Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F15. Пенис трикстера растет из земли, K1315.2.1.

.19.24.41.-.43.46.

Трикстер высовывает из земли свой напоминающий растение пенис, провоцируя женщину сесть на него.

Меланезия. Тробрианцы [две женщины идут на пляж за водой; мужчина делает топор, приглашает к себе, получает отказ; зарывается на пляже в песок, выставляя пенис; обе женщины, отталкивая друг друга, совокупляются; на третий день решают забрать «палку» с собой, вырывают обманщика; тот убегает и дразнит их]: Malinowski 1932: 345-346.

Малайзия. Сенои (семаи) [Enku (Гром) пожелал жену младшего брата, превратил свой пенис в гриб (вид гриба похожий на эректированный фаллос); женщина случайно села на него; узнав о проделке, младший брат развел вокруг гриба огонь; так Гром получил свой голос (информант смеется)]: Dentan 1968: 23.

(Ср. Амур – Сахалин. Нивхи [раньше нивхи не ели свинину, т.к. свиньи едят грибы; грибы нивхи тоже не ели; гриб – пенис черта, который он высунул из-под земли]: Березницкий 2003, № 34: 132).

Субарктика. Талтан [люди не знают о половых контактах; Ворон совокупляется с девушкой, ее ноги распухли; чтобы выздороветь, он велит ей найти что-то, торчащее из земли и сесть сверху; это его пенис; девушка беременеет; Ворон забывает объяснить, как рожать; сперва женщинам вспарывали животы; одна отказалась, родила нормально; с тех пор все женщины так рожают]: Teit 1919, № 1.8: 206-207.

СЗ побережье. Хайда (Скайдгейт) [Ворон кладет в костер желтьый кедр, искры летят его сестре Сивас между ног; Ворон говорит, что ожог пройдет, если пойти и сесть на что-то красное и короткое, выступающее из земли; сестра так и делает, обнаруживает под собой брата, тут же рожает мальчика]: Swanton 1905: 127; беллакула: Boas 1895, № XXII/1 [как в McIlwraith; Ворон спрашивает деревья, как они горят; ель разбрасывает искры; девушка бьет Ворона]: 243; 1898 [Ворон женится на вдове, ему нравится ее дочь; он спрашивает различные деревья, как те горят; туя отвечает, что искры от нее отлетают женщинам в гениталии; Ворон советует девушке вылечить ожог, сев в лесу на некое растение; спрятавшись, выставляет свой пенис, та садится; Ворон не приглашен на праздник; притворяется больным, тайком подходит, кричит, велит сыновьям посыпать его золой, будто он не выходил из дома; говорит, что те крики означают приближение врагов; люди уходят, Ворон поедает праздничную еду; спрашивает Оленя, когда тот жирнее всего; ведет на луг к краю пропасти; говорит, что он, Ворон, был уже тогда, когда горы начинали расти; Олень отвечает, что он был, когда Солнце лишь начинал придавать миру его нынешний вид; Ворон сталкивает Оленя с обрыва, поедает; зайдя в пустой дом, видит запасы рыбы; велит сестрам все грузить в лодку; невидимые руки бьют его и сестер; Ворон ходит по гостям, просит нанести ответные визиты; птичка рубит себе ногу каменным ножом, оттуда сыплется икра; Тюлениха держит над огнем руки, капает жир; другая птичка поет, короб наполняет ягодами; Ворон лишь ранит себя, в его коробе экскременты; он плывет к Лососям; велит сестрам продырявить лодки; просит дочь вождя помочь отнести еду в его лодку, увозит девушку, Лососи в дырявых лодках не могут его преследовать; дома велит жене сделать его волосы такими же длинными, как у нее; она предупреждает, что повешенные сушиться лососи запутаются в его волосах; так и случается, Ворон кричит, что не хочет ловить их повторно; оскорбленная жена прыгает в воду, все лососи оживают и уплывают за ней]: 90-95; McIlwraith 1948(2) [Ворон велит горящей коре упасть между ног сидящей у очага женщины; чтобы вылечить ожог, советует пойти в лес и сесть на растение, которое можно узнать по его колебательным движением; прячется в земле, выставив свой пенис; девушка замечает глаза Ворона, уходит]: 410-413; квакиутль (тлатласикоала невети) [как у беллакула]: Boas 1895, № XVIII/1: 178-179.

Побережье - Плато. Чилкотин [как у беллакула; Ворон]: Farrand 1900, № 5: 17; клакамас [Койот говорит Фазанихе, что он ее брат; просит ее детей танцевать (закрыв глаза?), незаметно сворачивает им шеи; некоторые спасаются, они предки нынешних фазанов; Койот приходит в дом, где мать и дочь; говорит, что девушка низкого роста, пусть придет на пляж, там найдет целебное средство; спрятался в песке, выставив пенис, девушка на него села; мать говорит дочери, что та выросла; Койот видит девушек на другом берегу реки; они зовут его совокупляться; Койот переплывает реку, но девушки теперь на той стороне, где он сам перед этим был; экскременты Койота говорят ему, что это не девушки, а... (информант не знал перевода); Койот велит им стать двумя скалами; приходит к мужчине, из тела которого что-то сочится; тот собрал это, испек, дал Койоту; Койот не ест, хозяин положил ему с собой в сумку; когда открыл, там осетрина; Койот вернулся, вместо дома – вода; справил нужду, его экскременты говорят, что хозяин был Осетром; Койот помогает человеку взвалить на спину хворост; тот говорит, что у него рожает жена; Койот выдавливает гной из пальца женщины, велит носить плод в чреве, а не в пальце, показывает, как совокупляться; другой человек рубит в щепу деревья, кормит щепками свой длинный пенис; Койот поменялся с ним пенисами; если не давать пенису щепок и веток, тот кусает ноги; Койот пускает пенис под водой в младшую девушку; боится, что ее унесет река, велит отрезать пенис осокой; приходит под видом шамана лечить заболевшую; делает вид, что слаб, его должны нести 5 девушек, 5 вдов, 5 брошенных женщин; совокупляется с ними; велит Журавлям, Стервятникам, Гусям громко петь; Блоха входит, видит, что шаман совокупляется с девушкой; Койот убегает, девушка выздоровела; см. далее мотив K1H]: Jacobs 1958, № 9: 80-92.

Великие равнины. Две девушки собирают землянику; Старик посылает свой пенис к ним под землей; девушки принимают его за ягоду, лижут его, он сладок. Черноногие [одна садится на него, поднята им]: Josselin de Jong 1914 [обе девушки убегают]: 23; Wissler, Duvall 1908, № 20 [разорвана пенисом]: 35; кроу [Старик-Койот прячется в земле, выставив пенис; девушки не могут сорвать эту ягоду, идут за камнем, чтобы ее разбить; Старик-Койот убегает]: Lowie 1918: 44; Simms 1903, № 3: 284.

(Ср. Большой Бассейн. Западные шошони [небесный пенис - это растение, с корневищем 15 см длиной; его запекают, снимают кожуру и едят; это запасной пенис Койота; cр. мотив F59]: Smith 1993: 58).