. прикрыли руками; после изгнания из рая, им пришлось работать, а кожи на стомакот и цревата {на животе?} не было; Бог дал, надо было ее спереди сшить; у А. оказалось слишком много, возник пенис, у Евы - мало, осталось отверстие, вульва]: Ценев 2004: 12; =Ortenzio 2008, № 7: 40); (ср. болгары [Dähnhard 1907: 226 указывает, что мотив рогового покрытия на теле до грехопадения известен, но ссылается лишь на «Сборник за народни умотворения...» и на Schishmanoff 1896, № 29; в Schishmanoff 1896 материал взят из того же «Сборника...», а Ortenzio 2008 публикует ту же запись в переводе на французский как македонскую).

Средняя Европа. Русские: Добровольский 1891, № 16 [раньше у Адама и Евы тела были кожаные как ногти; когда согрешили, стали голые]: 236; Ивановский 1892 [первые люди ходили в раю нагишом, тело было покрыто твердой кожей, как ноготь; теперь она осталась лишь на ногтях]: 251; Заварицкий 1916 (Саратовское Поволжье), № 3 [у Адама вся кожа была как ногти, поэтому его не кусали насекомые; когда Бог выгнал его из рая, его шкура сменилась, а у детей осталась только на концах пальцев и то по просьбе Адама]: 71; русские, украинцы, белорусы [(много записей, в основном Западная Украина); у людей вся кожа была как ногти, им не было холодно; когда согрешили, эта кожа спала, остались одни ногти]: Белова 2004a: 239-242; Кузнецова 1998: 104; украинцы [вначале было двое людей, Ева и Мария (так!), все их тело было как у нас ногти; они увидели на яблоне яблоки, одно съели вместе, их тела стали как теперь наши {с половыми признаками}, они согрешили, М. родила сына Мыколу]: П.И. 1892: 83; чехи, белорусы [мотив рогового покрытия на теле до грехопадения известен]: Dähnhard 1907: 226.

Балтоскандия. Латыши [люди до грехопадения имели кожу, которую нельзя было ни прокусить, ни поранить; ее остаток – ногти на руках и ногах]: Вольтер 1890: 142; литовцы [Есть предание в Жемайтии и Пруссии, что Бог, сотворив первых людей в Раю Земном, тело их покрыл такой чешуей, которую теперь можно найти на ногтях, только после первой провины он содрал с них эту одежду, оставил только знаки этого райского украшения на концах пальцев рук и ног в память об их преступлении]: Jucewicz 1846: 142 {видимо, это источник Кербелите 2001 Адам и Ева в раю согрешили – стали голыми; от всей роговой оболочки остались лишь ногти]: 107}; эстонцы, финны [кожу людей покрывал роговой слой, после грехопадения сохранившийся только на ногтях]: Maasing 1998: 65-66.

Иран – Средняя Азия. Персы [многие верят, что до грехопадения тело Адама было покрыто материалом, из которого сейчас состоят только ногти; отрезанные ногти сохраняются и не гниют]: Donaldson 1938: 185; Западный Памир (Шугнан, Бартанг, Рушан и др.) [в раю тела Деда-Адама и Момо-Хавво были покрыты таким же твердым веществом, как ногти, оно заменяло им одежду; когда по наущению шайтана они съели зернышки пшеницы и были изгнаны из рая, ногтяной покров с тел пропал, остался только на ногах и руках; так как ногти не покинули человека, состриженные ногти надо хоронить в чистом укромном месте]: Мухиддинов 1989: 38.

Волга - Пермь. Коми: Конаков 1999 [=Konakov et al. 2004: 272; первоначально у людей вместо кожи было прочное роговое покрытие, теперь оставшееся только на ногтях; родители оставили ребенка под надзором собаки; Омöль, соблазнив собаку теплой шерстью, получил доступ к ею ребенку и обмазал его своими соплями и слюной; после этого роговое покрытие сохранилось лишь на ногтях]: 43; Fokos-Fuchs 1951 в Рочев 1984, № 107 [крестьянин нанял в няньки собаку; леший обещал ей шубу, если даст осмотреть ребенка; леший оплевал ребенка, вывернул наизнанку, собаке дал шубу; хозяин вернулся, прогнал собаку на двор; раньше у ребенка была твердая кожа, теперь осталась лишь на ногтях]: 114 (=Лимеров 2005, № 52: 51); мари: Акцорин 1991, № 2 [Бог создал мужчину и женщину, у которых тело было покрыто ногтями; дьявол сказал, что Юмо велел есть яблоки; люди съели, их тело стало чистым], 3 [женщина родила, слышит голос, Этот ребенок сейчас же будет ходить; она молчит; Будет ходить через год; молчит; Через три года; голос хотел сделать тело человека покрытым сплошь ногтями; Ногти оставим лишь на пальцах, будем носить одежду, постоянно ее менять; здесь женщина ответила]: 30-31, 31; мордва [в отсутствие Шкабаваза Шайтан приходит к воротам рая, обманув собаку, проникает туда, оплевывает человека, кроме кончиков пальцев на руках и ногах; до этого кожа была роговая; Шкабавазу не удалось очистить плевки, он вывернул кожу человека наизнанку]: Девяткина 1998: 297-298.

Южная Сибирь - Монголия. Алтайцы [после того, как первый человек съел плод с запретного дерева, роговое покрытие на его теле исчезло]: Bächtold-Stäubli 1931-1932: 122 в Erdész 1963: 62; (ср. монголы [первые люди быи сильными и обросшими шерстью; Бог опасался, что они уничтожат всю дичь; он снял с человека шерсть, подрезал сухожилия; человек голову руками закрыл, волосы остались на голове и под мышками]: Скородумова 2003: 37-38).

Западная Сибирь. Южные манси: Лукина 1990, № 107 [Светлый-мальчик (СМ), сын Светлого Мужа-Отца (Нум-Торума) уходит с неба в средний мир; там везде вода; высморкался, создал из соплей тундровый холм; приплывает черт, пытается порвать холм, СМ вынимает из кармана двух гагар с железными клювами, они убивают черта; посылает их нырять за землей; первая выныривает через без семи месяцев семь лет, вторая через семь лет, отряхивается, появляется каменистая земля; ее жители смертны; СМ высмаркивается, возникает червь-змея, превращается в мужчину; встречает женщину Ерш; они спрашивают друг друга, из чего каждый возник; он – из соплей Светлого мужа-отца, она – из черной земли; она ложится, тянет его к себе, у него гениталии под мышкой; она отрывает их и ставит на место, они совокупляются; мужчина покрыт кожистой, користой оболочкой; женщина Ерш велит ему найти трехлистное дерево, съесть с него три ягоды; оболочка сходит; они рожают целый род девочек и мальчиков]: 42 [остатки твердой оболочки на теле - ногти], 291-293; манси (Лосьва) [Нум-Торум сделал людей, смешав глину со снегом, покрыл тела твердой оболочкой; пошел за душой; в это время Шул-Атыр испортил фигуры, оболочка осталась только на ногтях; поэтому люди болеют]: Munkácsi 1908: 228; ханты: Кережи 2000 (сургутские, р. Тромаган, зап. 1992) [хантыйский бог сделал мужчину и женщину из материала, из которого теперь только ногти; велел иметь только двух детей, жить до ста лет; ушел по делам; в это время русский бог обманул собаку, которая была сторожем, придал телу людей современный облик; велел иметь много детей; тогда люди будут быстро умирать, русский бог будет их съедать; хантыйский бог вернулся, решил отомстить; пошел в город, превратил там русских людей в муравьев; поэтому в лесах много муравейников; иначе бы русские заселили всю землю]: 185-186; Кулемзин, Лукина 1977 [человек произошел от рыбы и когда-то был весь в чешуе, которая осталась в виде ногтей]: 123; лесные ненцы (род Айваседа) [тела людей были покрыты пленкой (нелаку); она защищала их от невзгод и болезней, обрекая на бессмертие; из-за коварства Кавшаh вэ'ку ("Черного мужика", духа болезней, обитающего в нижнем мире) люди лишились защитного покрытия, только ногти остались; ногти стряхивают в щели половых досок; один человек небрежно обстригал ногти, кусочек отлетел, это плохо отразилось на его дальнейшей судьбе]: Сподина 2008: 173; северные селькупы [тюнолы – первые люди, сотворенные богом, великаны выше деревьев, их тело было покрыто роговым панцирем, у современных людей его остатки сохранились в виде ногтей; они не носили одежды; Нум взял их по небу, теперь ходят в виде облаков]: Пелих 1998: 36; южные селькупы: Пелих 1972: 341 [у собаки была кожа, как у человека ногти; лоз (Черт) подошел, собака залаяла; он предложил ей поменяться шкурой; Бог проклял собаку, велел есть то, что человек бросит; теперь собака не лает на лоза, человек не знает, когда лоз приходит], 342 [у людей все тело было покрыто твердым блестящим как ногти покровом; люди были сильными; ложась спать, плевали в чашку и там заводился ребенок; нам от них остались лишь ногти на руках и ногах; те люди не ели, к запаху принюхивались, тем насыщались].

Восточная Сибирь. Киренские эвенки [в верхнем мире жили два брата; старший велел утке нырнуть на дно Байкала, достать песок; младший положил на море лист, на него землю; от ветра лист смялся складками, получились горы; младший сделал собаку и человека, покрыл его крепким панцирем, велел Собаке не давать старшему брату ключей от амбара, где человек; старший обещал сделать собаке теплую шкуру, получил от нее ключ, содрал с человека панцирь, оставил только на ногтях; за это младший лишил собаку дара речи]: Пинегина и др. 1952: 49-50; (ср. верхоянские якуты [Бог сотворил человека, сделал караульщиком своего дома ырей; сатана попросил впустить, предложил белую, затем пеструю, наконец, черную шубу (черный мех якуты особо ценят), человек впустил, сатана все в доме изгадил; Бог вернулся, лишил человека покрывавшей его шерсти, пусть теперь ходит в шубе]: Серошевский 1896: 653-654).

Амур - Сахалин. Орочи [Хадау создал человека, велел Собаке его не кормить, пошел за одеждой; Собака накормила человека; за это Х. сделал Собаку собакой, велел есть обглоданные кости; Х. хотел дать человеку твердую одежду, теперь не дал; остатки этой одежды - ногти; Х. убил стрелами два из трех солнц; родилась женщина; дети от ее брака с первым человеком стали предками отдельных родов]: Аврорин, Лебедева 1966, № 49: 195-196.

Япония. О-ва Мияко [в ночь на праздник сицы человек облился молодильной водой раньше змеи, омолодился; на следующий год уступил змее, облился после нее; змея омолодилась, человек с тех пор не омолаживается; люди молодели, сбрасывая кожу, подобно змеям; вар.: человек вымыл только руки и ноги, поэтому ногти отрастают]: Невский 1978: 91; Окинава [13 записей; Луна и Солнце послали жаворонка доставить людям живую воду, но жаворонок по дороге бросил воду и стал клевать землянику. Тем временем змея облилась живой водой, стала менять кожу и жить вечно. Те остатки воды, которые принес людям Жаворонок, они налили на свои ногти, которые начали отрастать. Жаворонок доложил об этом Луне и Солнцу, они связали его веревкой, сделали его тело меньше размером, а ноги тоньше]: Наоно Фукасава 2015 («Цукан», № 487).

(Ср. Субарктика. Чипевайян: Lowie 1912 [все птицы белые; человек решает раскрасить их; красит Гагару в черную крапинку, других – в разные цвета; обещает Ворона разрисовать как Гагару, тому не нравится; тогда красит его целиком в черный цвет; убегает вместе с другими птицами, Ворон за ними, догоняет Грача, красит его черным; строит длинную изгородь, отгораживая оленей от людей; тот, кто раскрашивал птиц, посылает Сову проследить; люди приходят к загону; Ворон отгоняет каждого, приближающегося ко входу; Песцы проскальзывают, освобождают оленей; Ворон делает шкуры оленей неуязвимыми для стрел; снимает заклятье, когда ему обещают оставлять потроха убитых животных]: 184-185; Petitot 1986 [старуха-Ворон прячет животных; Сова их находит; Волк, Лис не могут проникнуть к ней; Голубая Сойка выпускает животных; старухе сохранили жизнь; за это она разбила костяной панцирь, покрывавший тела копытных], № 16: 379-281; бивер [Ворон загоняет животных под землю, держит за дверью из жира; Козодой следит за ним; люди ломают дверь, выпуская животных; Ворон покрывает тела животных костяным панцирем, лишь нос уязвим; но сам же страдает от голода; делает ребра животным]: Goddard 1916: 250-251).

СЗ побережье. Цимшиан [Ворон совокупляется с камнем и с бузиной; если бы Камень родила первой, люди были бы покрыты твердой чешуей и не умирали; первой рожает Бузина, поэтому люди смертны, а прочное покрытие только на пальцах (ногти)]: Boas 1895, № XXIII.2: 278; 1902: 72; 2002: 561; Deans 1891: 34.